РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судья Октябрьского районного суда <адрес> Болотова Ж.Т., при секретаре Гусельниковой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шадоева А.Г. к Министерству социальной защиты населения РБ о понуждении ответчика предоставить субсидию на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Шадоев А.Г. просит обязать Министерство социальной защиты населения РБ предоставить ему субсидию на приобретение жилья общей площадью 21,15 кв. м., исходя из средней рыночной стоимости 1 кв.м. в РБ, устанавливаемой ежеквартально федеральным органом исполнительной власти.
В иске указано, что он, как инвалид Великой Отечественной войны, стоял на очереди в получении жилья с 1984 г. В декабре 2006 года Министерство социальной защиты населения РБ предложило ему жилищную субсидию, с условием, что будут выделены дополнительные деньги от Администрации города Улан-Удэ и Республики Бурятии для приобретения жилой площади на общую сумму 750000 рублей, в противном случае он ничего не получит. Ему было выдано свидетельство о предоставлении жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья № от ДД.ММ.ГГГГ В министерстве пояснили, что он должен найти квартиру в пределах суммы 230 000 рублей. В то время невозможно было найти квартиру за такую сумму, и он был вынужден заключить со своим сыном ФИО2 договор купли-продажи 1/4 доли от ДД.ММ.ГГГГ права собственности на квартиру, оценив свою долю в праве общей долевой собственности на квартиру в размере 232 000 руб. Министерство перечислило ДД.ММ.ГГГГ на счет сына - ФИО4 денежные средства. В сентябре 2010 г. истец обратился в Министерство социальной защиты РБ с письмом о выдаче справки о предоставлении субсидии на приобретение жилья. На обращение был получен ответ, из которого следовало, что субсидия предоставлялась ему в размере, рассчитанном исходя из норматива общей площади жилого помещения - 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в Республике Бурятия. Квартира, в которой он приобрел долю в праве, имеет общую площадь 59,4 кв.м., что составляет 14,85 кв.м. Приобретенное жилье не соответствует нормативу в 18 кв.м.
В соответствии с п.3 «Порядка предоставления единовременных денежных выплат и жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, площадь приобретаемого жилого помещения должна быть не менее учетной нормы жилого помещения на данного гражданина, предусмотренной рил принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в муниципальном образовании.
А в соответствии с пунктом 4.1. Порядка гражданам, включенным в список ветеранов Великой Отечественной войны, предоставляется единовременная денежная выплата или субсидия по их выбору в соответствии с действующим федеральным законодательством в размере, рассчитанном исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Республике Бурятия, устанавливаемой ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Соответственно он имеет право на получение субсидии на приобретение или строительство жилья исходя из 36 кв.м. Таким образом, Министерство социальной защиты РБ нарушило его право на получение жилищной субсидии исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и предоставило субсидию только на приобретение 14,85 кв.м. В этой связи просит его требования удовлетворить.
Истец Шадоев А.Г. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Кулипанова Н.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, дала суду аналогичные пояснения, дополнив при этом, что субсидия выдается только с согласия ветерана, которого в данном случае не было. Субсидия была выдана из расчета 18 кв.м., а фактически истцом было приобретено 14,85 кв.м. жилья, что не соответствует нормам предоставления жилья. Расчет жилищной субсидии должен быть произведен с учетом членов семьи, как это было указано в его заявлении, а не на одного человека. Считает, что истцу должен быть произведен расчет субсидии исходя из 36 кв.м. на 1 человека. Просит исковые требования удовлетворить.
Представители ответчика Министерства социальной защиты населения РБ ФИО6-Н., ФИО7 иск не признали, суду пояснили, что ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем граждан исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (12900 рублей за 1 кв.м. приказ Минрегиона РФ от 28.09.2006г. № 108). В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз (ст.ст. 14, 15, 17, 18, 19, 21). Пунктом 2 статьи 4 Закона Республики Бурятия от 04.05.2006 г. № 1639-111 установлено, что граждане принимают решение о получении субсидии добровольно и могут реализовать свое право на получение и использование субсидии за счет средств федерального бюджета один раз. Субсидии используются гражданами на приобретение или строительство жилья по их выбору.
В соответствии с Порядком предоставления единовременных денежных выплат и жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.05.2006г. № 138, единовременная денежная выплата или субсидия используются гражданином при приобретении жилья на первичном или вторичном рынке жилья, при долевом или индивидуальном строительстве жилья, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям. Гражданин вправе приобрести или осуществить строительство жилья площадью сверх установленных норм за счет собственных и (или) заемных средств. Площадь приобретаемого жилого помещения должна быть не менее учетной нормы жилого помещения на данного гражданина, предусмотренной для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в муниципальном образовании (по <адрес> 11 кв.м. решение Улан-Удэнского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №).
ДД.ММ.ГГГГ участнику Великой Отечественной войны Шадоеву А.Г. выдано свидетельство о предоставлении жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов № исходя из стоимости 1 кв.м. 12900 и расчетной площади жилья 18 кв.м. в 2006 году, размер жилищной субсидии составил 232200 рублей. ДД.ММ.ГГГГ Шадоев А.Г. приобрел ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, тем самым добровольно реализовал свое право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством, действовавшим в 2006 году. Денежные средства были перечислены на расчетный счет продавца ДД.ММ.ГГГГ
Закон Республики Бурятия № 2147-111 «О дополнительных мерах по улучшению жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Республики Бурятия» принят ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после реализации Шадоевым А.Г. своего права на получения жилья.
Суд, выслушав стороны, свидетеля ФИО8, изучив материалы дела, считает, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Установлено, что Шадоев А.Г. является инвалидом Великой Отечественной войны, что подтверждается соответствующим удостоверением. ДД.ММ.ГГГГ Шадоеву А.Г. на основании его заявления было выдано свидетельство о предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилья ветеранам № в размере 232200 рублей, из которого видно, что расчет субсидии производился по норме общей площади жилого помещения 18 кв.м. и стоимости 1 кв.метра общей площади жилья для РБ 12900 рублей.
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Шадоев А.Г. приобрел у ФИО2 ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру за 232200 рублей. На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ указанная сумма была перечислена ответчиком на лицевой счет продавца ФИО2
Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ удостоверяется право собственности Шадоева А.Г. на ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу <адрес>104.
В соответствии со ст.14 ч 1 п.4 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, в частности, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Шадоев А.Г. состоял на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по категории инвалидов Великой Отечественной войны.
Согласно ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах"( в редакции от 29.12.2004 N 199-ФЗ) объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем граждан исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в п. 4 Порядка предоставления единовременных денежных выплат и жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.05.2006г. № 138 (в редакции Постановления Правительства РБ от 18.08.2006 N 265), согласно которому субсидия предоставляется в соответствии с действующими федеральными законами в размере, рассчитанном исходя из норматива общей площади жилого помещения - 18 квадратных метров на каждого гражданина, имеющего право на указанную меру социальной поддержки, и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в Республике Бурятия, устанавливаемой ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что площадь приобретаемого жилого помещения должна быть не менее учетной нормы жилого помещения на данного гражданина, предусмотренной для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 01.12.2005 г. N 289-34 "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Улан-Удэ" установлена учетная норма площади жилого помещения, необходимую для определения уровня обеспеченности малоимущих граждан общей площадью жилого помещения, в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 11,0 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения на одного человека.
Приказом Минрегиона РФ от 28.09.2006 N 108 "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2006 года" утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья по Республике Бурятия для расчета размеров субсидий, выделяемых в соответствии с планами на IV квартал 2006 года, для всех категорий граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений, в размере 12900 рублей (аналогичная рыночная стоимость была установлена и в 3 квартале 2006 г.)
Таким образом, расчеты субсидии ответчиком были произведены верно, в размере 232200 рублей, с учетом нормы общей площади жилого помещения 18 кв.м. и стоимости 1 кв.метра общей площади жилья для РБ в размере 12900 рублей, порядок предоставления субсидии Шадоеву А.Г. соответствует вышеуказанным требованиям закона.
Право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии, удостоверяемой свидетельством, предоставляется один раз, что следует из п.4 вышеуказанного Порядка предоставления жилищных субсидий, а в соответствии с п.7 названного Порядка граждане после приобретения жилья исключаются из очереди на улучшение жилищных условий.
Таким образом, Шадоев А.Г. реализовал свое право на получение и использование субсидии за счет средств федерального бюджета.
Доводы представителя истца Кулипановой Н.Н. о том, что субсидия должна предоставляться с учетом членов его семьи, не основаны на законе, поскольку ФЗ « О ветеранах» предусматривает предоставление такой субсидии только ветеранам Великой Отечественной войны, но не членам их семей.
Также несостоятельны ее утверждения о том, что согласия Шадоева А.Г. на получение субсидии не было. Данное обстоятельство полностью опровергается заявлением истца, в котором он просит включить его в состав лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии, и обязуется использовать предоставленную ему субсидию по назначению.
В соответствии с названным Порядком для получения субсидии граждане, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, подают заявление о предоставлении субсидии с гарантией ее использования по назначению, что и имело место в данном случае.
Размер субсидии был рассчитан из 18 кв.м. на приобретение жилья, истец фактически приобрел 14,86 кв.м., что не противоречит п.3 вышеуказанного Порядка, согласно которому площадь приобретаемого жилого помещения должна быть не менее учетной нормы жилого помещения на данного гражданина, предусмотренной для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании.
Требования истца о предоставлении ему субсидии, исходя из 36 кв.м., а в 4 квартале 2010 г. средняя рыночная стоимость квадратного метра жилья составляла 23500 рублей, не обоснованны, поскольку данные изменения в законодательство были внесены после реализации Шадоевым А.Г. права на получение и использование жилищной субсидии. А в соответствии со ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Однако ни ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ »О ветеранах» с последующими изменениями, ни Законом Республики Бурятия № 2147-111 «О дополнительных мерах по улучшению жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Республики Бурятия» от 09.03.2007 г., ни другими нормативно-правовыми актами не указано на обратную силу закона.
В настоящее время истец обеспечен жильем в размере 14,86 кв.м., что подтверждается свидетельством о праве собственности; не является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий; на очереди в улучшении жилищных условий не состоит; правом на получение субсидии воспользовался, а такое право предоставляется один раз.
На основании изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.
Руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, судья
РЕШИЛА:
Исковые требования Шадоева А.Г. к Министерству социальной защиты населения РБ о понуждении ответчика предоставить субсидию на приобретение жилья общей площади жилья 21,15 кв.м. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Бурятия.
Судья: Болотова Ж.Т.