копия Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации *** г. Улан-Удэ Судья Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Болотова Ж.Т., при секретаре Гусельниковой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах Афанасьевой Анны Андреевны к Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ, Администрации г. Улан-Удэ в лице Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ о понуждении ответчиков предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди по установленной учетной норме, , У С Т А Н О В И Л А: Обращаясь в суд в интересах Афанасьевой Анны Андреевны, прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ просит обязать Администрацию г.Улан-Удэ в лице Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ, Администрацию Октябрьского района г.Улан-Удэ предоставить Афанасьевой Анне Андреевне жилое помещение по договору социального найма вне очереди по установленной учетной норме. В предварительном судебном заседании исковые требования уточнены на понуждение ответчиков предоставить Афанасьевой Анне Андреевне жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилой площади. В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ Дашиева Э.С. поддержала исковые требования в полном объеме, пояснила, что прокуратурой Октябрьского района г. Улан-Удэ была проведена проверка по обращению Афанасьевой Анны Андреевны, проживающей по адресу: <адрес> нарушении жилищных прав. В ходе проверки установлено, что Афанасьева Анна Андреевна состоит на учете в Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ в качестве нуждающейся в получении жилого помещения. Афанасьева до настоящего времени остается необеспеченной жильем, отвечающим требованиям жилищного законодательства. Жилой <адрес> согласно заключению межведомственной комиссии Администрации г. № от *** признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. В соответствии с п.4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. В соответствии с п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания содержатся в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47. Согласно п.7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям. Согласно п. 44 Положения обязательными элементами процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям являются: составление акта обследования помещения (в случае принятия решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии. В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Поскольку Афанасьева А.А. проживает в доме, признанном в установленном порядке непригодным для проживания и подлежащим сносу, и состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилья в органе местного самоуправления, имеются основания для предоставления ей другого жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ. Таким образом, обязанность предоставления жилья Афанасьевой А.А. законом возложена на органы местного самоуправления- на Администрацию г. -Удэ в лице Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ, в которой Афанасьева А.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилье. В этой связи просит обязать Администрацию г. Улан-Удэ в лице Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ, Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ предоставить Афанасьевой А.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления. Истица Афанасьева А.А. в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием ее представителя Кочетова А.Н. Представитель истца Кочетов А.Н., действующий на основании доверенности, просит удовлетворить требования прокурора, поскольку Афанасьева А.А. проживает в аварийном доме и нуждается в предоставлении ей другого жилого помещения. Дальнейшее ее проживает в указанном доме создает угрозу для ее жизни. Просит обратить внимание на несправедливый подход к разрешению данного вопроса, поскольку ранее жильцам соседних домов, построенных позже, но признанных аварийными, уже предоставили жилые помещения. Представитель ответчика администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ Смирнова В.М. исковые требования не признала, суду пояснила, что требование прокурора о возложении обязанности на органы местного самоуправления по предоставлению жилья по договору социального найма собственнику, жилье которого признано аварийным, со ссылкой на ч.2 ст.57 ЖК РФ считает не обоснованным. Статья 57 ЖК РФ не регулирует порядок предоставления жилья собственникам, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания, данные отношения регулируется нормами ст.32 ЖК РФ и только в том случае если к собственникам предъявлено требования о сносе аварийного дома. В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае, согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, применяются нормы ч.ч. 1 -3,5 -9 ст.32 ЖК РФ. В соответствии с подп. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г., N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федераций", при отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение. Таким образом, нормы ст.57 ЖК РФ к рассматриваемым отношениям не применяются. Собственник, жилье которого признано аварийным, может в данном случае претендовать на денежную компенсацию и только при условии соблюдения условий ст.32 ЖК РФ. В соответствии с ч. 2 - 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложении. Иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма предоставляются жилые помещения из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Афанасьева А.А. не состоит на учете как малоимущий гражданин, она поставлена на учет только на основании признания ее дома аварийным. Согласно п. 9 ч. 2 ст. 2 Закона Республики Бурятия от 07.07.2006 N 1732-111 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» граждане, жилые помещения которых независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания принимаются на учет для предоставления жилых помещений по договору социального найма в государственном жилищном фонде Республики Бурятия. В случае возложения на орган местного самоуправления без предоставления соответствующей компенсации бремени расходов по обязательствам органов государственной власти Республики Бурятия в пределах их полномочий, ограничивает самостоятельность местного самоуправления в вопросах местного значения, нарушает имущественные права муниципальных образований и тем самым противоречит статьям 7, 10, 12, 72 (часть 1), 132 и 133 Конституции Российской Федерации. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджеты публично-правовых образований предназначены для исполнения расходных обязательств соответствующего публично-территориального образования, которые обусловливаются установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и в соответствии с которыми осуществляется формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (статьи 13, 14, 15 и 65). Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Финансирование из средств местных бюджетов расходных обязательств органов государственной власти не допускается. В связи с этим не допускается возложение на органы местного самоуправления обязанности исполнять финансовые обязательства органов государственной власти в рамках своей компетенции, нарушает не только установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации в порядке конкретизации конституционных основ финансовой системы государства принцип самостоятельности бюджетов (статья 31 БК РФ), но и конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления, в том числе в управлении муниципальной собственностью, формировании и исполнении местного бюджета, и тем самым противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 130 (часть 1), 132 (часть 1) и 133. Считает, что надлежащий ответчик по настоящему делу - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, осуществляющее полномочия органа по управлению государственным жилищным фондом Республики Бурятия, согласно п. 3.14.1. Постановления Правительства РБ от 09.10.2007 N 304. В связи с вышеизложенным просит в удовлетворении исковых требований прокурора отказать. Представитель ответчика администрации г.Улан-Удэ в суд не явился, был надлежащим образом извещен о дне судебного заседания, Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Афанасьева А.А. является собственником ? доли комнаты общей площадью <данные изъяты> кв.м., в т.ч. жилой <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: РБ, <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Кроме того, собственником ? доли данной комнаты является также и Афанасьева Л.В., что следует из договора приватизации от *** *** заключением межведомственной комиссии <адрес> по переулку <адрес> признан непригодным для проживания, подлежит сносу. *** Афанасьева А.А. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для предоставления жилых помещений по договору социального найма в государственном жилищном фонде РБ по категории «граждане, жилые помещения которых независимо от форм собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания». Истец, заявляя исковые требования, мотивирует их тем, что дом, в котором проживает Афанасьева А.А. признан непригодным для проживания, а согласно ст.57 ч 2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, и на этом основании просит суд обязать ответчиков предоставить Афанасьевой А.А. жилое помещение по договору социального найма в размере 17 кв.м.- нормы предоставления жилого помещения. Между тем, нормы, регулирующие правоотношения по защите прав собственника жилого помещения при сносе дома, в ЖК РФ отсутствуют. В соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Согласно ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. В соответствии с п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", «в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. Необходимо обратить внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену». Таким образом, из указанных выше разъяснений следует, что признание дома аварийным и подлежащим сносу является основанием для предъявления органом местного самоуправления требования собственникам жилых помещений о сносе дома. Если собственники не осуществили снос, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, соответственно об изъятии жилого помещения путем выкупа. В силу положения ч. 8 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Это же положение указано и в п.20 п.п.»и» указанного Постановления Пленума Верховного суда РФ, в соответствии с которым предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Следовательно, при отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого, суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение. Таким образом, учитывая, что органом местного самоуправления - администрацией г.Улан-Удэ требования к собственникам жилых помещений, расположенных в <адрес>, о его сносе не предъявлялось, решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, не принималось, соглашение между органом местного самоуправления и Афанасьевой А.А. о предоставлении ей другого жилого помещения взамен изымаемого жилья не заключалось, требования прокурора о предоставлении Афанасьевой А.А. жилого помещения по договору социального найма вне очереди не основаны на законе и не подлежат удовлетворению. Малоимущим гражданам, проживающим в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности, если эти помещения признаны непригодными для проживания, взамен могут быть вне очереди предоставлены жилые помещения по договору социального найма, что следует из ст.40 ч 3 Конституции РФ, согласно которой малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, и ст.57 ЖК РФ, частью второй которой предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Однако Афанасьева А.А. в установленном порядке малоимущим гражданином не признана, решения органа социальной защиты о признании ее таковой отсутствует, на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях по категории «малоимущих граждан», не состоит, доказательств обратному истцом не представлено, в этой связи иск удовлетворению и по данному основанию не подлежит. Согласно ст.8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. Таким образом, федеральным законом определен специальный порядок признания гражданина малоимущим и решение вопроса о признании гражданина таковым является исключительной компетенцией органа социальной защиты населения по месту жительства. Согласно ст.7 названного ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Закона Республики Бурятия от 13.10.2010 N 1644-IV "О величине прожиточного минимума пенсионера в Республике Бурятия на 2011 год" величина прожиточного минимума пенсионера в Республике Бурятия на 2011 год составляет <данные изъяты> рублей. Согласно ст.15 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период (3 последних месяца). Афанасьева А.А. имеет постоянный, ежемесячный источник дохода в виде пенсии по возрасту в размере <данные изъяты> рублей, а также доплаты к ней как ветеран труда и труженик тыла, имеет в собственности вышеуказанное жилое помещение, ее доход превышает величину прожиточного минимума в РБ, что подтверждает тот факт, что она не является малоимущим гражданином. На основании изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований прокурора отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л А: Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ в интересах Афанасьевой Анны Андреевны к Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ, Администрации г.Улан-Удэ в лице Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ о понуждении ответчиков предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней. Судья : подпись Болотова Ж.Т. Верно: Судья: Болотова Ж.Т. Секретарь: Гусельникова О.С.