Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 августа 2011 г. г. Улан-Удэ Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Номогоевой З.К., с участием прокурора Габаевой Д.Н., при секретаре Шигиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО9, ФИО10, ФИО11 об обязании принять меры по ликвидации свалки, организовав сбор и вывоз мусора, У С Т А Н О В И Л: Обращаясь в суд, прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать ответчиков принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку – сбор, вывоз мусора, образовавшегося на площади 100 кв.м. по <адрес> между теплотрассой и забором объемом 5 куб.м, установив разумные сроки. В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> Габаева Д.Н. уточнила исковые требования, просила обязать ответчика ФИО11 принять меры по ликвидации несанкционированной свалки на указанном земельном участке. Суду пояснила, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды. В ходе проверки установлено, что ФИО11 не приняты меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки. Выявленная несанкционированная свалка является нарушением п.п.2.2.1, 2.2.2, 6.2 Санитарных правил «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Постановлением Главного государственного врача СССР от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии со ст.24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Согласно ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно Правил по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (п. 4.4, п. ДД.ММ.ГГГГ) ответственность за организацию и производство уборочных работ возлагается За уборку территорий, прилегающих к трансформаторным и распределительным подстанциям, надземным трубопроводам, другим инженерным сооружениям, работающим в автоматическом режиме (без обслуживающего персонала), а также к опорам ЛЭП на расстоянии 5 метров, - на организации, на балансе или в эксплуатации которых находятся данные объекты. Просит удовлетворить исковые требования. Представитель ответчика ФИО9 Цыренов Е.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что с заявленными требованиями прокурора не согласны и считают их, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 16 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» и ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям Комитета относится обязанность обеспечить организацию сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, при этом указанное полномочие не подразумевает хозяйственную деятельность Комитета, а включает в себя исполнительно-распорядительную деятельность, нормотворческую деятельность. В рамках указанного полномочия Комитетом приняты ряд нормативно-правовых актов. В целях организации сбора и вывоза мусора на территории города создан и осуществляет свою деятельность Комбинат по благоустройству, введен в эксплуатацию полигон твердых бытовых отходов в <адрес>, построена и введена в эксплуатацию мусоросортировочная станция. В силу ст. 5 Закона РБ «Об отходах производства и потребления в РБ» физические лица обязаны соблюдать законодательство в области обращения с отходами, санитарно-эпидемиологические, ветеринарно-санитарные, экологические и иные нормы и правила обращения с отходами. Данной статьей предусмотрена обязанность физических лиц заключать договоры на сбор и вывоз отходов. Решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила по благоустройству, санитарному содержанию территории, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в <адрес>. Согласно п. 3.5 указанных Правил хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою хозяйственную деятельность на территории города, а также физические лица, проживающие в частном секторе, обязаны обеспечить вывоз мусора путем заключения договоров на его вывоз со специализированными организациями или вывозить самостоятельно на специально оборудованные места. Таким образом, полагает, что наличие несанкционированной свалки явилось результатом неисполнения ФИО11 обязанности по соблюдению чистоты и порядка прилегающей территории, организации сбора мусора, поскольку в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ указанных Правил по благоустройству обязанность по уборке возложена на ФИО11, так как они на основании договора аренды являются арендаторами тепловых сетей <адрес>. Кроме того, считает, что истцом не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между указанной несанкционированной свалкой и деятельностью Комитета. Просит в иске отказать. Представитель ответчика ФИО10 по доверенности Донской А.Н. возражал против удовлетворения иска, суду пояснил, что ФИО10 не является собственником сетей теплоснабжения. В соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 является арендатором сетей теплоснабжения <адрес>, поэтому они обязаны содержать данное имущество, а также прилегающую к нему территорию в надлежащем порядке. Представитель ответчика ФИО11 по доверенности Ильинов Е.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, пояснил, что согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ их компания арендовала тепловые сети <адрес>, в указанном договоре не предусмотрена обязанность ФИО11 по сбору и вывозу мусора. Кроме того, полагает, что в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Правил по благоустройству данная ответственность должна быть возложена на собственника магазина ФИО22, расположенного на указанной территории. Просит в иске отказать. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично. В судебном заседании установлено, что на земельном участке по <адрес> между теплотрассой и забором имеется несанкционированное размещение отходов производства и потребления, представляющих собой бытовой мусор, площадью 100 кв.м., объемом 5 куб.м. Это подтверждается справкой экологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой выявлена свалка на указанном земельном участке, подписанный Государственными инспекторами <адрес> по охране природы ФИО6, ФИО7 Суд считает, что обязанность по организации уборки и по содержанию на земельном участке по <адрес> между теплотрассой и забором, в соответствии с нормами санитарного, экологического законодательства лежит на ФИО11, поскольку согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ указанная организация является арендатором тепловых сетей <адрес>, теплотрасса, в районе которой расположена несанкционированная свалка, передана ФИО11 по акту приема-передачи. Согласно ст.42 ЗК РФ, собственники земельных участков и арендаторы земельных участков обязаны соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов; не допускать загрязнение, захламление, плодородия почв на землях соответствующих категорий. Ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает необходимость регулярной очистки территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом согласно ч. 2 данной статьи организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч.3 Закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. В Правилах по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, закреплено, что юридические и должностные лица, граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города. В названных Правилах подробно изложено, кто, за что отвечает, как организуется уборка городских территорий. Так, в соответствии с п.1.3 названных Правил объектами санитарной очистки и уборки являются территории индивидуального жилого сектора, уличные и микрорайонные проезды, улицы, парки, скверы, площади, газоны, места общественного пользования и отдыха, объекты культурно-бытового назначения, территории предприятий, учреждений, организаций, места уличной торговли и гаражных кооперативов. Пункт ДД.ММ.ГГГГ указанных Правил предусматривает, что ответственность За уборку территорий, прилегающих к трансформаторным и распределительным подстанциям, надземным трубопроводам, другим инженерным сооружениям, работающим в автоматическом режиме (без обслуживающего персонала), а также к опорам ЛЭП на расстоянии 5 метров, возлагается на организации, на балансе или в эксплуатации которых находятся данные объекты. Пункт 24.1 Правил указывает на то, что наружные инженерные коммуникации (тепловые сети, электросети, горячее водоснабжение и другие) должны находиться в исправном состоянии, а прилегающая к ним территория содержаться в чистоте. Вышеперечисленные нормативные акты указывают на то, что ФИО11 обязана принимать меры по организации очистки, уборки зоны, являющейся предметом судебного рассмотрения настоящего дела. Образование неорганизованных, несанкционированных свалок, скоплений строительного и бытового мусора влечет нарушение требований ст.21,22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно этим нормам, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. А согласно санитарным правилам содержания территорий населенных мест, запрещается вывоз отходов в непредназначенные места. Таким образом, суд находит доводы представителя ФИО11 о том, что они не обязаны организовывать сбор и вывоз мусора с данной территории, несостоятельными. Суд считает, при наличии захламленности земельного участка по <адрес> между теплотрассой и забором площадью 100 кв.м., объемом 5 куб.м., требования прокурора района о понуждении ФИО11 принять меры по ликвидации свалки путем организации уборки обоснованны. При удовлетворении исковых требований суд считает возможным установить разумный, приемлемый срок для организации уборки по сбору и вывозу мусора до ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить частично. Обязать ФИО11 принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку – сбор, вывоз мусора, образовавшегося на земельном участке на площади 100 кв.м по <адрес> между теплотрассой и забором объемом 5 куб.м. в срок до ДД.ММ.ГГГГ В удовлетворении исковых требований к ФИО9, ФИО10 отказать. Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный суд <адрес> в течение 10 дней. Судья: З.К. Номогоева