Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Улан-Удэ
Судья Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ Болотова Ж.Т., с участием прокурора Дмитриевой Ю.А., при секретаре Гусельниковой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Комитету городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ» о понуждении ответчика принять мер по ликвидации несанкционированной свалки,
У С Т А Н О В И Л А:
Обращаясь в суд, прокурор Октябрьского района г.Улан-Удэ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ» принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, образовавшейся на земельном участке в микрорайоне <адрес>
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил требования, просит обязать МУ Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, установив разумные сроки в порядке ст.ст.204, 206 ГПК РФ, принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку - сбор, вывоз мусора, образовавшегося на земельном участке в микрорайоне <адрес>
В судебном заседании представитель прокуратуры Октябрьского района г.Улан-Удэ Дмитриева Ю.А. поддержала исковые требования, пояснила, что прокуратурой Октябрьского района г. Улан-Удэ с привлечением специалистов государственного экологического, геологического и водного контроля и надзора Бурприроднадзора ФИО4, Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ ФИО5, администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ ФИО6 проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды. В ходе проверки установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» не приняты меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки. Так, при проведении проверки соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления на земельном участке в микрорайоне 102 в овраге вдоль дороги, ведущей в 101 микрорайон в 118 кв. площадью 800 кв.м. объемом 20 куб.м. располагается несанкционированная свалка. Выявленная несанкционированная свалка является нарушением п.п.2.2.1, 2.2.2, 6.2 Санитарных правил «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Постановлением Главного государственного врача СССР от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии со ст.24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Согласно ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и пунктом 25 статьи 5 Устава городского округа «Город Улан-Удэ», к вопросам местного значения города Улан-Удэ отнесена организация сбора и вывоз бытовых отходов и мусора. В нарушение данных требований природоохранного законодательства, имеющаяся несанкционированная свалка до настоящего времени не ликвидирована. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации, в целях предотвращения воздействия отходов на здоровье человека, обеспечение достойных условий жизни, труда и отдыха населения, недопущения последствий для здоровья человека в виде инфекционных, паразитарных заболеваний. Просит обязать МУ Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, установив разумные сроки в порядке ст.ст.204, 206 ГПК РФ, принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку - сбор, вывоз мусора, образовавшегося на земельном участке в микрорайоне <адрес>
Представитель МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ» ФИО7 суду пояснила, что Комитет городского хозяйства Администрация г.Улан-Удэ с заявленными требованиями не согласен, считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Требования прокурора не основаны на норме права. Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ N 134 утверждено Положение о муниципальном учреждении "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ". Согласно п.2.1. Положения Комитет создан в целях осуществления управленческих функций в областях жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. При этом основными задачами Комитета в сфере обращения с отходами являются организация благоустройства и озеленения территории города Улан-Удэ и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и производственных отходов. При этом полномочие по организации не подразумевает хозяйственную деятельность ОМСУ, а включает в себя исполнительно-распорядительную, нормотворческую деятельность ОМСУ. В рамках указанного полномочия в г.Улан-Удэ приняты следующие нормативно-правовые акты: Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 280-21 "Об утверждении Правил по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ в новой редакции"; Постановление Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ N 424 "Об утверждении Порядка организации работ по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора города Улан-Удэ"; Постановление Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ N 21 "Об утверждении Генеральной схемы санитарной очистки г. Улан-Удэ" и другие акты.
В целях организации сбора и вывоза мусора на территории города Комитетом созданы и осуществляют свою деятельность три Комбината по благоустройству, которыми привлечено 26 мусоровозов, 7 бункеровозов и тд. Для обеспечения сбора и вывоза мусор с территории частного сектора установлено порядка 76 бункеров- накопителей для мусора. На территории города внедрена планово-регулярная схема вывоза мусора. В целях организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов введен в эксплуатацию полигон твердых бытовых отходов, расположенный в <адрес>. Построена и введена в эксплуатацию мусоросортировочная станция.
Согласно Решению Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 205-15 "О бюджете городского округа "город Улан-Удэ" на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 годов" по отрасли городское хозяйство только на благоустройство выделено порядка 754 937.7 тыс.руб. Ведется работа специалистов Комитета по привлечению к административной ответственности в рамках Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 1056-111 "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства на территории городов и других населенных пунктов Республики Бурятия". В свою очередь, истцом в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств ненадлежащего исполнения Комитетом городского хозяйства полномочий по организации сбора и вывоза мусора на территории города.
Наличие несанкционированной свалки участке в микрорайоне 102 в овраге вдоль дороги, ведущей в 101 микрорайона в 118 кв. площадью 800 кв.м. объемом 20 куб.м, само по себе не свидетельствует о неисполнение ОМСУ своих полномочий.
Согласно ст.1 Устава городского округа "город Улан-Удэ", утвержденному Решением Улан-Удэйского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 624-63 город Улан-Удэ является муниципальным образованием, наделенным законом Республики Бурятия статусом городского округа. Учитывая вышеизложенное, нормы ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ не подлежат применению. Таким образом, требования истца не основаны на норме права. При предъявлении иска истцом неправильно применены нормы права. Нормы Федеральных законов, приведенные прокурором в обоснование иска, прямо не возлагают на ОМСУ обязанностей по ликвидации несанкционированных свалок мусора и бытовых отходов на территории муниципальных образований.
Вместе с тем, в силу ст.5 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 1254-ГУ "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия" юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, обязаны обеспечивать строительство и использование площадок, складов, накопителей и других хранилищ для раздельного, безопасного хранения отходов по видам и классам опасности, а также недопущение вредного влияния отходов на состояние здоровья населения, окружающей среды, природные ресурсы. Физические лица обязаны соблюдать федеральное законодательство и законодательство Республики Бурятия в области обращения с отходами, санитарно-эпидемиологические, ветеринарно-санитарные, экологические и иные нормы и правила обращения с отходами заключать договоры на сбор и вывоз отходов в соответствии с федеральным законодательством.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 280-21 утверждены Правила по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания улиц, автодорог, тротуаров, городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся собственниками или пользователями земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Улан-Удэ, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства. Согласно п.3.1. Правил юридические лица, граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города, в том числе и на территориях частных домовладений.
Таким образом, наличие несанкционированной свалки участке в микрорайоне <адрес>
В данном случае, отсутствует причинно-следственная связь между деятельностью ОМСУ и наличием несанкционированной свалки, т.е отсутствуют основания для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.
Администрацией города предпринимаются все достаточные и возможные меры по организации сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Наличие на территории города несанкционированных свалок не является свидетельством бездействия Администрации в реализации данных полномочий. Органы местного самоуправления, согласно действующему законодательству должны организовать сбор и вывоз бытовых отходов, а не непосредственно осуществлять его.
Согласно Правилам по предоставлению услуг по вывозу твердых бытовых отходов от ДД.ММ.ГГГГ № деятельность по вывозу ТБО и ЖБО является платной услугой. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории города, а также физические лица, проживающие в частном секторе, обязаны заключать договоры на вывоз отходов или вывозить их самостоятельно. Таким образом, вывоз мусора и отходов является услугой, оказываемой на основании договора специализированными организациями на основании возмездного договора.
3 лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора - представитель Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Петрова Е.В. в суд не явилась, была надлежащим образом уведомлена о дне судебного заседания. Ранее заявленные требования прокурора признала обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку факт несанкционированной свалки имеет место, что подтверждается проведенной проверкой с их участием. Принятие мер по ликвидации свалки относится к компетенции ответчика.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что на на земельном участке в микрорайоне 102 в овраге вдоль дороги, ведущей с 101 микрорайонов 118 кв. площадью 800 кв.м. объемом 20 куб.м.. имеется несанкционированном размещение отходов производства и потребления, представляющих собой бытовой, строительный и другой мусор.
Свалка мусора в указанном месте носит самостийный, неконтролируемый характер.
Суд считает, что обязанность по организации уборки и по содержанию на земельном участке в микрорайоне <адрес> в соответствии с нормами санитарного, экологического законодательства лежит в данном случае на органе местного самоуправления, т.е. на Администрации города, а также на его структурном подразделении МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ».
Согласно ст.42 ЗК РФ, собственники земельных участков и арендаторы земельных участков обязаны соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов; не допускать загрязнение, захламление, плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Уставом Городского округа «Город Улан-Удэ» определено, что к вопросам местного значения г.Улан-Удэ относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны и защиты городских лесов (ст.5 Устава).
В соответствии с Положением о муниципальном учреждении «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ», функциями и задачами данного Комитета являются организация благоустройства, озеленения территории города (п.2.2, 3.1 Положения).
Согласно ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Об этом же говорится и в ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает необходимость регулярной очистки территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом согласно ч. 2 данной статьи организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч.3 Закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В Правилах по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, закреплено, что юридические и должностные лица, граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города. В названных Правилах подробно изложено, кто, за что отвечает, как организуется уборка городских территорий.
Так, в соответствии с п.1.3 названных Правил объектами санитарной очистки и уборки являются территории индивидуального жилого сектора, уличные и микрорайонные проезды, улицы, парки, скверы, площади, газоны, места общественного пользования и отдыха, объекты культурно-бытового назначения, территории предприятий, учреждений, организаций, места уличной торговли и гаражных кооперативов.
Указанные Правила устанавливают, что координация работ по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки и обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, а также контроль за качеством проводимых работ в городе Улан-Удэ возлагаются на МУ "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ", контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет Администрация города Улан-Удэ, структурные подразделения Администрации города Улан-Удэ (п.п.1.7, 24.1 Правил).
Вышеперечисленные нормативные акты указывают на то, что Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ как структурное подразделение Администрации г. Улан-Удэ обязан принимать меры по организации очистки, уборки зоны, являющейся предметом судебного рассмотрения настоящего дела.
Образование неорганизованных, несанкционированных свалок, скоплений строительного и бытового мусора влечет нарушение требований ст.21,22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно этим нормам, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. А согласно санитарным правилам содержания территорий населенных мест, запрещается вывоз отходов в непредназначенные места.
Суд считает, при наличии захламленности земельного участка в микрорайоне 102 в овраге вдоль дороги, ведущей с 101 микрорайонов 118 кв., требования прокурора района о понуждении ответчика принять меры по ликвидации свалки путем организации уборки обоснованны.
Доводы представителя ответчика о том, что в силу закона на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность (по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок), не предусмотренная действующим законодательством, поскольку принятие мер по ликвидации несанкционированной свалки подразумевает осуществление непосредственно хозяйственной деятельности, под которым предполагается осуществление производственных работ в определенной сфере деятельности, а Администрация г.Улан-Удэ, являясь исполнительно-распорядительным органом, имеет полномочия по исполнительно-распорядительной, нормотворческой деятельности, и не подразумевает хозяйственную деятельность, суд находит не основанными на законе.
Общие полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с его положениями к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.24 ч.1 ст.16). Тем самым, экологическая функция местного самоуправления представляет собой закрепленную законом компетенцию субъекта местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, учитывая, что органы местного самоуправления имеют широкие полномочия в части самоорганизации своей работы в сфере обращения с отходами. Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, включает в себя принятие мер, необходимых для поддержания чистоты и порядка на территории муниципального образования в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, в том числе, принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок и захламлений, в случае их образования.
Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что физические лица обязаны соблюдать законодательство РФ и РБ в сфере обращения с отходами, соответственно заключать договоры на вывоз отходов, поскольку отсутствие у физических лиц договоров с организациями, осуществляющими вывоз отходов, не освобождает ответчика от соблюдения требований законодательства, возложенных на них. Требование прокурора основано на нормах действующего законодательства, предусматривающего обязанность органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В этой связи доводы представителя ответчика об отсутствии причинно-следственной связи между наличием несанкционированной свалки деятельностью Администрации г.Улан-Удэ суд находит необоснованными и не имеющими правового значения.
Одновременно доводы ответчика об отсутствии доказательств наличия несанкционированной свалки, отсутствии привязки к местности на фотографиях, представленных истцом, отсутствии подписей членов комиссии в акте обследования суд признает несостоятельными, поскольку в материалах дела имеется акт экологического обследования местности от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выявлена свалка в микрорайоне <адрес> подписанный как представителями прокуратуры, Бурприроднадзора, так и представителем Комитета городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ; также имеется аналогичный акт обследования мест несанкционированного размещения отходов от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного с участием специалиста Бурприроднадзора, консультанта Управления развития территорий и земельного комитета, главного специалиста Комитета городского хозяйства.
При удовлетворении исковых требований суд считает возможным установить разумный, приемлемый срок для организации уборки по сбору и вывозу мусора до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л А:
Исковое заявление прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ удовлетворить.
Обязать МУ Комитет городского хозяйства администрации г. Улан-Удэ принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, образовавшейся на земельном участке в микрорайоне <адрес>, путем организации уборки по сбору и вывозу мусора, установив при этом срок для выполнения работ в течение 2 месяцев, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней.
Судья: Болотова Ж.Т.