Решением от 13.04.2011 г. в удовлетворении исковых требований Кобрина В.В. к Министру социальной защиты населения Хамагановой Н.Н., соответчику Министерству финансов о признании факта неоказания качественных услуг, обжаловании действий отказано



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«13» апреля 2011 г. г. Улан-Удэ

Судья Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Хаптахаева Л.А. единолично, при секретаре Туктаровой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Кобрина В.В. к Министру социальной защиты населения Республики Бурятия Хамагановой Н.Н., соответчику Министерству финансов Республики Бурятия о признании факта неоказания качественных услуг, обжаловании действий должностного лица, взыскании понесенных убытков,

УСТАНОВИЛА:

Кобрин В.В., обращаясь в суд, просит признать факт неоказания в разумные сроки государственных качественных и нормативно закрепленных услуг, не реализации социальной ответственности, предусмотренных Конституцией РБ, оспаривает принятые решения, действия (бездействия) должностного лица - министра социальной защиты населения Республики Бурятия Хамагановой Н.Н., вызванные в создании препятствий, ущемлении, дискредитации статуса многодетной семьи. Свои требования мотивирует тем, что в соответствии с Указом Президента РФ № 431 от 05.05.1992 г. «О мерах социальной поддержки многодетных семей», предусмотрено предоставление 30% скидки по оплате коммунальных услуг, индексация от инфляции, повышение детских пособий до величины МРОТ - 4430 рублей малообеспеченным семьям, а также выплата на детей школьного возраста по социальному билету в сумме 300 рублей, на бесплатный проезд внутри городского транспорта, т.е. в трамвае его двух дочерей Кобриной М.В., ДД.ММ.ГГГГ и Кобриной О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения. считает, что законодательством предусмотрено выделение им школьной формы, спортивной формы. Как многодетной семье предусмотрена субсидия на оплату жилого помещения, коммунальных услуг с 01.02.2011 г. в сумме 852,50 рублей. Указанные нарушения противоречат нормам законодательства в том числе, ст. 6 Европейской Конвенции по правам человека. Все вышеуказанные нарушения, вызванные в связи с непринятием мер законодательной инициативы в органах государственной власти в РБ, наносят ему материальный ущерб и моральный вред, который просит взыскать с Министра социальной защиты населения Республики Бурятия в сумме 378 404 руб. 72 коп., а также судебные расходы в виде почтовых услуг, ксерокопирование отнести за счет ответчика- 30,15 рублей.

В судебном заседании истец полностью поддержал заявленные требования, дав суду показания, аналогичные изложенному. Дополнил, что подал иск в интересах своих детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Представители ответчика- Министра социальной защиты населения Республики Бурятия предоставляют подложные доказательства, ущемляют его права и права его детей. Вина ответчика -должностного лица Хамагановой Н.Н. состоит в том, что в республике нет механизма на реализацию и достойную жизнь детей и многодетных семей во исполнение Указа Президента. Указ Президента о многодетных семьях не отменен, многодетные семьи живут ниже среднего достатка, им не предоставляют 30% скидку по оплате за жилье, бесплатный проезд, школьную форму детям, детские пособия не индексируются. Деятельность министра и министерства социальной защиты населения неэффективна, т.к. они бездействуют.

Представители Министерства социальной защиты населения Дыхреева О.Д-Н., Цыбикова Д.Д., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, показав, что в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ № 431 от 05.05.1992г. предусмотрена скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории. Минфин России и Минсоцзащиты России во исполнение п.3 Указа опубликовало письмо от 29.06.1992г. №51 «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей», в п.2 которого, по вопросу о предоставлении скидки указано, что дополнительные затраты, возникающие при реализации мероприятий, указанных в п.п. «б» п.1, финансирование которых в настоящее время не учитывается при формировании бюджетов национально- государственных и административно- территориальных образований, производятся за счет средств местных бюджетов- скидки на оплату за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных от продажи населению на данной территории. Однако, по решению Верховного суда РФ, данный пункт письма признан недействующим (решение Верховного суда РФ от 26.03.2003г. № ГКПИ 03-139). Дальнейший порядок финансирования расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям установленных льгот не определен. Указ не содержит указаний, за счет каких средств обеспечивается предоставление таких льгот. Необходимые изменения и уточнения не были внесены в него и после закрепления принципа самостоятельности бюджетов всех уровней в ст. 31 Бюджетного Кодекса РФ. Согласно п. 2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных ) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения относится решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей, одиноких родителей. В соответствии с п. 4 ст. 26.3 указанного ФЗ, по вопросам, отнесенным к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, могут приниматься федеральные законы, но при этом не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта РФ. В Республике Бурятия действует Закон РБ от 06.07.2006г. № 1810-III « О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия». Нормы ст. 6 содержат меры социальной поддержки многодетных семей, но данный Закон не предусматривает такой меры как предоставление многодетным семьям 30% скидки от установленной платы за коммунальные услуги. Нормативные правовые акты Республики Бурятия не устанавливают расходное обязательство субъекта в виде предоставления указанной меры социальной поддержки многодетным семьям. В соответствии с Постановлением Правительства РБ от 17.12.2004 г. № 276 «О предоставлении ежемесячного пособия на ребенка», размер ежемесячного пособия на 01.01.2005 г. составляет 100 рублей без районного коэффициента и индексации. На детей из многодетных семей размер ежемесячного пособия на третьего и последующего ребенка увеличен до 30 рублей без районного коэффициента и индексации. Супруге Кобрина В.В. ФИО16 предоставляется ежемесячное пособие на детей в сумме 471,60 рублей, т.е. на первых двух детей по 142,80 рублей. На третьего ребенка 186 рублей. Также полагают необоснованным требования истца в части увеличения размера ежемесячного пособия на ребенка, т.к. действующее законодательство не предусматривает увеличение размера пособия до величины МРОТ. Также признание Кобрина В.В. на получение субсидии не возможно, т.к. право на получение субсидии определяется при каждом обращении на основании представленных заявителем документов. Просят требования Кобрина В.В. оставить без удовлетворения.

Выслушав показания сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

В судебном заседании установлено, что истец имеет троих несовершеннолетних детей (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годов рождения), о чем свидетельствует представленные документы.

В соответствии с Законом Республики Бурятия № 1810-III от 06.07.2006г. с 01.01.2007г., многодетным семьям предоставляются меры социальной поддержки, среди которых скидки по уплате жилищно-коммунальных услуг в размере 30% не указано.

Указом Президента РФ № 431 от 05.05.1992г. « О мерах по социальной поддержке многодетных семей», действительно, для многодетных семей предусмотрена скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

Кобриным В.В. заявлены исковые требования относительно отсутствия механизма реализации, исполнения данного Указа Президента РФ, бездействия министра социальной защиты населения РБ, которая не вышла с инициативой о разработке и вынесении Закона РБ, регламентирующего исполнение Указа.

Согласно решению суда Октябрьского района г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ вступившего в законную силу, исковое заявление Кобрина В.В. к Центру социальной поддержки населения Октябрьского района г. Улан-Удэ, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерству Финансов Республики Бурятия, Министерству Финансов Российской Федерации, Управлению Федерального Казначейства о признании незаконными действий Центра социальной поддержки населения Октябрьского района г. Улан-Удэ, возмещении убытков было оставлено без удовлетворения. При этом, в данном решении было указано об отсутствии механизма исполнения данного Указа.

Указ Президента РФ не содержит указаний, за счет каких средств обеспечивается предоставление таких льгот. В настоящее время нет каких- либо изменений в Указе по поводу его исполнения; нет изменений в ст. 31 Бюджетного Кодекса РФ, регламентирующей принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд принимает во внимание как обоснованный довод представителей ответчика, что согласно п.п.24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных ) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по социальной поддержке семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей.

В соответствии с п. 4 ст. 26.3 указанного ФЗ, по вопросам, отнесенным к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, могут приниматься федеральные законы, но при этом не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта РФ.

В Республике Бурятия действует Закон РБ от 06.07.2006г. № 1810-III « О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия». Нормы ст. 6 содержат меры социальной поддержки многодетных семей, которая предусматривает, что многодетным семьям устанавливаются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата на каждого ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в размере 150 рублей;

2) бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей для детей из многодетных семей в возрасте до шести лет;

3) первоочередной прием детей в дошкольные образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования;

4) первоочередное предоставление льготных путевок в детские оздоровительные лагеря, санатории, детские оздоровительные площадки детям - учащимся общеобразовательных учреждений в возрасте до 15 лет;

5) бесплатное посещение один раз в месяц детьми государственных театров Республики Бурятия.

При этом, ч. 4 данного закона, указывает, что меры социальной поддержки, установленные пунктами 4 и 5 части 1 настоящей статьи, предоставляются многодетным семьям в случае, если среднедушевой доход многодетной семьи ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Бурятия.

Данный Закон не предусматривает такой меры как предоставление многодетным семьям 30% скидки от установленной платы за коммунальные услуги. Нормативные правовые акты Республики Бурятия не устанавливают расходное обязательство субъекта в виде предоставления указанной меры социальной поддержки многодетным семьям.

Право на получение субсидии по оплате за жилищно- коммунальные услуги предоставляются не только многодетным семьям.

Положением ст. 159 ЖК РФ, предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Поэтому, предоставление субсидий на оплату за жилищно - коммунальных услуг не зависит о статуса многодетности семьи. Право на получение субсидии носит заявительный характер и право на это определяется при обращении граждан на основании представленных заявителем документов, соответствии с Постановлением Правительства РБ от 21.11.2007 N 374 (ред. от 15.02.2011) "О финансировании социальных выплат и мер социальной поддержки, предоставляемых Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия и филиалами республиканского государственного учреждения "Центр социальной поддержки населения" за счет средств федерального и республиканского бюджетов".

Согласно ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 08.12.2010) "О государственной социальной помощи" (принят ГД ФС РФ 25.06.1999г., оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

При этом, статья 5 данного закона предусматривает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Действующий в Республике Бурятия Закон РБ от 06.07.2006г. № 1810-III « О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия» не предусматривает предоставление данных вид льгот, как выделение социальных билетов в сумме 300 рублей для проезда на внутригородском транспорте, выделение на детей школьной формы одежды, спортивной, зимней одежды (обуви) на сумму 22000 рублей.

Как установлено в суде, истец получает ежемесячные пособия на детей. Его довод о том, что они не индексируются, суд не может признать, как состоятельный, т.к. законодательно данный вопрос не разрешен.

При этом, суд не усматривает вины министра социальной защиты населения по РБ в дискредитации многодетных семей, ущемления прав истца, поскольку она не обладает законодательной инициативой. При отсутствии механизма реализации Указа Президента № 4312 от 05.05.1992г. Министр социальной защиты населения не вправе предоставлять льготы, не предусмотренные Законом РБ от 06.07.2006г. № 1810-III « О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия».

Поэтому, требования истца о возмещении ему убытков, компенсации морального вреда, взыскав их с министра социальной защиты населения, являются не основанными на законе.

На основании изложенного, суд находит исковые требования Кобрина В.В. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Кобрина В.В. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней.

Судья: подпись Л.А. Хаптахаева

ВЕРНО: судья Л.А. Хаптахаева

Секретарь Е.П.Туктарова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200