Решением от 11 августа 2011 года исковые требования прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ к МУ Комитет городского хозяйства г. Улан-Удэ об обязании организовать сбор и вывоз мусора удовлетворены.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 августа 2011 г. г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Номогоевой З.К., с участием прокурора Габаевой Д.Н., при секретаре Шигиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО6 об обязании принять меры по ликвидации свалки, организовав сбор и вывоз мусора,

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд, прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать ФИО6 принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку – сбор, вывоз мусора, образовавшегося на площади 20 кв.м. в конце <адрес>, установив разумные сроки.

В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> Габаева Д.Н. уточнила исковые требования, просила обязать ответчика, установив разумные сроки, принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку – сбор, вывоз мусора, образовавшегося на площади 20 кв.м. в конце <адрес> – на расстоянии 100 м. к юго-востоку от <адрес> требования поддержала, пояснила, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды. В ходе проверки установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования «город Улан-Удэ» не приняты меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки. Так, при проведении проверки соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления на указанном земельном участке располагается несанкционированная свалка. Выявленная несанкционированная свалка является нарушением п.п.2.2.1, 2.2.2, 6.2 Санитарных правил «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Постановлением Главного государственного врача СССР от ДД.ММ.ГГГГ . В соответствии со ст.24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Согласно ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и пунктом 25 статьи 5 Устава городского округа «Город Улан-Удэ», к вопросам местного значения <адрес> отнесена организация сбора и вывоз бытовых отходов и мусора. В нарушение данных требований природоохранного законодательства, имеющаяся несанкционированная свалка до настоящего времени не ликвидирована. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации, в целях предотвращения воздействия отходов на здоровье человека, обеспечение достойных условий жизни, труда и отдыха населения, недопущения последствий для здоровья человека в виде инфекционных, паразитарных заболеваний. Просит обязать ФИО6, установив разумные сроки в порядке ст.ст.204, 206 ГПК РФ, принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку - сбор, вывоз мусора, образовавшегося на площади 20 кв.м. в конце <адрес> – на расстоянии 100 м. к юго-востоку от <адрес>.

Представитель ответчика ФИО6 Цыренов Е.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что с заявленными требованиями прокурора не согласны и считают их, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 16 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» и ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям Комитета относится обязанность обеспечить организацию сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, при этом указанное полномочие не подразумевает хозяйственную деятельность Комитета, а включает в себя исполнительно-распорядительную деятельность, нормотворческую деятельность. В рамках указанного полномочия Комитетом приняты ряд нормативно-правовых актов. В целях организации сбора и вывоза мусора на территории города создан и осуществляет свою деятельность Комбинат по благоустройству, введен в эксплуатацию полигон твердых бытовых отходов в <адрес>, построена и введена в эксплуатацию мусоросортировочная станция. В силу ст. 5 Закона РБ «Об отходах производства и потребления в РБ» физические лица обязаны соблюдать законодательство в области обращения с отходами, санитарно-эпидемиологические, ветеринарно-санитарные, экологические и иные нормы и правила обращения с отходами. Данной статьей предусмотрена обязанность физических лиц заключать договоры на сбор и вывоз отходов. Решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила по благоустройству, санитарному содержанию территории, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в <адрес>. Согласно п. 3.5 указанных Правил хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою хозяйственную деятельность на территории города, а также физические лица, проживающие в частном секторе, обязаны обеспечить вывоз мусора путем заключения договоров на его вывоз со специализированными организациями или вывозить самостоятельно на специально оборудованные места. Таким образом, полагает, что наличие несанкционированной свалки по указанному адресу является результатом неисполнения обязанности собственников частных домовладений по организации сбора мусора, заключения договора со специализированной организацией на вывоз и утилизацию. Кроме того, считает, что истцом не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между указанной несанкционированной свалкой и деятельностью Комитета. Просит в иске отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что на земельном участке в конце <адрес> – на расстоянии 100 м. к юго-востоку от <адрес>, имеется несанкционированное размещение отходов производства и потребления, представляющих собой бытовой мусор, площадью 20 кв.м. Это подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выявлена свалка на указанном земельном участке, подписанный старшим помощником прокурора района Габаевой Д.Н. и государственным инспектором <адрес> по охране природы ФИО4

Свалка мусора в указанном месте носит самостихийный, неконтролируемый характер.

Суд считает, что обязанность по организации уборки и по содержанию на земельном участке в конце <адрес> – на расстоянии 100 м. к юго-востоку от <адрес>, в соответствии с нормами санитарного, экологического законодательства лежит на органе местного самоуправления, в данном случае на его структурном подразделении ФИО6.

Согласно ст.42 ЗК РФ, собственники земельных участков и арендаторы земельных участков обязаны соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов; не допускать загрязнение, захламление, плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Уставом Городского округа «Город Улан-Удэ» определено, что к вопросам местного значения г.Улан-Удэ относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны и защиты городских лесов (ст.5 Устава).

В соответствии с Положением о ФИО6, функциями и задачами данного Комитета являются организация благоустройства, озеленения территории города (п.2.2, 3.1 Положения).

Согласно ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Об этом же говорится и в ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает необходимость регулярной очистки территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом согласно ч. 2 данной статьи организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч.3 Закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В Правилах по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , закреплено, что юридические и должностные лица, граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города. В названных Правилах подробно изложено, кто, за что отвечает, как организуется уборка городских территорий.

Так, в соответствии с п.1.3 названных Правил объектами санитарной очистки и уборки являются территории индивидуального жилого сектора, уличные и микрорайонные проезды, улицы, парки, скверы, площади, газоны, места общественного пользования и отдыха, объекты культурно-бытового назначения, территории предприятий, учреждений, организаций, места уличной торговли и гаражных кооперативов.

Указанные Правила устанавливают, что методическое обеспечение, организация данных работ, а также контроль за качеством проводимых работ в городе Улан-Удэ возлагаются на ФИО6 (п. 1.7 Правил), контроль за уборкой территорий, обеспечением чистоты и порядка хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений) подведомственных структурным подразделениям Администрации <адрес> осуществляют руководители соответствующих структурных подразделений (п. 1.6 Правил).

Пункт 4.4.1 указанных Правил предусматривает, что за уборку и содержание проезжей части по всей ширине дорог, площадей, улиц, проездов городской дорожной сети, а также набережных, мостов, путепроводов, в том числе ручную зачистку после проведения механизированной уборки от снега и смета лотковых зон, - на предприятия, которые осуществляют уборку территорий города за счет средств городского бюджета.

Вышеперечисленные нормативные акты указывают на то, что ФИО6 как структурное подразделение Администрации <адрес> обязан принимать меры по организации очистки, уборки зоны, являющейся предметом судебного рассмотрения настоящего дела.

Образование неорганизованных, несанкционированных свалок, скоплений строительного и бытового мусора влечет нарушение требований ст.21,22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно этим нормам, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. А согласно санитарным правилам содержания территорий населенных мест, запрещается вывоз отходов в непредназначенные места.

Суд считает, при наличии захламленности земельного участка в конце <адрес> – на расстоянии 100 м. к юго-востоку от <адрес> по ул. <адрес>ю 20 кв.м., требования прокурора района о понуждении ответчика принять меры по ликвидации свалки путем организации уборки обоснованны.

Доводы представителя ответчика о том, что в силу закона на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность (по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок), не предусмотренная действующим законодательством, поскольку принятие мер по ликвидации несанкционированной свалки подразумевает осуществление непосредственно хозяйственной деятельности, под которым предполагается осуществление производственных работ в определенной сфере деятельности, а Администрация <адрес>, являясь исполнительно-распорядительным органом, имеет полномочия по исполнительно-распорядительной, нормотворческой деятельности, и не подразумевает хозяйственную деятельность, суд находит не основанными на законе.

Общие полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с его положениями к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.24 ч.1 ст.16). Тем самым, экологическая функция местного самоуправления представляет собой закрепленную законом компетенцию субъекта местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, учитывая, что органы местного самоуправления имеют широкие полномочия в части самоорганизации своей работы в сфере обращения с отходами. Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования, включает в себя принятие мер, необходимых для поддержания чистоты и порядка на территории муниципального образования в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, в том числе, принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок и захламлений, в случае их образования.

Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что возникновение несанкционированной свалки на земельном участке в конце <адрес> – на расстоянии 100 м. к юго-востоку от <адрес> обусловлено неисполнением обязанности собственников частных домовладений по организации сбора мусора, заключения договора со специализированной организацией на вывоз и утилизацию, поскольку данный факт не может служить основанием для отказа в организации сбора и вывоза мусора. Кроме того, стороной ответчика не приведено доводов, которые могли бы определить круг собственников частных домовладений, виновных в возникновении несанкционированной свалки.

Требование прокурора основано на нормах действующего законодательства, предусматривающего обязанность органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В этой связи доводы представителя ответчика об отсутствии причинно-следственной связи между наличием несанкционированной свалки деятельностью Администрации <адрес> суд находит необоснованными и не имеющими правового значения.

При удовлетворении исковых требований суд считает возможным установить разумный, приемлемый срок для организации уборки по сбору и вывозу мусора до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

Исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать ФИО6 принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку – сбор, вывоз мусора, образовавшегося на земельном участке на площади 20 кв.м. в конце <адрес> – на расстоянии 100 м. к юго-востоку от <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный суд <адрес> в течение 10 дней.

Судья: подпись З.К. Номогоева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200