Решением от 16.05.2011 г. исковые требования Мурхусаева М.М. к Администрации Октябрьского района, Министерству социальной защиты населения РБ о признании нуждающимся в жилом помещении, обязании администрации района поставить на учет нуждающихся удовлетво



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 мая 2011 г. г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд в составе председательствующего судьи Рабдановой Г.Г. при секретаре Олзоевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурхусаева ФИО8 к Администрации Октябрьского района, Министерству социальной защиты населения РБ о признании нуждающимся в жилом помещении, обязании Администрации Октябрьского района поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях обязании Министерства социальной защиты населения РБ предоставить жилищную субсидию на приобретение жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд, Мурхусаев М.М. просит признать его нуждающимся в жилом помещении, обязать Администрацию Октябрьского района поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязать Министерство социальной защиты населения РБ предоставить жилищный сертификат на приобретение жилья.

В судебном заседании представитель истца Хрущева С.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, уточнив, что нарушенные права истца подлежат восстановлению путем предоставления жилищной субсидии. Пояснила суду, что истец Мурхусаев М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является участником Великой Отечественной войны. В январе 2011 г. он обратился в Администрацию Октябрьского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории как участник, инвалид ВОВ. Согласно распоряжения администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ за от 25.01.2011 г. ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, ввиду того, что не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ. Согласно договора купли-продажи жилого дома от 17.04.2007 г. Мурхусаев М.М. продал дом, расположенный в <адрес>, общей площадью 63, 9 кв.м. за 295 000 рублей. Продаже указанного дома сопутствовали объективные причины - состояние здоровья истца, его преклонный возраст. Согласно медицинских справок Мурхусаев М.М. страдает дисциркуляторной энцефалопатией 3 степени, выраженным церебральным атеросклерозом, синдромом выраженной вертобробазилярной недостачи, нуждается в постоянном уходе и в благоустройстве бытовых условий. При таком состоянии здоровья и возрасте Мурхусаев М.М. не мог один проживать в частном доме, учитывая, что ему необходимо отапливать дом дровами, таскать воду и претерпевать другие неудобства. В связи с этим, продажа жилого дома носила вынужденный характер. Он переехал в г. Улан-Удэ к родственникам, с указанного момента постоянно места жительства не имеет, вынужден постоянно переезжать из одного места в другое. В данное время он проживает по адресу <адрес>. Просит удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ по доверенности Смирнова В.М. исковые требования не признала. Пояснила, что в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Законом, определяющим порядок ведения в городе Улан-Удэ учета граждан нуждающихся в жилых помещения, является Закон Республики Бурятия от 07.07.2006 № 1732-III «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Согласно ст. 2 указанного закона на учет для предоставления жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилом фонде принимаются граждане, постоянно проживающие на территории Республики Бурятия, признанные с установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. Также на учет для предоставления жилых помещений могут быть поставлены граждане, имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с законом «О ветеранах», в том числе инвалиды ВОВ, участники ВОВ, вдовы ветеранов ВОВ и др. Ветеран ВОВ Мурхусаев М.М. продал жилой дом в <адрес> 17.04.2007 г., чем ухудшил свои жилищные условия, не приобретя взамен иного жилья. Решением жилищной комиссии Октябрьского района последнему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье. В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. Верховный Суд РФ в определении от 11.07.2007 г. по делу пояснял, что непосредственно перечень намеренных действий, с которыми законодатель связывает ухудшение жилищных условий не установлен ст. 53 ЖК РФ. Некоторые субъекты, в частности Законом г. Москвы от 14.06.2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» установил, что к одному из действий, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения. Кроме того, по вопросу применения ст. 53 ЖК РФ было разъяснение Минрегиона РФ письмом от 19.03.2010 г. , где в п. 5 указано, что в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» ветераны ВОВ намеренно ухудшившие свои жилищные условия, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель Министерства социальной защиты населения РБ Цыбикова С.Д. иск не признала. Пояснила суду, что принятие граждан на учет осуществляется органами местного самоуправления. Предоставление единовременной денежной выплаты либо жилищной субсидии носит заявительный характер. Мурхусаев М.М. по вопросу предоставления ему средств на приобретение жилья в органы социальной защиты не обращался. Соответственно полагает, что правовых оснований у Министерства для включения истца в Единый свободный список граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем нет. Просит отказать в удовлетворении иска.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено и участниками процесса не оспаривается, что Мурхусаев М.М. является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением на имя истца.

Согласно ст. 2 Закона Республики Бурятия от 07.07.2006 № 1732-111 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», на учет для предоставления жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде принимаются граждане, постоянно проживающие на территории Республики Бурятия, признанные в установленном порядке малоимущими и, нуждающимися в жилом помещении. Также на учет для предоставлении жилых помещений могут быть поставлены граждане, имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с законом «О ветеранах», в том числе: инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны боевых действий, в том числе члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны.

В соответствии с перечисленными гарантиями, Мурхусаев М.М. обратился в администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Извещением от 25.01.2011 г. Администрация Октябрьского района отказала в принятии Мурхусаева М.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ 5 – летний срок с момента продажи жилого дома по адресу <адрес>. Судом установлено, что действительно Мурхусаев М.М. имел в собственности дом, расположенный по адресу <адрес>, общей площадью 63, 9 кв.м. Дом продан истцом 17.04.2007 г., что подтверждается договором купли-продажи жилого дома. В настоящее время Мурхусаев М.М. иного жилья не имеет, проживает в квартире общей площадью 49,9 кв.м., принадлежащей на праве собственности матери супруга племянницы, с которой в родственных отношениях он не состоит. В указанной квартире совместно с Мурхусаевым М.М. проживает 5 человек.

Согласно п. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений или членами семьи нанимателя, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно п.п. 3, 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов № 289-34 от 1 декабря 2005г. установлена учетная норма жилого помещения, необходимая для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 11 кв.м. обшей площади занимаемого жилого помещения на одного человека.

Таким образом, в квартире, в которой в настоящее время проживает истец, на каждого человека приходится кв.м. менее вышеуказанной учетной нормы.

В обоснование законности отказа в постановке истца на учет, ответчик ссылается на ст. 53 ЖК РФ. Данный довод судом не принимается по следующим основаниям.

Согласно ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из содержания данной статьи следует, что действия должны быть совершены гражданином намеренно, т.е. с прямым умыслом и именно с целью постановки их на учет в качестве нуждающегося.

Как следует из обстоятельств дела, продажа истцом жилого помещения в <адрес> носила вынужденный характер, жилой дом нуждался в капитальном ремонте, процент износа дома составлял 50 %, после приобретения данного дома был произведен его ремонт на сумму 149748 рублей, Мурхусаев М.М. страдает хроническими заболеваниями, достиг преклонного возраста, в связи с чем нуждается в постоянном постороннем уходе. Кроме того, суд учитывает, что Указ Президента РФ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945» был принят 07 мая 2008 г., тогда как квартира в <адрес> была продана в 2007 г., что исключает в отношении истца признак намеренности ухудшения своего жилищного положения.

Ответчиком доказательств об обратном суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истец Мурхусаев М.М. относится к категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и не совершал действий предусмотренных ст. 53 ГК РФ, его действия носили не намеренный, а вынужденный характер ввиду сложившихся жизненных обстоятельств. Кроме того, Мурхусаев М.М. не имеет жилого помещения ни в собственности, ни по договору найма жилого помещения, что подтверждается сведениями органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Требования Мурхусаева ФИО8 в части признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения и возложения на Администрацию Октябрьского района обязанности поставить истца на учет в качестве такового подлежат удовлетворению в полном объеме.

Также обоснованными, по мнению суда, являются требования Мурхусаева М.М. в части возложения на Министерство социальной защиты населения РБ обязанности предоставить истцу жилищную субсидию на приобретение жилья.

В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем в силу п. 6 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В Республике Бурятия форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем определяется Законом Республики Бурятия от 04 мая 2006 г. №1639-111 «Об определении порядка и формы предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан, имеющим право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"», который предусматривает 2 формы обеспечения жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты или жилищной субсидии.

Во исполнение указанного Закона РБ принято постановление Правительства РБ от 22 мая 2006 г. № 138 «Об утверждении порядка предоставления с непременных денежных выплат и жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов», в силу п. 2 которого единый сводный список по Республике Бурятия граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем формирует Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия на основании официальных списков, представленных администрациями муниципальных образований.

Указанные правовые нормы позволяют суду возложить на Министерство социальной защиты РБ, как на исполнительный орган, обязанность по предоставлению Мурхусаеву М.М. жилищной субсидии на приобретение жилья после постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Руководствуясь ст.196-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Мурхусаева ФИО8 к Администрации Октябрьского района, Министерству социальной защиты населения РБ о признании нуждающимся в жилом помещении, обязании Администрации Октябрьского района поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязании Министерства социальной защиты населения РБ предоставить жилищную субсидию на приобретение жилья удовлетворить.

Признать Мурхусаева ФИО8 нуждающимся в жилом помещении.

Обязать Администрацию Октябрьского района поставить Мурхусаева ФИО8 на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Обязать Министерство социальной защиты населения РБ предоставить жилищную субсидию на приобретение жилья.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Г.Г. Рабданова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200