решение от 24.08.2010, Управление оспотребнадзора по РБ к МУП `Управление трамвая`



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года г. Улан-Удэ

Судья Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Болотова Ж.Т., при секретаре Дансаруновой П.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ к МУП «Управление трамвая» о понуждении к исполнению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ просит обязать МУП «Управление трамвая» выполнить п. 3 Предписания Номер обезличен от Дата обезличена г., разработать и утвердить в установленном законом порядке проект обоснования размера санитарно-защитной зоны (далее СЗЗ) и установить СЗЗ для МУП Управление трамвая по адресу г.Улан-Удэ, ....

Представитель истца Васильева М.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала и суду пояснила, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ была проведена плановая проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МУП «Управление трамвая». По итогам проверки был составлен акт от Дата обезличена г.

На предприятии имеется проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для МУП «Управление трамвая», согласно которому в результате проведенной инвентаризации разработчиком проекта ПДВ ИП Ханхуновым Ю. М. в МУП «Управление трамвая» зарегистрировано 19 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, из них 14 организованных и 5 неорганизованных источников выбросов. В атмосферный воздух от источников выбросов поступают 51 загрязняющее вещество, в т. ч. 39 жидких и газообразных, 12 твердых. Общий валовый выброс загрязняющих веществ составляет 1,4237245 т/год.

Максимальная приземная концентрация веществ, входящих в группу суммации (Азота диоксид + серы диоксид + углерод оксид + фенол), выбрасываемых МУП Управление трамвая» составляет 0,117 предельно-допустимой концентрации (ПДК) в жилой зоне. Максимальные расчетные приземные концентрации превышают 0,1 ПДК также по ксилолу, толуолу, сольвенту нафта, спирту н-бутиловому.

Согласно п. 1.2 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.Дата обезличена-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК или ПДУ».

Согласно расчетов рассеивания выбросов в атмосферный воздух, проведенных в рамках проекта ПДВ установлено, что МУП «Управление трамвая» является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека по указанным химическим факторам, так как уровни загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК.

Наличие комплекса загрязняющих веществ в атмосферном воздухе от деятельности МУП «Управление трамвая» способствует ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, создает неблагоприятные условия для среды обитания населения, оказывает неблагоприятное воздействие на состояние здоровья, самочувствие человека и может привести к развитию и обострению хронических заболеваний органов дыхания, пищеварения.

В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от Дата обезличена Номер обезличенФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, т.е. санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III классов опасности является обязательной. Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений представляемой в составе проекта.

Дата обезличена г. Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ для устранения выявленных нарушений МУП «Управление трамвая» было выдано предписание Номер обезличен со сроком выполнения до Дата обезличена г.

Однако до настоящего времени МУП «Управление трамвая» не разработало проект обоснования размера санитарно - защитной зоны, не установлена окончательная санитарно - защитная зона с результатами натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров, что подтверждается актом проверки от Дата обезличена г.

Таким образом, в целях защиты конституционных прав населения города Улан-Удэ на благоприятную окружающую среду и благополучную санитарно-эпидемиологическую обстановку, защиту здоровья населения от негативного влияния деятельности трамвайного депо МУП «Управление трамвая», необходимо устранение выявленного нарушения в деятельности МУП «Управление трамвая», путем создания санитарно-защитной зоны.

Утверждение ответчика о том, что согласно п. 4.3 СанПин 2.2.1/2.Дата обезличена-03 установка СЗЗ является обязанностью Управления безосновательна, т.к. в этом пункте говорится об установлении и изменении размеров СЗЗ на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя.

Считает несостоятельными доводы Сергеевой Е.В. о том, что ответчиком не разрабатывается и не согласовывается проект санитарно-защитной зоны, т.к. в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от Дата обезличена Номер обезличенФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствие с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Доводы ответчика о том, что в настоящее время зарегистрировано 8 источников выбросов безосновательны, т.к. у МУП «Управление трамвая» имеется проект предельно-допустимых выбросов (далее ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу, из которого видно, что на предприятии зарегистрировано 19 источников выбросов загрязняющих веществ. На основании утвержденного проекта ПДВ Бурприроднадзором были выданы разрешения на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2008-2010 годах. Также этот довод опровергается тем, что в соответствии с п.2.12 СанПин 2.2.1/2.Дата обезличена-03 лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ. В соответствии с п.3.3.1 проекта ПДВ расчеты проектировщиком проводились в зоне влияния выбросов ответчика и прилегающей жилой застройки, т.е. не в зонах соседних предприятий.

Просит понудить ответчика МУП «Управление трамвая» выполнить п. 3 Предписания Номер обезличен от Дата обезличена г., а именно: разработать и утвердить в установленном порядке проект обоснования размера санитарно- защитной зоны и установить санитарно - защитную зону для МУП «Управление трамвая» по адресу: 670047, г. Улан-Удэ, ..., в срок до Дата обезличена г.

Представитель ответчика Сергеева Е.В. действующая на основании доверенности, иск не признала, суду пояснила, что разработать санитарно-защитную зону и проект обоснования размера СЗЗ - это разные понятия. Действующая редакция СанПина 2.2.1/2.Дата обезличена-03 п.п. 2.1, 2.2, 4.1 устанавливают последовательность - 1. Расчётная СЗЗ, 2. Окончательная СЗЗ, режим территории СЗЗ.

В Предписании Номер обезличен содержится требование - разработать и согласовать СЗЗ, а истец просит разработать и утвердить в установленном порядке проект обоснования размера санитарно-защитной зоны и установить санитарно-защитную зону. Однако МУП «Управление трамвая» не разрабатывает и не утверждает, а также не устанавливает СЗЗ. Разработкой проекта занимаются специализированные учреждения. Согласно п. 4.3 СанПина, установлением размеров СЗЗ осуществляется самим же истцом - на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного санитарного врача субъекта РФ.

Порядок в Республике Бурятия о разработке, утверждения проектов организации СЗЗ отсутствует, в нарушение ст.6 Федерального закона от Дата обезличена года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Без установленного порядка не выполнимы требования СанПина.

На предприятии зарегистрировано 8 выбросов загрязняющих веществ. Основным показателем превышения загрязняющих веществ является азот диоксид 0,117 ПДК, который образуется от выбросов автомашин. Его величина принята расчётным путём на линии соединения между жилыми домами и максимально приближена к границе предприятия. Этот показатель спорный, т.к. вокруг предприятия автомобильные дороги с большим потоком транспорта. Доля или вклад предприятия для проекта СЗЗ не определялся. Остальные показатели общего фона в ПДВ вообще без выделения доли предприятия, поэтому нельзя судить о превышении ПДК.

В п. 2.1 СанПина указано, что для объектов 1-3 классов разрабатывается проект ориентировочного размера СЗЗ. Ответчик же требует выполнить проект СЗЗ, что ранее требовал СанПин в редакции 2008 г.

Проект ориентировочного размера СЗЗ выполняется при условии превышения уровня предельно допустимой концентрации 0,1 ПДК/или ПДУ, для выполнения проекта санитарно-защитной зоны допустимая концентрация не установлена. Проект ПДВ разработан для получения разрешения предприятием на выброс в атмосферу загрязняющих веществ и не означает, что выбросы превышают норму. Также проект ПДВ предприятию необходим для определения величины оплаты за размещение отходов производства. Применять ПДВ к проекту ориентировочного размера СЗЗ - неверно.

В период с июля 2007 г. по июль 2010 г. с баланса предприятия списано 10 единиц автомобильного транспорта и 11 единиц электрического транспорта. Всего на балансе предприятия 20 автомобилей и 75 трамваев. Из них, лишь 8 автомобилей работает в дневное время - обслуживание персонала предприятия, 6 единиц в ночное время -технический транспорт.

В связи с неблагоприятным финансовым состоянием предприятия, уменьшилось производство работ по капитальному ремонту пути и контактной сети, соответственно, потребление топлива (бензин, дизтопливо) снизилось на 17 тонн в год, а значит, и сократились выбросы в атмосферный воздух. Расчёты в ПДВ, выполненные в 2007 году, не соответствуют действительности. В этой связи просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Специалист ФИО5 суду пояснила, что она разрабатывала проект нормативов ПДВ для МУП « Управление трамвая». Расчеты загрязнения атмосферного воздуха производились расчетным путем на ПЭВМ, а также на основании результатов лабораторных исследований, проведенных соответствующими организациями. Расчеты приведены с учетом общего фона и без учета фона. Показатели без учета фона отражают воздействие конкретного предприятия на атмосферный воздух. Расчеты производились в прямоугольной области, охватывающей зону влияния выбросов МУП « Управление трамвая» и прилегающую жилую застройку, что отражено на схеме рассеивания загрязняющих веществ по каждому наименованию химического вещества. При расчетах учитывались многие факторы: скорость и направление ветра, концентрация примесей и т.д.

В экспертном заключении Номер обезличен нет противоречий в ее выводах, когда указано, что максимальная приземная концентрация веществ, входящих в группу суммации 6010, выбрасываемых МУП « Управление трамвая» не превышает ПДК и составляет 0,117 ПДК в жилой зоне. В данном случае подразумевается 1 единица ПДК, а не 0,1 ПДК, установленная СанПин, т.к. предельно допустимая концентрация составляет 1 единицу.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Дата обезличена г. проведена проверка МУП « Управление трамвая», по результатам которой Дата обезличена г. директору МУП выдано предписание Номер обезличен. В п.3 Предписания указано разработать и согласовать с Управлением Роспотребнадзора по РБ проект санитарно-защитной зоны предприятия.

Указанное предписание обжаловано ответчиком, решением Арбитражного суда РБ от Дата обезличена г. в удовлетворении требований заявителя в части отмены п.3 Предписания Номер обезличен от Дата обезличена г. отказано.

До настоящего времени требования п.3 Предписания ответчиком не выполнены, что подтверждается актом проверки органа гос.надзора от Дата обезличена г.

В этой связи Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ обратилось в суд с соответствующими исковыми требованиями, которые подлежат удовлетворению.

Согласно п. 2.2 Устава предприятия основным видом деятельности МУП «Управление трамвая» является перевозка пассажиров электрическим пассажирским транспортом, эксплуатация и производство всех видов ремонта подвижного состава, строительство и ремонт трамвайного пути, контактной сети, монтаж технологического оборудования, пуско-наладочные работы, по устройству внутренних инженерных систем и оборудования сетей электроснабжения.

Статьей 20 ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что атмосферный воздух в места постоянного или временного пребывания человека не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Согласно статьи 11 ФЗ от Дата обезличена N 52-ФЗ (ред. от Дата обезличена) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Пунктом 1.2. СанПиН 2.2.1/2.Дата обезличена0-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от Дата обезличена г. установлено, что требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

Согласно пункту 2.1 СанПин 2.2.1/2.Дата обезличена0-03.2.1. в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от Дата обезличена N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, т.е. санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Как следует из пояснений представителей истца и ответчика, на предприятии имеется проект нормативов предельно - допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее проект нормативов ПДВ) для МУП « Управление трамвая». Данный проект исследован в судебном заседании.

Согласно имеющемуся проекту предприятие располагает основной промплощадкой, расположенной в Октябрьском районе г. Улан-Удэ, ..., 2-мя диспетчерскими ( на ост. Мелькомбинат и ост. ПОШ), 8 тяговыми подстанциями. В состав производственных, вспомогательных помещений МУП «Управление трамвая на основной промплощадке входят цеха и подразделения.

На указанном предприятии зарегистрировано 19 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В атмосферный воздух от источников выбросов поступают 51 загрязняющее вещество, в т. ч. 39 жидких и газообразных, 12 твердых. Общий валовый выброс загрязняющих веществ составляет 1,4237245 т/год.

Максимальная приземная концентрация веществ, входящих в группу суммации (Азота диоксид + серы диоксид + углерод оксид + фенол), выбрасываемых МУП «Управление трамвая» составляет 0,117 предельно-допустимой концентрации (ПДК) в жилой зоне; максимальные расчетные приземные концентрации по ксилолу составляет 0,152, по толуолу - 0,173, по сольвенту нафта - 0,13, по спирту н-бутиловому- 0, 248.

Соответственно данные показатели превышают 0,1 ПДК, что свидетельствует о том, что МУП «Управление трамвая» является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека по химическому фактору, т.к. его вклад в загрязнение атмосферного воздуха по указанным химическим веществам составляет более 0,1 предельно допустимых концентраций

в атмосферном воздухе, и на него распространяются требования СанПиН 2.2.1/2.Дата обезличена0-03, согласно которым ответчик обязан принять меры по установлению санитарно-защитной зоны.

При этом суд критически оценивает доводы ответчика о необходимости округления указанных показателей до десятых долей ПДК, поскольку показатели химических веществ указываются в 1/100 000 долях, и в проекте нормативов ПДВ эти показатели уже были округлены до 1/1000 доли, что подтверждается показаниями специалиста ФИО5

Поскольку данные показатели округлению до 0,1 доли не подлежат, суд исходит из следующего: 0,1 ПДК равнозначно 0,100 ПДК, которая по своему значению соответственно меньше, чем 0,117; 0,152; 0,173; 0,13; 0, 248 ПДК - показателей по группе суммации и вышеперечисленных веществ, установленных в МУП « Управление трамвая».

Проект нормативов ПДВ для МУП « Управление трамвая» был разработан на основании лабораторных исследований и расчетным путем, утвержден Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РБ Дата обезличена г. с установлением срока действия данного проекта на 5 лет, прошел экспертизу, имеется санитарно-эпидемиологическое заключение от Дата обезличена г. В настоящее время именно данным проектом руководствуется МУП «Управление трамвая».

При таких обстоятельствах доводы представителя ответчика об уменьшении производственной деятельности, сокращении автопарка, а, следовательно, выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, что влечет за собой не соответствие расчетов в проекте ПДВ фактическим обстоятельствам, не могут быть приняты во внимание, поскольку ответчиком не представлено объективных доказательств тому. Не представлены соответствующие изменения в проекте нормативов ПДВ, согласованные с органами надзора в установленном законом порядке, иные объективные доказательства, свидетельствующие о меньших показателях выбросов веществ в атмосферный воздух. Данные о сокращении автопарка и производственной деятельности сами по себе не свидетельствуют о снижении показателей оспариваемых веществ и их соответствии 0,1 ПДК, установленном в СанПин 2.2.1/2.Дата обезличена0-03.

Данные, имеющиеся в проекте нормативов ПДВ, свидетельствуют также и о том, что на границе промышленной площадки МУП « Управление трамвая» вышеуказанные показатели еще выше, нежели в жилой зоне, что объективно подтверждается схемами рассеивания выбросов загрязняющих веществ. А п.2.1 СанПин ориентирует на превышение уровней создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки, т.е. не конкретно в жилой зоне. В данном случае жилой массив, согласно п.1 проекта нормативов ПДВ, располагается на расстоянии 100 м в северо-западном направлении, 140 м - западном направлении и т.д.

Названные Санитарно-эпидемиологические Правила и нормативы предусматривают порядок установления санитарно-защитной зоны, в частности, п.2.2 указывает на последовательность порядка определения ориентировочного размера СЗЗ - сначала предварительной СЗЗ, затем установление окончательной СЗЗ.

Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта, о чем гласит п.4.1 СанПин 2.2.1/2.Дата обезличена0-03.

В этой связи суд признает требования истца в части понуждения ответчика разработать и утвердить в установленном порядке проект обоснования размера санитарно-защитной зоны и установить санитарно-защитную зону обоснованными, а доводы ответчика о незаконности требований истца о разработке проекта обоснования размера СЗЗ несостоятельными. При этом доводы ответчика о том, что сам истец обязан разработать и утвердить СЗЗ, также не соответствует требованиям закона, поскольку в соответствии с п.4.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов Главный государственный санитарный врач субъекта Российской Федерации или его заместитель лишь принимает решение и санитарно-эпидемиологическое заключение по установлению размеров санитарно-защитной зоны на основании результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.); систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, которые обеспечивает предприятие.

Доводы ответчика о том, что в проекте нормативов ПДВ не учтена доля (вклад) предприятия в загрязнении атмосферного воздуха опровергается показаниями специалиста ФИО5, согласно которым ПДК выброса вредных веществ рассчитывается с учетом фона и без учета фона, последний показатель подразумевает выбросы конкретного предприятия, в данном случае МУП «Управление трамвая». Согласно п.3.3.1 проекта нормативов ПДВ расчеты проектировщиком проводились в зоне влияния выбросов ответчика и прилегающей жилой застройки, т.е. не в зонах соседних предприятий.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок исполнения требований истца - до Дата обезличена г., с учетом объема работ, предусмотренных Санитарно-эпидемиологическими Правилами и нормативами.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ удовлетворить.

Обязать МУП «Управление трамвая» разработать и утвердить в установленном порядке проект обоснования размера санитарно-защитной зоны и установить санитарно-защитную зону для МУП « Управление трамвая», расположенного по адресу: г.Улан-Удэ, ..., в срок до Дата обезличена г.

Взыскать с МУП « Управление трамвая» в доход федерального бюджета 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней.

Судья: Болотова Ж.Т.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200