Решение. О перерасчете оплаты за ненадледжаще оказанную услугу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Иркутск 28 марта 2011 года

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе

председательствующего судьи Хижаева А. Ю.,

при секретаре Сахаровой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-925/2011 по иску Маньковой О.Д. к открытому акционерному обществу «Южное управление жилищно-коммунальными системами» о перерасчёте оплаты за ненадлежащее оказанную услугу, взыскании неустойки, компенсации морального вреда,

установил:

В обоснование искового заявления истец указала, что проживает в доме по адресу: ....

Согласно договору от ... услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества, предоставлению коммунальных услуг жителям дома оказывает ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами».

Свои обязательства управляющая организация не выполняет в полном объеме. В квартире истца в период с ... по ... было только + 16 градусов, а с ... стало +14 градусов.

Истец сообщила об этом в аварийную службу города, так как это была суббота, но там отказались регистрировать заявку, пояснив, что выезжают только на аварии. Тогда истец поставила в известность старшую по дому Ч. и директора подрядной организации Л.

Л. пообещал увеличить подачу тепла, но не сделал этого, а также не составил акт о замерах температуры.

Согласно Правил предоставления коммунальных услуг в случае предоставления услуг ненадлежащего качества потребитель только уведомляет об этом исполнителя в письменной форме или устно, сообщая при этом фамилию, адрес и вид услуги ненадлежащего качества. Иных требований к сообщению Правила не содержат.

При получении сообщения обслуживающая организация обязана составить необходимые акты в двух экземплярах.

Истец обратилась к старшей по дому с просьбой провести замеры температуры и составить акт. Вместе с представителем общественной организации по защите прав потребителей ОО «Правовая защита дома» К. были проведены замеры и составлен акт от ...

После длительных выходных истец сразу подала письменное заявление вх. от ... в диспетчерскую ОАО «ЮУЖКС».

Подача тепла не была увеличена и не был составлен акт.

По просьбе истца повторно ... старшей по дому были проведены замеры и составлен акт.

Из-за бездействий Л. истец подала второе заявление в диспетчерскую ОАО «ЮУЖКС» вх. от ...

Отопление было отрегулировано только ...

Таким образом, в период с ... по ... истцу предоставлялась услуга отопления ненадлежащего качества.

В результате не принятия ответчиком и его подрядчиком своевременно необходимых мер по обеспечению надлежащей работы отопительной системы – в новогодние праздники и весь январь истец постоянно мерзла, находилась в неблагоприятных условиях, вследствие чего настроение было испорчено, из-за холода ухудшилось здоровье, обострилось заболевание суставов. Истцу был причинен моральный ущерб, который она оценивает в ... руб.

Статьей 31 закона «О защите прав потребителей» установлены сроки удовлетворения отдельных требований потребителей, согласно которой требование потребителя об уменьшении цены подлежит удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления требования. За нарушение этих сроков согласно п. 3 ст.31 исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 3 % цены оказания услуги, а если цена оказания услуги договором не определена - общей цены заказа, в соотв. с, п. 5 ст. 28 этого закона.

При этом, уплата неустойки не освобождает исполнителя от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.

Кроме того, в соотв. с п. 6 ст. 13 за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителей суд взыскивает с исполнителя штраф в размере 50 % от суммы, присуждённой судом в пользу потребителей.

Истец просила суд обязать ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами», ... - в 10-тидневный срок провести перерасчет Маньковой О.Д., ... оплаты за ненадлежащее качество услуги отопления за период с ... по ... включительно.

Также просила суд взыскать с ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» в пользу Маньковой О.Д. неустойку в размере ... руб., компенсацию морального вреда ... руб., штраф в размере ... руб.

В судебном заседании истец Манькова О.Д. исковые требования поддержала в полном объеме и дала по ним свои поясненияю.

Представитель ответчика ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» Коношонкина Н.А., действующая на основании доверенности от ..., действительность которой судом проверена, исковые требования не признала.

Заявила ходатайство о применении к требованиям Маньковой О.Д. срока исковой давности (л.д. 32).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Маньковой О.Д. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как установлено судом, Манькова О.Д. является собственником и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ..., что подтверждается договором на передачу квартир в собственность граждан (л.д. 8).

Согласно договору от ... услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества, предоставлению коммунальных услуг жителям ... оказывает ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» (л.д. 14-17).

При этом, исходя из письма ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» от ... обслуживание ... с ... осуществляло ООО «Баргузин» (л.д. 26).

Как следует из материалов дела, в период с ... по ... температура воздуха в квартире истца составляла + 16 градусов, а с ... +14 градусов.

Согласно п. 64, 65 Правил предоставления коммунальных услуг в случае предоставления услуг ненадлежащего качества потребитель только уведомляет об этом исполнителя в письменной форме или устно (в том числе по телефону), сообщая при этом фамилию, адрес и вид услуги ненадлежащего качества.

При получении сообщения обслуживающая организация обязана в порядке установленном пунктами 66 - 70, 73 Правил составить необходимые акты в двух экземплярах, однако не сделала этого.

Установлено, что истец сообщила о недостаточной подаче тепла в аварийную службу города, так как это была суббота, но там отказались регистрировать заявку, пояснив, что выезжают только на аварии. Тогда истец поставила в известность старшую по дому Ч. и по телефону ... директора подрядной организации ООО «Баргузин» Л., который непосредственно обслуживает дом по договору с ОАО «ЮУЖКС».

Из материалов дела следует, что ... в соответствии с п. 11а, 13, 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от ... комиссией в составе старшей по дому по ... Ч., представителя общественной организации по защите прав потребителей ОО «Правовая защита дома» К. в присутствии собственника квартиры Маньковой О.Д. были проведены замеры температуры в жилых помещениях. Температура в кухне и комнатах составила + 16 градусов, в угловой комнате + 15 градусов (л.д. 11).

... истец подала письменное заявление вх. в диспетчерскую ОАО «ЮУЖКС» с просьбой о подаче тепла и перерасчете (л.д. 9).

Однако, подача тепла не была увеличена, что подтверждается актом от ... при этом температура воздуха в кухне и комнатах составляла + 14 градусов, в угловой комнате + 13.

Истец подала второе заявление в диспетчерскую ОАО «ЮУЖКС» вх. от ... (л.д. 10).

Но в связи с тем, что подача тепла увеличена не была, истец подала данные заявления в офис ОАО «ЮУЖКС», где они зарегистрированы вх. от ...

Подача отопления была восстановлена только ...

В соотв. с п. 5 ст. 4 ФЗ «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

В отношении услуг по эксплуатации центрального отопления жилого дома обязательные требования установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилого фонда (утв. постановлением Госстроя РФ № 170 от 27 09.2003г.), которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда являются обязательными для исполнения.

Требования к предоставлению коммунальных услуг установлены Правилами предоставления коммунальных услуг (утв. Пост. Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г.), в соответствии с которыми должно быть обеспечено бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха (п. 9).

Согласно п. 15 ч. 6 приложения № 1 этих Правил температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже + 18 градусов (в угловых комнатах + 20 градусов), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки - 31 градус и ниже - температура в жилых помещениях должна быть + 20 градусов (в угловых + 22 градуса).

При этом, обязательным требованием к качеству отопления является бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода.

В соответствии с этими требованиями ОАО «ЮУЖКС», согласно п. 1.2 Договора управления должно было обеспечить надлежащее качество услуги отопления в течение отопительного периода.

Судом установлено, что в период с ... по ... истцу предоставлялась услуга отопления ненадлежащего качества с недопустимым отклонением от установленных параметров температуры воздуха в жилых помещениях, чем было нарушено право истца на получение коммунальных услуг надлежащего качества (п.51 Правил).

Суд не принимает во внимание довод представителя ответчика о том, что акты истцом составлены в одностороннем порядке, т.к. материалами дела установлено, что истец надлежащим образом уведомила ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами», ООО «Баргузин» о снижении температуры в ее квартире (л.д.9,10).

Согласно п.64,65 Правил предоставления коммунальных услуг в случае предоставления услуг ненадлежащего качества потребитель только уведомляет об этом исполнителя в письменной форме или устно, сообщая при этом фамилию, адрес и вид услуги ненадлежащего качества. Иных требований к сообщению Правила не содержат. При получении сообщения обслуживающая организация обязана составить необходимые акты в двух экземплярах. Этого ответчиком сделано не было.

Рассматривая ходатайство о применении к требованиям истца срока исковой давности, суд приходит к следующему.

Согласно п. 3.9 Договора управления многоквартирным домом плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца следующего за истекшим месяцем. Оплата осуществляется на основании выставляемого Управляющей организацией счета, где указываются размер платы, сумма задолженности, а также сумма пени, определенная в соответствии с условиями договора.

Таким образом, о сумме оплаты за январь 2008 г., а также об отсутствии перерасчета истец могла узнать только в феврале 2008 г.

При этом, исковое заявление, исходя из штемпеля на конверте подано истцом ... (л.д. 19). В связи с чем, срок исковой давности истцом не пропущен.

Поэтому в удовлетворении ходатайства ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» о применении к исковым требованиям Маньковой О.Д. срока исковой давности надлежит отказать.

Учитывая, что в период с ... по ... Маньковой О.Д. предоставлялась услуга отопления ненадлежащего качества с недопустимым отклонением от установленных параметров температуры воздуха в жилых помещениях, суд приходит к выводу, что требования истца об обязании ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» в 10-дневный срок произвести Маньковой О.Д. перерасчет оплаты за ненадлежащее качество услуги отопления по ... за период с ... по ... включительно обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно Договору управления многоквартирным домом услуга по начислению платежей и их перерасчету входит в состав услуг по управлению и содержанию жилого дома и на данную услугу соответственно распространяются требования Закона РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии со ст. 27 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан осуществить выполнение работы, оказание услуги в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг).

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг и договором управления данный перерасчет ОАО «ЮУЖКС» должно было сделать в последующем за истекшим месяце, то есть в феврале 2008г.

Из материалов дела следует, что истец неоднократно обращалась в ОАО «ЮУЖКС» с требованиями о перерасчете, впоследствии истец подала повторно претензию в ОАО «ЮУЖКС» вх. от ..., в которой просила в 10-дневный срок провести перерасчет за отопление за 2008 год.

В соотв. с п. 77 Правил, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

Coгласно п.3.13 Договора цену договора составляют средства, полученные Управляющей компанией в виде платы за содержание и ремонт жилого помещения (л.д.15).

Согласно сообщению ОАО «ЮУЖКС» исх. от ... в 2010 году плата за содержание и ремонт в доме по ... составляла ... руб. и ... руб. соответственно за 1 кв. м жилой площади (л.д.18).

Согласно договору приватизации размер общей жилой площади ... составляет 91 кв. м.(л.д.8)

Таким образом, общая цена договора с ОАО «ЮУЖКС» по жилому помещению истца составляла в месяц :

...

Следовательно, размер неустойки, начиная с ... по ... составляет: ... х кол-во дней просрочки, но не более общей цены договора, т.е. ...

Учитывая требования ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также то, что в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» сумма взысканной неустойки не может превышать сумму договора, с ответчика в пользу Маньковой О.Д. подлежит взысканию неустойка в размере ...

Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Суд считает, что неправомерными действиями ответчика нарушены также личные неимущественные права Маньковой О.Д., связанные с предоставлением ей ответчиком услуги не надлежащего качества.

На основании анализа фактических данных, при которых был причинен моральный вред, учитывая, что истец в новогодние праздники и весь январь испытывала дискомфортное состояние связи с недостаточной температурой воздуха в жилом помещении, а также ненадлежащее поведение ответчика в отношении законных требований истца о перерасчете, учитывая, что ответчик является юридическим лицом, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет возмещения морального вреда ... руб.

Согласно п.6 ст.13 ФЗ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В связи с чем, с ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» в доход местного бюджета подлежит взысканию штраф в размере ...

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

В удовлетворении ходатайства открытого акционерного общества «Южное управление жилищно-коммунальными системами» о применении к исковым требованиям Маньковой О.Д. срока исковой давности – отказать.

Исковые требования Маньковой О.Д. к открытому акционерному обществу «Южное управление жилищно-коммунальными системами» о перерасчёте оплаты за ненадлежащее оказанную услугу, взыскании неустойки, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать открытое акционерное общество «Южное управление жилищно-коммунальными системами» в 10-дневный срок произвести Маньковой О.Д. перерасчет оплаты за ненадлежащее качество услуги отопления по ... за период с ... по ... включительно.

Взыскать с открытого акционерного общества «Южное управление жилищно-коммунальными системами» в пользу Маньковой О.Д. неустойку в размере ... компенсацию морального вреда в сумме ...., а всего ....

В части требований Маньковой О.Д. к открытому акционерному обществу «Южное управление жилищно-коммунальными системами» о взыскании компенсации морального вреда в сумме ... руб. – отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Южное управление жилищно-коммунальными системами» в доход местного бюджета штраф в размере ...

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения, который стороны могут получить 5 апреля 2011 г.

Судья: А.Ю. Хижаев