13.12.2010 решение от 11.10.2010 по иску прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к МУ Комитет городского хозяйства Администарции г. Улан-Удэ



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Улан-Удэ

Судья Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ Болотова Ж.Т., с участием прокурора Дмитриевой Ю.А., при секретаре Гусельниковой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ» о понуждении ответчика принять мер по ликвидации несанкционированной свалки,

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд, прокурор Октябрьского района г.Улан-Удэ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ» принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, образовавшейся на земельном участке на территории микрорайона <адрес>

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил требования, просит обязать МУ Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, установив разумные сроки в порядке ст.ст.204, 206 ГПК РФ, принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку - сбор, вывоз мусора, образовавшегося на земельном участке на территории микрорайона <адрес>

В судебном заседании представитель прокуратуры Октябрьского района г.Улан-Удэ Дмитриева Ю.А. поддержала исковые требования, пояснила, что Прокуратурой Октябрьского района г. Улан-Удэ с привлечением специалистов государственного экологического, геологического и водного контроля и надзора Бурприроднадзора ФИО4, Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ ФИО5, администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ ФИО6 проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды. В ходе проверки установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» не приняты меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки. Так, при проведении проверки соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления на земельном участке на территории микрорайона <адрес> располагается несанкционированная свалка. Выявленная несанкционирбванная свалка является нарушением п.п.2.2.1, 2.2.2, 6.2 Санитарных правил «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Постановлением Главного государственного врача СССР от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии со ст.24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и пунктом 25 статьи 5 Устава городского округа «Город Улан-Удэ», к вопросам местного значения <адрес> отнесена организация сбора и вывоз бытовых отходов и мусора. В нарушение данных требований природоохранного законодательства, имеющаяся несанкционированная свалка до настоящего времени не ликвидирована. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации, в целях предотвращения воздействия отходов на здоровье человека, обеспечение достойных условий жизни, труда и отдыха населения, недопущения последствий для здоровья человека в виде инфекционных, паразитарных заболеваний. Просит обязать ответчика, установив разумные сроки в порядке ст. ст.204, 206 ГПК РФ, принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, образовавшейся на земельном участке на территории микрорайона <адрес>

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и пунктом 25 статьи 5 Устава городского округа «Город Улан-Удэ», к вопросам местного значения города Улан-Удэ отнесена организация сбора и вывоз бытовых отходов и мусора. В нарушение данных требований природоохранного законодательства, имеющаяся несанкционированная свалка до настоящего времени не ликвидирована. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации, в целях предотвращения воздействия отходов на здоровье человека, обеспечение достойных условий жизни, труда и отдыха населения, недопущения последствий для здоровья человека в виде инфекционных, паразитарных заболеваний. Просит обязать МУ Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, установив разумные сроки в порядке ст.ст.204, 206 ГПК РФ, принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку - сбор, вывоз мусора, образовавшегося на земельном участке в микрорайоне 102 в овраге вдоль дороги, ведущей со 101 микрорайона в 118 квартал, площадью 800 кв.м., объемом 20 куб.м.

Ответчик-представитель МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ» Адактуева С.П. суду пояснила, что Комитет городского хозяйства Администрация г.Улан-Удэ с заявленными требованиями не согласен, считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Требование прокурора не основаны на норме права. Статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» определен исчерпывающий перечень вопросов местного значения городского округа. К вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с п. 2.1. Положения о Комитете городского хозяйства Комитет (утв. Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ №) является структурным подразделением Администрации г. Улан-Удэ и создан в целях осуществления управленческих функций в областях жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. При этом основными задачами Комитета в сфере обращения с отходами являются организация благоустройства и озеленения территории города Улан-Удэ и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и производственных отходов. При этом полномочие по организации не подразумевает хозяйственную деятельность ОМСУ, а включает в себя исполнительно-распорядительную, нормотворческую деятельность ОМСУ. В рамках указанного полномочия в г.Улан-Удэ приняты следующие нормативно-правовые акты: Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 280-21 "Об утверждении Правил по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ в новой редакции"; Постановление Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ N 424 "Об утверждении Порядка организации работ по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора города Улан-Удэ"; Постановление Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ N 21 "Об утверждении Генеральной схемы санитарной очистки г. Улан-Удэ" и другие акты.

В целях организации сбора и вывоза мусора на территории города Комитетом созданы и осуществляют свою деятельность три Комбината по благоустройству, которыми привлечено 26 мусоровозов, 7 бункеровозов и тд. Для обеспечения сбора и вывоза мусор с территории частного сектора установлено порядка 76 бункеров- накопителей для мусора. На территории города внедрена планово-регулярная схема вывоза мусора. В целях организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов введен в эксплуатацию полигон твердых бытовых отходов, расположенный в <адрес>. Построена и введена в эксплуатацию мусоросортировочная станция.

Согласно Решению Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 205-15 "О бюджете городского округа "город Улан-Удэ" на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 годов" по отрасли городское хозяйство только на благоустройство выделено порядка 754 937.7 тыс.руб. Ведется работа специалистов Комитета по привлечению к административной ответственности в рамках Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 1056-111 "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства на территории городов и других населенных пунктов Республики Бурятия". В свою очередь, истцом в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств ненадлежащего исполнения Комитетом городского хозяйства полномочий по организации сбора и вывоза мусора на территории города.

Наличие несанкционированной свалки участке в микрорайоне 102 в овраге вдоль дороги, ведущей в 101 микрорайона в 118 кв. площадью 800 кв.м. объемом 20 куб.м, само по себе не свидетельствует о неисполнение ОМСУ своих полномочий.

Согласно ст.1 Устава городского округа "город Улан-Удэ", утвержденному Решением Улан-Удэйского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 624-63 город Улан-Удэ является муниципальным образованием, наделенным законом Республики Бурятия статусом городского округа. Учитывая вышеизложенное, нормы ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ не подлежат применению.

Таким образом, в рамках действующего законодательства Комитет городского хозяйства не является органом уполномоченным осуществлять деятельность по уборке мусора и ликвидации несанкционированных свалок. В этой связи уточненные требования истца не основаны на норме права. Уточненные требования истца носят взаимоисключающий характер. Деятельность по ликвидации свалок и уборке мусора предполагает осуществление непосредственно хозяйственной деятельности, т.е. выполнение производственных работ.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утв.Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, деятельность по сбору мусора, отбросов и отходов, а также по сбору мусора из мусорных урн в общественных местах и его вывоз включена в раздел предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг.

Вместе с тем, «организация» как полномочие органов местного самоуправления подразумевает исполнительно-распорядительную деятельность и нормативно-правовое регулирование определенного вида деятельности и не подразумевает осуществление хозяйственной деятельности. Исковые требования истца о возложении на Комитет обязанности ликвидировать несанкционированную свалку и организовать уборку - сбор, вывоз мусора носят взаимоисключающий характер.

3 лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора - представитель Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Петрова Е.В. в суд не явилась, была надлежащим образом уведомлена о дне судебного заседания. Ранее заявленные требования прокурора признала обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку факт несанкционированной свалки имеет место, что подтверждается проведенной проверкой с их участием. Принятие мер по ликвидации свалки относится к компетенции ответчика.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что на земельном участке территории микрорайона <адрес> располагается несанкционированная свалка, размещение отходов производства и потребления, представляющих собой бытовой, строительный и другой мусор.

Свалка мусора в указанном месте носит самостийный, неконтролируемый характер.

Суд считает, что обязанность по организации уборки и по содержанию на земельном участке на территории микрорайона <адрес>. в соответствии с нормами санитарного, экологического законодательства лежит на органе местного самоуправления, в данном случае на его структурном подразделении МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ».

Согласно ст.42 ЗК РФ, собственники земельных участков и арендаторы земельных участков обязаны соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов; не допускать загрязнение, захламление, плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Уставом Городского округа «Город Улан-Удэ» определено, что к вопросам местного значения г.Улан-Удэ относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны и защиты городских лесов (ст.5 Устава).

В соответствии с Положением о муниципальном учреждении «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ», функциями и задачами данного Комитета являются организация благоустройства, озеленения территории города (п.2.2, 3.1 Положения).

Согласно ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Об этом же говорится и в ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает необходимость регулярной очистки территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом согласно ч. 2 данной статьи организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч.3 Закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В Правилах по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, закреплено, что юридические и должностные лица, граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города. В названных Правилах подробно изложено, кто, за что отвечает, как организуется уборка городских территорий.

Так, в соответствии с п.1.3 названных Правил объектами санитарной очистки и уборки являются территории индивидуального жилого сектора, уличные и микрорайонные проезды, улицы, парки, скверы, площади, газоны, места общественного пользования и отдыха, объекты культурно-бытового назначения, территории предприятий, учреждений, организаций, места уличной торговли и гаражных кооперативов.

Указанные Правила устанавливают, что координация работ по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки и обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, а также контроль за качеством проводимых работ в городе Улан-Удэ возлагаются на МУ "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ", контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет Администрация города Улан-Удэ, структурные подразделения Администрации города Улан-Удэ (п.п.1.7, 24.1 Правил).

Вышеперечисленные нормативные акты указывают на то, что Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ как структурное подразделение Администрации г. Улан-Удэ обязан принимать меры по организации очистки, уборки зоны, являющейся предметом судебного рассмотрения настоящего дела.

Образование неорганизованных, несанкционированных свалок, скоплений строительного и бытового мусора влечет нарушение требований ст.21,22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно этим нормам, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. А согласно санитарным правилам содержания территорий населенных мест, запрещается вывоз отходов в непредназначенные места.

Суд считает, при наличии захламленности земельного участка на территории микрорайона <адрес> требования прокурора района о понуждении ответчика принять меры по ликвидации свалки путем организации уборки обоснованны.

Доводы представителя ответчика о том, что в силу закона на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность (по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок), не предусмотренная действующим законодательством, поскольку принятие мер по ликвидации несанкционированной свалки подразумевает осуществление непосредственно хозяйственной деятельности, под которым предполагается осуществление производственных работ в определенной сфере деятельности, а Администрация г.Улан-Удэ, являясь исполнительно-распорядительным органом, имеет полномочия по исполнительно-распорядительной, нормотворческой деятельности, и не подразумевает хозяйственную деятельность, суд находит не основанными на законе.

Общие полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с его положениями к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.24 ч.1 ст.16). Тем самым, экологическая функция местного самоуправления представляет собой закрепленную законом компетенцию субъекта местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, учитывая, что органы местного самоуправления имеют широкие полномочия в части самоорганизации своей работы в сфере обращения с отходами. Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, включает в себя принятие мер, необходимых для поддержания чистоты и порядка на территории муниципального образования в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, в том числе, принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок и захламлений, в случае их образования.

Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что физические лица обязаны соблюдать законодательство РФ и РБ в сфере обращения с отходами, соответственно заключать договоры на вывоз отходов, поскольку отсутствие у физических лиц договоров с организациями, осуществляющими вывоз отходов, не освобождает ответчика от соблюдения требований законодательства, возложенных на них. Требование прокурора основано на нормах действующего законодательства, предусматривающего обязанность органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В этой связи доводы представителя ответчика об отсутствии причинно-следственной связи между наличием несанкционированной свалки деятельностью Администрации г.Улан-Удэ суд находит необоснованными и не имеющими правового значения.

Одновременно доводы ответчика об отсутствии доказательств наличия несанкционированной свалки, отсутствии привязки к местности на фотографиях, представленных истцом, отсутствии подписей членов комиссии в акте обследования суд признает несостоятельными, поскольку в материалах дела имеется акт экологического обследования местности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 которому выявлена свалка на территории микрорайона <адрес>, подписанный как представителями прокуратуры, Бурприроднадзора, так и представителем Комитета городского хозяйства администрации г.Улан-Удэ; также имеется аналогичный акт обследования мест несанкционированного размещения отходов ДД.ММ.ГГГГ, проведенного с участием специалиста Бурприроднадзора, консультанта Управления развития территорий и земельного комитета, главного специалиста Комитета городского хозяйства.

При удовлетворении исковых требований суд считает возможным установить разумный, приемлемый срок для организации уборки по сбору и вывозу мусора до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

Исковое заявление прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ удовлетворить.

Обязать МУ «Комитет городского хозяйства администрации г. Улан-Удэ» принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, образовавшейся на земельном участке на территории микрорайона <адрес> путем организации уборки по сбору и вывозу мусора, установив при этом срок для выполнения работ в течение 2 месяцев, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный суд <адрес> в течение 10 дней.

Судья: Болотова Ж.Т.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200