РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Улан-Удэ 15 апреля 2011 года Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Раднаевой Т.Н., при секретаре Злоян Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Баргузинского района РБ в защиту интересов неопределенного круга лиц к Республиканскому агентству лесного хозяйства Министерства природных ресурсов РБ, администрации муниципального образования « Баргузинский район», администрации муниципального образования городского поселения « поселок Усть-Баргузин» о признании бездействия незаконным, понуждении ликвидировать несанкционированную свалку мусора, УСТАНОВИЛ: В суд обратился прокурор Баргузинского района РБ с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к отделу обеспечения и организации деятельности Усть-Баргузинского лесничества Республиканского агентства лесного хозяйства о признании его бездействия незаконным. Понуждении принять меры к приведению территории лесного фонда к состоянию, отвечающему требованиям федерального законодательства, а именно ликвидировать стихийную свалку на <данные изъяты> километре трассы Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан, справа от дороги на расстоянии 20 метров вглубь леса площадью 4,5 га, расположенную в выделе № квартала №, выделе № квартала № Максимихинского участкового лесничества Усть-Баргузинского лесничества «Республиканского агентства лесного хозяйства. Иск мотивирован тем, что в центральной экологической зоне Байкальской природной территории на <данные изъяты> км. трассы Улан-Удэ-Курумкан справа от дороги на расстоянии 20 м. вглубь леса находится стихийная свалка площадью 4, 5 га, на которой размещены отходы производства и потребления. Свалка расположена в выделе № квартала №, выделе № квартала № Максимихинского участкового лесничества Усть-Баргузинского лесничества Республиканского агентства лесного хозяйства. Земельный участок, занятый несанкционированной свалкой, расположен на землях лесного фонда, категории лесов – защитные леса. В соответствии с ч. 5 ст. 102 Лесного Кодекса РФ, абз. 46 Постановления Правительства РФ № 643 от 30.08.2001г. в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещено складирование и захоронение отходов. В соответствии с п. 5.3 Постановления Правительства РБ № 361 от 16.11.2007г. лесничий осуществляет организацию мероприятий по санитарной безопасности и защите лесов, в том числе по очистке леса от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Определением Баргузинского районного суда РБ, ответчик - отдел обеспечения и организации деятельности Усть-Баргузинского лесничества Республиканского агентства лесного хозяйства РБ заменен на надлежащего ответчика - Республиканское агентство лесного хозяйства Министерства природных ресурсов РБ и дело передано по подсудности в Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ. Определением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация МО «Баргузинский район и МО ГП «п. Усть-Баргузин». В судебном заседании, представитель прокуратуры Баргузинского района РБ по доверенности Габаева Д.Р., имеющая полномочие по изменению предмета, либо основания иска, исковые требования изменила. Просит признать незаконным бездействие Республиканского агентства лесного хозяйства, администрации МО «Баргузинский район», МО ГП «Усть-Баргузин», выражающееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки мусора. Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства администрацию МО «Баргузинский район» и МО ГП «п. Усть-Баргузин» ликвидировать несанкционированную свалку мусора, организовав сбор и вывоз мусора, образовавшегося на <данные изъяты> километре трассы Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан, справа от дороги на расстоянии 20 метров вглубь леса площадью 4,5 га, расположенную в выделе № квартала № выделе № квартала № Максимихинского участкового лесничества Усть-Баргузинского лесничества. В остальной части иск поддержала. Ответчик Республиканское агентство лесного хозяйства в лице представителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. Кривобоковой В.В. иск не признал. Представитель показала, что республиканское агентство является ненадлежащим ответчиком. Полномочия по очистке, уборке отходов от производства и потребления не предусмотрены Положением о республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 25.01.2007г. Также не наделяет указанными полномочиями и Лесной Кодекс РФ. Стихийная свалка образовалась в результате жизнедеятельности жителей п. Максимиха и состоит из бытовых отходов и мусора, определение которых дается в ст. 1 ФЗ « Об отходах производства и потребления». Ст. 8 названного ФЗ организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления районов. К компетенции органов местного самоуправления поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичная норма содержится в п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии со ст. 55 Лесного кодекса и правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением правительства РФ от 29.06.2007г. № 414 под санитарно-оздоровительными мероприятиями, которые должно осуществлять лесное агентство понимается вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Требований по уборке лесов от отходов от производства и потребления, указанными правовыми актами не предусмотрено. Финансовых средств в виде субвенций, которые выделяются агентству средства на очистку земель лесного фонда от отходов производства и потребления в виде несанкционированных свалок не предусмотрено. Кроме этого, основания для привлечения агентства к гражданско-правовой ответственности в виде судебного принуждения убрать свалку отсутствуют. Так как свалка образовалась не по вине, и не в результате противоправных действий агентства. Свалка образовалась по причине того, что у п. Максимиха отсутствует своя санкционированная свалка. Имевший место в недавнее время полигон для бытовых отходов закрыт на переоборудование. Находился он в том же месте. В связи с тем, что жителям Максимихи и ее гостям некуда бросать мусор, органом местного самоуправления не организован сбор и вывоз мусора, полигон закрыт, граждане бросают мусор в том месте – недалеко от прежнего полигона. Причиной образования стихийной свалки является невыполнение обязанностей органом местного самоуправления и соответственно невыполнение им своих обязанностей не может влечь для агентства обязанность убрать свалку. Ответчик МО «Баргузинский район» в лице своего представителя, в судебное заседание не явился. Просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Будучи допрошенным в порядке исполнения судебного поручения, представитель администрации по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. Дармаев Б.Б. показал, что Баргузинский муниципальный район полномочиями по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не обладает. В соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам администрации относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. На территории пгт. Усть-Баргузин функционирует санкционированная свалка. На территории п. Максимиха производится строительство полигона ТБО и ЖБО. Ориентировочный срок ввода в эксплуатацию – ДД.ММ.ГГГГ Ответчик администрация МО ГП « поселок Усть-Баргузин» в лице своего представителя в судебное заседание не явился. Просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Будучи допрошенным в порядке исполнения судебного поручения, законный представитель муниципального образования – глава ГП п. Усть-Баргузин Колмаков А.С. иск признал частично. Полагает, что МО ГП п. Усть-Баргузин должна нести ответственность вместе с другими ответчиками. На настоящий момент санкционированной свалки возле п. Максимиха нет, хотя в каждом населенном пункте должна быть соответствующая свалка. В настоящее время, возле села Максимиха строится полигон для твердых и жидких бытовых отходов. С ДД.ММ.ГГГГ., в п. Максимиха работает спецавтомобиль для вывоза мусора. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в границах поселения муниципального образования ГП «п. Усть-Баргузин» в центральной экологической зоне Байкальской природной территории на <данные изъяты> километре трассы Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан, в выделах № и № кварталов № и № соответственно Максимихинского участкового лесничества Усть-Баргузинского лесничества имеется стихийная свалка площадью 4,5 га. Свалка расположена на землях лесного фонда, категории лесов – защитные леса. В соответствии с ч. 5 ст. 102 Лесного Кодекса РФ в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Виды использования лесов установлены ст. 25 Лесного кодекса РФ. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в нарушение ст.ст. 25, 102 Лесного Кодекса РФ, в границах поселения муниципального образования ГП «п. Усть-Баргузин» в центральной экологической зоне Байкальской природной территории на <данные изъяты> километре трассы Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан, в выделах № и № кварталов № и № соответственно Максимихинского участкового лесничества Усть-Баргузинского лесничества имеется стихийная свалка площадью 4,5 га. Свалка расположена на землях лесного фонда, категории лесов – защитные леса. В силу п.п. 18 п. 1 ст. 14 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и сбора вывоза бытовых отходов относится к вопросам местного значения поселения. Вопросы утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в силу п.п. 14 п. 1 ст. 15 этого же Закона отнесены к вопросам местного значения муниципального района. В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ « Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами. В соответствии с п. 2 ст. 44 ФЗ « Об охране окружающей среды» при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности. Ст. 22 ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат использованию, сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными дл населения. Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства, в п. Максимиха не был надлежаще организован сбор и вывоз бытовых отходов. Так, в поселке отсутствует санкционированная свалка. В настоящее время, возле поселка лишь ведется строительство полигона для твердых и жидких бытовых отходов. Сбор и вывоз мусора с территории поселка начал осуществляться лишь с ДД.ММ.ГГГГ. Вывоз мусора осуществляется не ежедневно, а лишь 3 – 4 раза в месяц. Автомобиль для вывоза мусора приобретен в ДД.ММ.ГГГГ. К данному выводу суд приходит на основании объяснений представителей ответчиков – МО ГП «п. Усть-Баргузин» и МО «Баргузинский район» и графиков сбора и вывоза ТБО от физических лиц с территории с. Максимиха, утвержденного главой поселковой администрации А.С. Колмаковым. В результате ненадлежащего исполнения полномочий, установленных п.п. 18 п. 1 ст. 14 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» со стороны администрации поселения, в районе п. Максимиха образовалась свалка. В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ « об охране окружающей среды, все граждане имеют право на благоприятную окружающую среду. С учетом вышеуказанного суд, считает, что обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на МО ГП « П. Усть-Баргузин», так как именно на него, Законом возложена обязанность по сбору и вывозу мусора и именно в результате его бездействия образовалась несанкционированная свалка, нарушающая права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. То обстоятельство, что свалка не находится в черте населенного пункта не может освобождать администрацию поселения от ответственности, так как в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 11 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Отсутствие финансирования и денежных средств также не может служить основанием для освобождения от ответственности, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Отсутствие в бюджете денежных средств не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения. Что касается других ответчиков, то с учетом вышеизложенного, оснований для удовлетворения иска, предъявленного к ним, у суда нет. Суд считает необходимым определить срок для устранения недостатков- ДД.ММ.ГГГГ г., руководствуясь при этом требованиями ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей установление в решении такого срока в случае, если действия по устранению нарушений должны быть совершены ответчиком. Указанный срок является разумным, достаточным для решения всех вопросов, связанных с ликвидации свалки. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198, 173 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Баргузинского района РБ в защиту интересов неопределенного круга лиц к Республиканскому агентству лесного хозяйства Министерства природных ресурсов РБ, администрации муниципального образования « Баргузинский район», администрации муниципального образования городского поселения « поселок Усть-Баргузин» о признании бездействия незаконным, понуждении ликвидировать несанкционированную свалку мусора, удовлетворить частично. Признать бездействие администрации муниципального образования городского поселения « поселок Усть-Баргузин» по не принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки мусора незаконным. Обязать администрацию муниципального образования городского поселения « поселок Усть-Баргузин» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ликвидировать несанкционированную свалку мусора, организовав сбор и вывоз мусора, образовавшегося на <данные изъяты> километре трассы Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан, справа от дороги на расстоянии 20 метров вглубь леса площадью 4,5 га, расположенную в выделе № квартала №, выделе № квартала Максимихинского участкового лесничества Усть-Баргузинского лесничества. В удовлетворении исковых требований к Республиканскому агентству лесного хозяйства Министерства природных ресурсов РБ, администрации муниципального образования « Баргузинский район», отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней Судья: Т.Н. Раднаева