Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
«02» декабря 2010 г. г. Улан-Удэ
Судья Октябрьского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия Гармаева Н.Л.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ Габаевой Д.Н.,
при секретаре Кирилловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ об организации уборки мусора и ликвидации несанкционированных свалок,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Октябрьского района г.Улан-Удэ обратился в суд с четырьмя исками к МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ об обязании в разумный срок принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, образовавшихся на земельных участках в микрорайоне <адрес>; в <адрес>; по <адрес>; по <адрес>.
Определением от 11.10.2010 г. производство по четырем искам было объединено в одно.
В судебном заседании помощник Прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ Габаева Д.Н. требования уточнила, просила обзать ГКХ принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку – сбор, вывоз мусора. Свои исковые требования мотивирует тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды с привлечением специалистов государственного экологического, геологического и водного контроля и надзора Бурприроднадзора Дашинорбоевой Е.Е., Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ Дампилон Л.Б., Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ Ользонова Д.М. установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования «Город Улан-Удэ» не приняты меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки. При проведении проверки соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления на земельных участках в микрорайоне <адрес>; в <адрес>; по <адрес>; по <адрес> <адрес>, располагаются несанкционированные свалки. Выявленная свалки являются нарушением п.п. 2.2.1, 2.2.2, 6.2 Санитарных правил «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных постановлением Главного государственного врача СССР от 05.08.1988г. № 4690-88. В соответствии со ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Согласно ст. 13 ФЗ РФ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. и п. 25 ст. 5 Устава городского округа «Город Улан-Удэ», к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В нарушение указанных требований природоохранного законодательства, имеющаяся несанкционированная свалка до настоящего времени не ликвидирована.
Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ, в целях предотвращения воздействия отходов на здоровье человека, обеспечение достойных условий жизни, труда и отдыха населения, недопущения последствий для здоровья человека в виде инфекционных, паразитарных заболеваний.
Представитель ответчика МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ Адактуева С.П., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что с заявленными требованиями прокурора не согласна и считает их, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 16 Федерального Закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» определен исчерпывающий перечень вопросов местного значения городского округа, к которым относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с п. 2.1 Положения о Комитете городского хозяйства – МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ является структурным подразделением Администрации г. Улан-Удэ и создан в целях осуществления управленческих функций в областях жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Таким образом, Комитет не является органом уполномоченным осуществлять деятельность по уборке мусора и ликвидации несанкционированных свалок. Уточненные исковые требования истца о возложении на Комитет обязанности ликвидировать несанкционированную свалку и организовать уборку – сбор, вывоз мусора носят взаимоисключающий характер. Деятельность по ликвидации свалок и уборке мусора предполагает осуществление непосредственно хозяйственной деятельности, т.е. выполнение производственных работ. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 г. № 454-ст, деятельность по сбору мусора, отбросов и отходов, а также по сбору мусора из мусорных урн в общественных местах и его вывоз включена в раздел предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что требования Прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ подлежат удовлетворению.
В соответствии с положением ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и арендаторы земельных участков обязаны соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов; не допускать загрязнение, захламление, плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Довод прокурора о том, что выявленные несанкционированные свалки являются нарушением Санитарных правил «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных постановлением Главного государственного врача СССР от 05.08.1988г. № 4690-88, а также требований ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» нашли подтверждение в судебном заседании на основании акта обследования территории Октябрьского района от 09.08.2010г., составленном ведущим специалистом – экспертом Бурприроднадзора Дашинорбаевой Е.Е., актов экологического обследования мест несанкционированного размещения отходов на территории Октябрьского района от 09-10 августа 2010г. и 20.09.2010г., согласно которым, специалистами – экспертами Бурприроднадзора, главным специалистом Комитета городского хозяйства и консультантом Управления развития территорий и земельного контроля Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ, помощником прокурора с 09-10 августа 2010г. и 20.09.2010г. произведен осмотр территорий, захламленных отходами производства и потребления; обнаружены свалки отходов, фотографий.
Как следует из определения Верховного Суда РФ от 24.12.2008 N 9-Г08-2, общие технические, санитарные требования, предъявляемые к жилищно-коммунальным услугам, требования безопасности услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и охраны окружающей среды, услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов в настоящее время также, определяются Санитарными правилами содержания территорий населенных мест от 5 августа 1988 года N 46990-88 (СанПиН 42-128-4690-88), предназначенных в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений, независимо от их подчиненности; аналогичным постановлением Госстандарта России от 18 июня 2000 года N 158-ст; постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170); постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 о введении в действие новой редакции СанПиН 2.21/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"; постановлением Госстроя России от 19 апреля 2004 года N 70 о введении в действие Строительных норм и правил Российской Федерации (СНиП 12-01-2004).
Суд, установив наличие свалки по вышеуказанным адресам, считает, что данное обстоятельство нарушает требования Санитарных правил содержания территорий населенных мест «СанПиН 42-128-4690-88», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, регламентирующем в п.2.2.1, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Согласно п.2.2.2 указанных Санитарных Правил, для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Ст.13 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» предусматривает необходимость регулярной очистки территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В Правилах по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ закреплено, что юридические и должностные лица, граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города. В названных Правилах подробно изложено, кто, за что отвечает, как организуется уборка городских территорий.
Суд считает, что обязанность по организации уборки- сбора и вывоза мусора в соответствии с нормами санитарного, экологического законодательства лежит в данном случае на органе местного самоуправления, т.е. на Администрации города, а также на его структурном подразделении МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, поскольку на основании ст.8 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления», ст.7 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 5 Устава Городского округа «Город Улан-Удэ», определено, что к вопросу местного значения г. Улан-Удэ относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны и защиты городских лесов.
В соответствии с п. 1.1 постановления Администрации г. Улан-Удэ от 31.03.2010г. N 134 "Об утверждении Положения о муниципальном учреждении "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ", Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ (далее - Комитет) является структурным подразделением Администрации г. Улан-Удэ.
Как следует из Положения о муниципальном учреждении «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ», функциями и задачами данного Комитета являются организация благоустройства, озеленения территории города, осуществление координации и функционального регулирования деятельности в областях природопользования и охраны окружающей среды; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и производственных отходов; разрабатывает основы муниципальной политики в областях природопользования и охраны окружающей среды; осуществляет контроль за их реализацией; вносит предложения по совершенствованию правовых актов (в том числе разрабатывает проекты правовых актов) в областях природопользования и охраны окружающей среды; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением и реализацией действующих нормативно-правовых актов в сфере благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды; разрабатывает перспективные планы и целевые муниципальные программы, направленные на развитие благоустройства и санитарного состояния территорий города, природопользования и охраны окружающей среды; согласовывает производственные программы организаций коммунального комплекса по обеспечению производства ими товаров (оказания услуг) в сферах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; осуществляет формирование и размещение муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере жилищно-коммунального хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды; в пределах своей компетенции осуществляет координацию деятельности предприятий отрасли жилищно-коммунального хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, находящихся в ведении Комитета (п.2.2, 3.1 Положения).
Вышеперечисленные нормативные акты указывают на то, что Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ обязан принимать меры по организации уборки- сбора и вывоза мусора на земельном участке, являющейся предметом судебного рассмотрения настоящего дела.
Образование неорганизованных, несанкционированных свалок, скоплений строительного и бытового мусора влечет нарушение требований ст.21,22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно этим нормам, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. А согласно санитарным правилам содержания территорий населенных мест, запрещается вывоз отходов в непредназначенные места. Несанкционированные свалки приводят к загрязнению почвы и могут явиться возможным источником загрязнения почвы и атмосферы воздуха.
Суд считает, при наличии несанкционированных свалок, требование прокурора района об обязании ответчика организовать уборку мусора и ликвидацию несанкционированных свалок, принять меры по ликвидации свалок, организации уборки - сбора и вывоза мусора на этой территории обоснованно. При этом, права данного органа никаким образом не нарушаются, поскольку принятие мер по организации данных видов работ входит в их компетенцию.
Учитывая, что для устранения этих нарушений необходимо разумное время, суд полагает возможным установить ответчику срок для принятия мер в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л А:
Исковые требования Прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ удовлетворить.
Обязать МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ организовать уборку мусора и ликвидацию несанкционированных свалок, принять меры по ликвидации свалок, организации уборки - сбора и вывоза мусора, образовавшихся на земельных участках в микрорайоне <адрес>; в <адрес>; по <адрес>; по <адрес> в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней в кассационном порядке со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: подпись
Копия верна: Н.Л.Гармаева