Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 апреля 2011 года г. Улан-Удэ
Судья Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Рабданова Г.Г., при секретаре Олзоевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гавриловой ФИО9 о признании действий Комитета по управлению имуществом и землепользованию по отказу в льготном предоставлении земельного участка незаконными,
У С Т А Н О В И Л А :
Обращаясь в суд, Гаврилова В.С. просит признать незаконными действия Комитета по управлению имуществом и землепользованию по отказу в льготном предоставлении земельного участка, обязать восстановить право на бесплатное получение земельного участка в собственность.
В судебном заседании Гаврилова В.С. поддержала заявленные требования в полном объеме. Пояснила суду, что с апреля 2009 г. состоит в очереди нуждающихся в предоставлении земельного участка на льготных основаниях по категории многодетная семья. Решением КУИЗ от 16.09.2009 г. была утверждена схема расположения земельного участка в <адрес>. В связи с отсутствием средств она не смогла сразу произвести кадастровые работы. В мае 2010 г. стало известно о том, что такие работы возможно произвести за счет средств республиканского бюджета в связи с изменениями в закон РБ. Она обратилась в КУИ с соответствующим заявлением. В августе 2010 г. ей было необходимо срочно оформить и получить материнский капитал для строительства жилого дома. Поскольку оформление причитающегося земельного участка в <адрес> затягивалось, она приобрела в собственность земельный участок в <адрес>. В декабре 2010 г. получила письмо КУИЗ о снятии с очереди на льготное получение земельного участка в связи с наличием в собственности другого земельного участка. Просит удовлетворить ее заявление в полном объеме.
Представитель Комитета по управлению имуществом и землепользованию Мантурова Т.Г. полагает заявление необоснованным. Пояснила суду, что кадастровые работы в период с сентября 2009 г. по май 2010 г. не производились по вине самой заявительницы. В период проведения кадастровых работ за счет средств республиканского бюджета Гаврилова В.С. приобрела в собственность другой земельный участок, в связи с чем утратила право на льготное получение земельного участка. Также к моменту решения вопроса о предоставлении ей земельного участка семья утратила статус многодетной. Просила оставить заявление без удовлетворения.
Представитель Администрации Октябрьского района Смирнова В.И. находит заявление не подлежащим удовлетворению. Пояснила суду, что Гаврилова В.С. в связи с приобретением в собственность земельного участка утратила прав на льготное предоставление ей земельного участка, вместе с тем она вправе получить в порядке очередности социальное жилье. Просила оставить заявление без удовлетворения.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Гаврилова В.С. распоряжением Администрации Октябрьского района № от ДД.ММ.ГГГГ с января 2009 г. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по списку малоимущих с составом семьи 5 человек.
03.04.2009 г. Гаврилова В.С. обратилась в КУИЗ с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на льготном основании.
16.04.2009 г. Комитетом по управлению имуществом и землепользованию в адрес Гавриловой В.С. направлено письмо о рассмотрении ее заявления в порядке очередности с указанием номера очереди 192.
Решением КУИЗ от 16.09.2009 г. утверждена схема расположения земельного участка ориентировочной площадью № кв. метров по адресу <адрес>
<адрес>, участок №, предназначенного для строительства индивидуального жилого дома.
Гавриловой В.С. предложено получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии использования земельного участка санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и обеспечить изготовление кадастрового паспорта участка, что следует из памятки, выданной КУИЗ.
23.06.2010 г. Гаврилова В.С. приобретает в собственность земельный участок, предоставленный для дачного строительства с правом строительства жилых домов по адресу <адрес>, граница <адрес> и <адрес>. Государственная регистрация права произведена 06.08.2010 г. Указанное обстоятельство подтверждается договором купли-продажи земельного участка и свидетельством о государственной регистрации права.
27.12.2010 г. Комитетом по управлению имуществом и землепользованию в адрес Гавриловой В.Г. направлено письмо о снятии ее с очереди на льготное получение земельного участка в связи с наличием в собственности другого земельного участка.
Согласно Закона РБ от 16.10.2002 N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" в редакции от 13.10.2008 г. (на момент подачи заявления Гавриловой В.С. от 03.04.2009 г.) бесплатно и однократно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства следующим категориям граждан, не имевшим ранее в собственности или на ином праве земельных участков для индивидуального жилищного строительства - многодетным семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Порядок предоставления земельных участков был предусмотрен постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 15.05.2008 N 247 "Об утверждении Положения о бесплатном предоставлении льготным категориям граждан в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории г. Улан-Удэ" (в настоящее время утратило силу).
Указанным Положением от 15.05.2008 N 247 было четко предусмотрено, что решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно принимается на основании заявления с приложением кадастрового паспорта и санитарно-эпидемиологического заключения (порядок действовал до июля 2010 г.).
С 23.06.2010 г. порядок рассмотрения заявлений граждан и принятия решений по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма был установлен решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 23.06.2010 N 302-23 "О внесении изменений в решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20 марта 2008 г. N 807-82 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
В соответствии с разделом 6 данного Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности" решение КУИЗ о предоставлении земельного участка также принимается по заявлению гражданина на основании кадастрового паспорта и санитарно-эпидемиологического заключения.
Схема расположения земельного участка Гавриловой В.С. была утверждена Комитетом 16.09.2009 г. Проведение кадастровых работ заявительницей с указанного времени до мая 2010 г. обеспечено не было. В период проведения таких работ за счет средств республиканского бюджета заявительница приобрела в собственность другой земельный участок. Поскольку к моменту принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность Гаврилова В.С. стала собственником иного земельного участка, с заявлением о предоставлении участка в собственность с приложением кадастрового паспорта и санитарно-эпидемиологического заключения не обращалась, КУИЗ обоснованно произвел снятие заявительницы с очереди на льготное получение земельного участка.
Собственником участка заявительница стала в августе 2010 г., а в соответствии с Законом РБ от 16.10.2002 N 115-III (в ред. от 09.03.2010 N 1298-IV) наличие иного участка для дачного строительства (с правом возведения жилого строения или жилого дома) препятствует предоставлению земельного участка на льготном основании. В этой связи доводы о том, что участок, расположенный на границе <адрес> и <адрес>, предназначен только под размещение дачи, во внимание приняты быть не могут.
В соответствии с п.2 ст. 1 Закона РБ от 16.10.2002 N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" бесплатно и однократно предоставляются в собственность для индивидуального жилищного строительства земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах поселения, следующим категориям граждан, не имевшим ранее в собственности, пожизненном наследуемом владении и постоянном (бессрочном) пользовании земельных участков для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого строения или жилого дома) (в ред. от 09.03.2010 N 1298-IV).
Не обоснованными суд находит доводы о том, что земельный участок был приобретен заявительницей в границах другого муниципального образования. Законом РБ «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления предоставлять льготные земельные участки при наличии иных участков за пределами муниципального образования. Прямого указания в положениях закона не содержится.
Права и законные интересы заявительницы действиями Комитета по управлению имуществом по отказу в льготном предоставлении земельного участка, по мнению суда, не нарушаются. Земельный участок в собственности Гавриловой В.С. имеется, при этом целевое назначение участка позволяет возвести жилой дом. Последняя состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, как малоимущая, вправе получить жилье по договору социального найма в порядке очередности. На данный момент Гаврилова В.С. утратила статус многодетной семьи, двое старших детей стали совершеннолетними еще в июне 2009 года и октябре 2010 г.
Доводы о том, что Гаврилова В.С. не имела в собственности иного земельного участка на момент подачи заявления в КУИЗ в апреле 2009 г., правового значения не имеют, поскольку юридически значимым является наличие либо отсутствие участков на праве собственности на момент принятия решения о предоставлении земельного участка, поскольку именно с указанного момента для гражданина наступают последствия в виде государственной регистрации права собственности, утраты права на улучшение жилищных условий по договорам социального найма. Первоначальное заявление Гавриловой В.С. от 03.04.2009 г. о приобретении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, по своей правовой природе, является заявлением о выборе земельного участка, изготовлении и утверждении схемы расположения на кадастровом плане соответствующей территории. Согласно сложившегося порядка, о чем пояснила суду специалист Комитета ФИО7, после изготовления кадастрового паспорта и получения санитарно-эпидемиологического заключения граждане вновь обращаются с заявлением о предоставлении конкретного земельного участка, прилагая уже иные документы, чем при подаче первоначального заявления.
Указанное также следовало из пунктов 2.4, 2.5, 2.6 постановления Администрации г. Улан-Удэ от 15.05.2008 N 247 (в редакции от 30.07.2009 г., действовавшей на момент утверждения схемы расположения земельного участка, в данное время отменено), согласно которым гражданин на основании схемы обеспечивает через землеустроительную организацию установление границ земельного участка и изготовление кадастрового паспорта. После получения санитарно-эпидемиологического заключения, а также кадастрового паспорта граждане подают заявление о приобретении земельного участка в собственность бесплатно с приложением документов в соответствии с установленным перечнем. В месячный срок КУИЗ принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
Поскольку во время процедуры, предшествующей принятию такого решения, Гаврилова В.С. стала собственником другого земельного участка, соответственно она на законных основаниях была снята с очереди на льготное получение земельного участка.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Суд считает, что заявитель не доказал, какие права и законные интересы нарушены, не доказал, что были созданы препятствия к осуществлению прав и свобод. Также суд не усматривает нарушение требований закона в действиях Комитета по управлению имуществом и землепользованию по отказу в льготном предоставлении земельного участка.
Доводы о том, что Гаврилова В.С. не смогла бы изначально обеспечить проведение кадастровых работ в отношении земельного участка по адресу <адрес>, участок № ввиду того, что участок был зарегистрирован на другого правообладателя, правового значения по делу не имеет. Юридически значимым является вопрос права, а не вопрос факта. В таком случае, КУИЗ было бы обязано при наличии права решить вопрос о предоставлении иного земельного участка на льготном основании.
Таким образом, заявление Гавриловой В.С. не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198, 258, 441 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л А:
Заявление Гавриловой ФИО9 о признании действий Комитета по управлению имуществом и землепользованию по отказу в льготном предоставлении земельного участка незаконными оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Г.Г. Рабданова