Решение от 17.09.2010 Прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ к ИП Урбаева Е.С.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«Дата обезличена 2010 г. ...

Судья ... районного суда ... Нимаева О.З., при секретаре Туктаровой Е.П., с участием прокурора Габаевой Д.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... ... в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Урбаевой Евдокии Спиридоновне о возложении обязанности совершить определенные действия для устранения нарушений закона,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор ... района ... обратился в суд с заявлением в интересах не­определенного круга лиц к ИП Урбаевой Е.С. о возложении обязанности совершить определенные действия для устранения нарушений закона.

В судебном заседании старший помощник прокурора ... Габаева Д.Н. исковые требования уточнила, просит обязать ответчика - ИП Урбаеву Е.С., установив разумные сроки в порядке ст. 206 ГПК РФ, совершить следующие действия: на автомобильной стоянке около ... по адресу ... ..., строение 14 выделить не менее 10% мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов максимально приближенных к входу, но не далее 50 м. от входа, с шириной зоны для парковки 1 автомобиля инвалида не менее 3,5м., с обозначением этих мест знаками, принятыми в международной практике (место выделяется разметкой желтого цвета, обозначается специальными символами - на асфальте рисуется пиктограмма «Инвалид», устанавливается дорожный знак «Стоянка разрешена» с дополнительной табличкой «Инвалид»);установить поручни на лестничном марше при входе в ...» и поручни вдоль пандуса согласно СНиП 35-01-2001 и с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 «Устройства опорные стационарные реабилитационные»; оборудовать в ...» универсальные кабины уборных общего пользования доступные для всех категорий граждан на 2,3,4 этажах в мужских и женских туалетных комнатах с шириной дверных проемов не менее 0,9м, без порогов и перепадов высот пола, размерами не менее: 1,65м шириной и 1,8м глубиной (в туалетных кабинах рядом с унитазом следует предусмотреть пространство для размещения кресла-коляски, установить опорные устройства согласно ГОСТ Р 51261 «Устройства опорные стационарные реабилитационные», двери туалетных кабин должны открываться наружу); на всех этажах ... разместить указатели о местонахождении универсальных кабин. Данное исковое заявление подается прокурором района в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов и иных маломобильных граждан в целях создания безбарьерной среды как совокупности условий, позволяющих осуществлять жизненные потребности маломобильных граждан, в том числе обеспечивать доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также реализации комплекса иных мер, направленных на интеграцию маломобильных граждан в общество.

Ответчик ИП Урбаева Е.С. в суд не явилась, просит в письменном заявлении рассмотреть дело без нее, с участием ее представителя.

Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования признала частично. Пояснила, что здание ... 4-этажное, на 1 этаже расположен магазин строительно-отделочных материалов ИП Урбаевой Е.С, на 2 этаже магазины розничной торговли (салон светильников, салон дверей, товары для интерьера) ИП Урбаевой Е.С, на 3 и 4 этажах расположены офисы, которые сдаются в аренду различным фирмам. Туалетные кабины предусмотрены на каждом этаже. На 1 и 2 этажах они используются для персонала, т.е. для работников. На 3 и 4 этажах предусмотрены туалетные кабины для посетителей, но для инвалидов-колясочников они не доступны, так как имеют узкий вход и размеры не позволяют расположить внутри кресло-коляску. Считает технически возможным на данный момент переоборудовать одну туалетную кабину на 2 этаже в универсальную, т.е. доступную для всех категорий граждан, в том числе инвалидов колясочников. Иск по первым 2-м пунктам признала, пояснив, что работы ведутся и будут завершены к 1 октября 2010 г.По п.3 иск признает частично, т.к. технически возможно усовершенствовать только туалет на 2 этаже, на остальных этажах возможности для переоборудования туалетов не имеются, эти работы трудоемкие, затратные, потребуют вложения больших средств. Просит учесть, что обустройство туалетов на каждом этаже для маломобильных групп граждан носят рекомендательный характер и у ответчика не возникло обязанности обустраивать туалеты на каждом этаже. При строительстве торгового комплекса были пройдены все согласования, проект утвержден. Считает, что вины ответчика нет, ИП Урбаева получила согласования у компетентных органов, нарушения закона не допускала.

Представитель третьего лица ФИО6, действующая на основании доверенности от РОФ инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» иск прокурора поддержала в полном объеме, выразила свое согласие на предложенный ИП Урбаевой Е.С. вариант оборудования универсальной туалетной кабины для МГН на 2 этаже ... Вместе с тем, представитель фонда настаивает на оборудовании аналогичных универсальных туалетных кабин на 3 и 4 этажах ... поскольку технические возможности для этого имеются, что установлено в результате совместного обследования проведенного представителями РОФ инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» и представителем ИП Урбаевой Е.С. - ФИО5Просит принять во внимание особенности физического здоровья инвалидов-колясочников, поэтому установлением только одной универсальной кабины на 2 этаже могут быть нарушены их права и интересы. При обследовании туалетных кабин установлено, что имеется техническая возможность их переоборудования. Просит суд принять во внимание, что эти же нарушения закона допущены ответчиком и при строительстве других торговых комплексов.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, специалистов, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования прокурора ... обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Статьей 15 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрено, что разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для МГН», введенным в действие с 01.09.2001г. постановлением Госстроя России от 16.07.2001г. № 73 при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других МГН условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения (п. 1.1).

Проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений, своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги и т.д., а также удобство и комфорт жизнедеятельности (п. 1.4). При этом под МГН понимаются люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К МГН здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.д. (приложение А к СНиП 35-01-2001)

В частности в п. 3.32 СНиП 35-01-2001 предусмотрено, что вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц на высоте 0,9м. Согласно п. 3.14 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

В соответствии с п. 3.12 СНиП 35-01-2001 на открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике. Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 50 м. Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5м. Также в ст. 15 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» указывается, что на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10% мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Согласно п. 3.63 СНиП 35-01-2001 в общественных уборных, в том
числе размещаемых в общественных и производственных зданиях,
необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины,
доступной для всех категорий граждан. Универсальная кабина уборной
общего пользования должна иметь размеры в плане не менее: 1,65м ширина и
1,8м глубина. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать
пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды,
костылей и других принадлежностей. В универсальной кабине и других
санитарно-гигиенических помещениях следует предусматривать

возможность установки поручней, штанг, поворотных или откидных сидений (п.3.67 СНиП 35-01-2001) Дополнительные требования к опорным устройствам в туалетных комнатах содержатся в ГОСТ Р 51261 «Устройства опорные стационарные реабилитационные».

Ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9м. Дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025м. (п.3.23 СНиП 35-01-2001)

Кроме того, суд принимает во внимание, что 21.04.2010г. вступили в силу региональные нормативы градостроительного проектирования (утв. Постановлением Правительства РБ от 16.04.2010г. № 155), где в разделе 15 также указывается, что при планировке и застройке городских округов, городских и сельских поселений необходимо обеспечивать доступность объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и МГН. При проектировании, реконструкции и ремонте общественных, жилых и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и граждан других МГН условия жизнедеятельности равные с остальными категориями населения, в том числе в соответствии со СНиП 35-01-2001. Объекты социальной инфраструктуры (в т.ч. объекты торговли) должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием: санитарно-гигиеническими помещениями и приспособлениями; пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания; дверями на путях движения посетителей, имеющими в свету ширину одного полотна не менее 900 мм.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от Дата обезличенаг. собственником торгового комплекса по ..., строение 14 является Урбаева Е.С.

Судом установлено, что проектная документация на указанный объект получила положительное заключение государственной экспертизы Номер обезличен АУ РБ «Госэкспертиза», где указано, что помещения для посетителей решены с учетом доступности для маломобильных групп населения. При входе в здание предусмотрен пандус. Санузлы в здании решены с учетом инвалидов, использующих кресло-каталку с минимальными размерами в плане 1,65x1,8. Запроектированные лифты, обеспечивают доступ МГН на второй и третий этажи здания (п.2.3 заключения). Однако, фактически имеющиеся санузлы не доступны для инвалидов-колясочников (узкие дверные проемы и габариты туалетных кабин не позволяют разместить кресло-коляску), что противоречит требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для МГН». Кроме того, в нарушение СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для МГН» отсутствуют поручни вдоль входного лестничного марша, поручни вдоль пандуса не соответствуют СНиП, а на автомобильной стоянке перед торговым центром не выделены места для транспорта инвалидов.

Привлеченный в качестве специалиста представитель Комитета по строительству ... ФИО7 пояснила, что специалистами Комитета осмотр объекта на месте не производится. Разрешение на строительство было выдано на основании соответствующих заключений, проект прошел госэкспертизу. Надзор по строительству объекта должен осуществлять Росстройнадзор.

Юрист Госэкспертизы ФИО12. пояснила, что по данному объекту Дата обезличена г. была произведена корректировка проекта, произведена оценка проектной документации, выдано положительное заключение. На этапе строительства Госэкспертиза надзор не осуществляет, эти функции принадлежат Госстройнадзору. Почему здание оказалось без туалетов для малобильных групп населения, не может пояснить, эти вопросы не в их компетенции.

Консультант Управления архитектуры и градостроительства ФИО10пояснила, что права и интересы МГН должны быть учтены при проектировании, при согласовании проекта в Госэкспертизе эти требования должны проверяться. Рабочая часть проекта должна соответствовать утвержденной части, в ней более четко разрабатываются детали. На стадии строительства надзорные функции должен осуществлять Госстройнадзор. Почему на деле оказывается по-другому, пояснить не может.

Представитель Госстройнадзора по ... ФИО11 пояснил, что осуществлялся специалистами надзор в ходе строительства объекта. Поскольку они не являются контролирующим органом, они не вправе осуществлять контрольные функции, это прерогатива заказчика, подрядчика. С замерными устройствами на объекте они ходить не обязаны. На основании представленной документации выдано заключение. Все требования по проекту были соблюдены, почему не оказалось мест на автостоянке, не оказалось поручней и туалетов для МГН, он пояснить не может.

Согласно ст. 17 Конституции в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

20 декабря 1993 г. Генеральной Ассамблеей ООН приняты Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. В п.24 Стандартных правил указано, что термин «обеспечение равных возможностей» означает процесс, благодаря которому различные системы общества и окружающей среды, такие как обслуживание, трудовая деятельность и информация, оказываются доступными всем, особенно инвалидам. В правилах также указано, что государствам следует принимать меры для устранения барьеров, препятствующих использованию материального окружения. К таким мерам отнесено рассмотрение вопроса о принятии законодательных актов, направленных на обеспечение доступа к различным объектам общего пользования.

По мнению суда, бездействие и равнодушное отношение со стороны должностных лиц контролирующих и надзорных органов приводит к таким последствиям, когда нарушаются права и интересы маломобильных групп населения, в первую очередь, инвалидов-колясочников.

Суд считает, что доводы истца о нарушениях закона, прав маломобильных групп населения на доступную среду обитания при строительстве торгового комплекса ... установленные в ходе проверки прокуратурой ... по обращению РОФ инвалидов-колясочников «Общество без барьеров», объективно в соответствии со ст. 56 ГПК РФ подтверждены и в ходе судебного заседания. При этом, суд принимает во внимание, что к маломобильным группам населения относится большая категория граждан, включая и инвалидов по общему заболеванию, женщин с грудными и малолетними детьми, престарелых и пожилых людей. Эта группа населения в силу особого статуса нуждается в особой поддержке, внимательности, социальной и иной поддержке как со стороны государства, так и со стороны различных систем общества, включая юридических лиц, предпринимателей и т.д.

В соответствии со ст. 226 ГПК РФ при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что по делу необходимо вынести частное определение для устранения аналогичных нарушений в будущем.

В ст. 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Таким образом, суд считает, что исковые требования прокурора ..., заявленные в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, обоснованны и подлежат удовлетворению по изложенным выше основаниям.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, судья

РЕШИЛА:

Исковые требования прокурора ... ... удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Урбаеву Евдокию Спиридоновну в порядке ст. 206 ГПК РФ, совершить в срок до Дата обезличена г. следующие действия:

1.На автомобильной стоянке около ТЦ «Ольхон» по адресу ... ..., строение 14 выделить не менее 10% мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов максимально приближенных к входу, но не далее 50 м. от входа, с шириной зоны для парковки 1 автомобиля инвалида не менее 3,5м., с обозначением этих мест. знаками, принятыми в международной практике (место выделяется разметкой желтого цвета, обозначается специальными символами - на асфальте рисуется пиктограмма «Инвалид», устанавливается дорожный знак «Стоянка разрешена» с дополнительной табличкой «Инвалид»)

2.Установить поручни на лестничном марше при входе в ... и поручни вдоль пандуса согласно СНиП 35-01-2001 и с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 «Устройства опорные стационарные реабилитационные».

3. В срок до 17 декабря 2010 г. оборудовать в ... универсальные кабины уборных общего пользования доступные для всех категорий граждан на 2,3,4 этажах в мужских и женских туалетных комнатах с шириной дверных проемов не менее 0,9м, без порогов и перепадов высот пола, размерами не менее: 1,65м шириной и 1,8м глубиной (в туалетных кабинах рядом с унитазом следует предусмотреть пространство для размещения кресла-коляски, установить опорные устройства согласно ГОСТ Р 51261 «Устройства опорные стационарные реабилитационные», двери туалетных кабин должны открываться наружу); на всех этажах ТК «Ольхон» разместить указатели о местонахождении универсальных кабин.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд ... в течение 10 дней в кассационном порядке через ... районный суд.

Судья : подпись

Копия верна:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200