Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российская Федерации
11 марта 2011 года г. Улан-Удэ
Судья Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ Рабданова Г.Г., при секретаре Телесовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кушнаревой ФИО10 об оспаривании отказа в регистрации по месту жительства,
У С Т А Н О В И Л А:
Обращаясь в суд, Кушнарева ФИО10 просит признать незаконным отказ ТП № ОУФМС РФ по РБ в <адрес> в регистрации по месту жительства, обязать зарегистрировать ее и ее несовершеннолетнего сына ФИО2 по месту жительства <адрес>.
В судебном заседании заявитель Кушнарева З.А. заявленные требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что проживает по адресу <адрес> с 2008 года с супругом и несовершеннолетним сыном. Дом является самовольно возведенным, правоустанавливающие документы на него отсутствуют, на руках имеется лишь технический паспорт и старая домовая книга, в этой связи при обращении сотрудники УФМС отказали ей в регистрации. Просит удовлетворить заявление, обязать начальника ТП № ОУФМС РФ по РБ в <адрес> произвести регистрацию по месту жительства <адрес>.
Представитель ТП № ОУФМС РФ по РБ в <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав заявителя, свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению
В судебном заседании установлено, что заявитель Кушнарева З.А. и е несовершеннолетний сын ФИО2 постоянно проживают по адресу <адрес>. Данное обстоятельство не оспаривается сторонами и подтверждается показаниями свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6
Из материалов дела следует, что дом по <адрес>, в котором проживает заявительница, является самовольно возведенным, т.к. он построен на земельном участке, не отведенном в установленном законом порядке под строительство дома, без получения соответствующих разрешений на его возведение. (ст.222 ГК РФ).
Несмотря на то, что дом, где проживает Кушнарева З.А., является самовольно возведенным, суд считает, что последняя подлежит постановке на регистрационный учет по <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Это же положение изложено и в ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанные права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой необходимо для достижения целей, перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Таким образом, ограничение конституционного права любыми способами ( как введение прямых запретов, так и установленных косвенных ограничений) в законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации недопустимо.
Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, принятыми постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995г. № 713 ( в редакции от 28.03.2008г.) во исполнение требований Конституции и Закона Российской Федерации от 25 июня 1993г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрена регистрация гражданина по месту жительства и по месту пребывания.
Следует иметь в виду, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета по месту своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких – либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания или жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Об этом было указано в постановлении Конституционного Суда РФ от 02.02.1998г. № 4-П.
Основания для ограничения права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в Законе «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона. Отступление от запрета расширять этот перечень в подзаконных актах, в том числе в актах Правительства Российской Федерации, означает недопустимую легализацию разрешительного порядка регистрации граждан.
Поскольку Кушнарева З.А. и ее несовершеннолетний сын не подпадают ни под одно из ограничений, установленных законом, суд признает отказ ТП № ОУФМС РФ по РБ в <адрес> в регистрации заявителя и ее несовершеннолетнего ребенка незаконным.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Согласно договора банковского вклада от ДД.ММ.ГГГГ местом жительства Кушнаревой З.А. указан адрес <адрес>. Этот же адрес указан в листке убытия при снятии с регистрационного учета по адресу <адрес>, где ранее была зарегистрирована заявительница, в страховом медицинском полисе, в квитанции об оплате за посещение ребенком детского сада, в справке о посещении ФИО2 детского сада «<данные изъяты>».
Поскольку заявительница и ее несовершеннолетний сын проживают по указанному адресу с 2008 г., следовательно, местом жительства Кушнаревой З.А. и ФИО2 следует считать <адрес>.
Таким образом, суд считает, что заявительница и ее несовершеннолетний ребенок подлежат регистрации по месту своего жительства. Отсутствие правоустанавливающих документов на дом не является основанием для отказа в регистрации заявителя по месту жительства.
Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Кушнаревой ФИО10 удовлетворить.
Обязать начальника ТП № ОУФМС РФ по РБ в <адрес> произвести регистрацию Кушнаревой ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту проживания <адрес>
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд РБ со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение изготовлено в совещательной комнате.
Судья Г.Г. Рабданова