решением от 14.07.2011г. исковые требования Управления Роспотребнадзора к ООО ЖКС «Саяны» об обязании устранить нарушения требований жилищного законодательства, о защите прав неопределенного круга потребителей удовлетворены



<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2011г. <адрес>

Дело

Октябрьский районный суд <адрес> в составе судьи Нимаевой О.З. при секретаре Туктаровой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по <адрес> к ООО ЖКС «Саяны» об обязании устранить нарушения требований жилищного законодательства, о защите прав неопределенного круга потребителей,

У С Т А Н О В И Л :

Управление Роспотребнадзора по <адрес> в лице и.о.руководителя ФИО2 обратилось в суд к ООО ЖКС «Саяны» о защите прав потребителей неопределенного круга потребителей в порядке ст. 46 ГПК РФ, просит суд обязать ООО ЖКС «Саяны» устранить нарушения требований жилищного законодательства РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, а именно: заключать договоры управления многоквартирными домами с каждым собственником помещения, выбравшими способ управления домами - управляющая организация, с обязательным включением условий об оказании всех коммунальных услуг, обязать ООО ЖКС «Саяны» принимать платежи за коммунальные услуги от граждан, проживающих в обслуживаемых управляющей организацией многоквартирных домах, на основании надлежаще оформленных платежных документах на оплату коммунальных услуг в соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307,обязать ООО ЖКС «Саяны» довести до сведения потребителей решение суда в 10-ти дневный срок со дня вступления решения в законную силу, через средства массовой информации.

Определением суда в качестве третьих лиц по настоящему иску привлечены ОАО «ТГК-14», ОАО «Бурятэнергосбыт», ОАО «Водоканал».

В судебном заседании представитель истца по доверенности Ботоев Б.Г., иск поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении. При этом пояснил, что в соответствии со ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 контроль и надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей и имеет право обращаться в суды с заявлениями в защиту прав неопределенного круга потребителей.Поводом для обращения в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц-потребителей послужили неоднократные обращения жителей многоквартирных домов <адрес>, обслуживаемых ООО ЖКС «Саяны»: гр. ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, гр. ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 вх. от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО13 вх. от ДД.ММ.ГГГГ по поводу неопределенности отношений при предоставлении коммунальных услуг, а также их оплате, соответственно прав потребителей на предъявление претензий при ненадлежащем оказании коммунальных услуг. В указанных заявлениях содержатся факты нарушений прав потребителей при предоставлении коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, выразившиеся в отказе, управляющей жилыми многоквартирными домами организации ООО ЖКС «Саяны» заключать с гражданами письменные договоры на предоставление коммунальных услуг, а в случае заключения указанных договоров не включения условий о предоставлении коммунальных услуг, обеспечивающих комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Представитель ответчика ООО «ЖКС Саяны» по доверенности Нимбуев Н.В. иск не признал. Пояснил, что законом не запрещено гражданам заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями, что есть на самом деле. Требования истца в части понуждения ЖКС»Саяны» заключать на будущее договоры управления многоквартирными домами с каждым собственником помещения теряют смысл в свете принятия Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года. Требования истца принимать платежи с населения за все коммунальные услуги невозможно с правовой и технической точки зрения, поскольку нет договоров с ресурсоснабжающими организациями, а обязанность принятия платежей повлечет увеличение штата работников, что ляжет бременем на тех же собственников. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представители третьих лиц ОАО «Водоканал» Танганова И.С., ОАО «ТГК-14» Голованова А.Л., ОАО «Бурятэнергосбыт» по доверенности исковые требования Управления Роспотребнадзора поддержали. При этом, пояснили, что как ресурсоснабжающие организации в отсутствие договоров с управляющими компаниями они не могут в полной мере оказать свои услуги потребителям, с ООО ЖКС «Саяны» договорных отношений не имеют, что не соответствует действующему законодательству и граждане-потребители не могут в полной мере пользоваться своими правами., поскольку, управляющие организации обязаны обеспечить обслуживание внутридомовых сетей, в целях качественного предоставления тепловой энергии, горячей и холодной воды по сетям, находящимся в их ведении, обеспечить поставку тепловой энергии (отопления и горячего водоснабжения) по внутридомовым сетям от стены дома до каждой квартиры жилого дома в соответствии с температурным графиком.

Выслушав представителей сторон, третьих лиц, свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему:

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность сторон, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В силу п. 3 Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. В этом же пункте дано понятие внутридомовых инженерных систем - это инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме.

Согласно п. 4 Правил, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством РФ. Соответственно в силу вышеуказанных Правил ООО ЖКС «Саяны» является исполнителем коммунальных услуг и обязано также в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 162 ЖК РФ заключать договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания собственников многоквартирного дома, при этом договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Также согласно п. 2 ст. 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом «управляющая организация» по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы: по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В части 3 этой же статьи перечислены условия, которые должны быть указаны в договоре управления многоквартирным домом: содержать перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

Таким образом, в силу закона и п. 2.1. Устава ООО ЖКС «Саяны» является исполнителем коммунальных услуг и должно оказывать гражданам, проживающим в этих многоквартирных домах, коммунальные услуги.

Жилищным кодексом РФ и Правилами установлено, что когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, коммунальные услуги гражданам предоставляются в следующем порядке.

Между управляющей организацией, которая является исполнителем коммунальных услуг и гражданином заключается договор о предоставлении коммунальных услуг. После заключения договора гражданин вносит плату за коммунальные услуги на основании платежных документов, предоставляемых исполнителем (пункт 37 Правил), которые должны содержать сведения, перечисленные в пункте 38 Правил.

Согласно п. 38 Правил платежный документ должен содержать следующие сведения: почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя); наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно -телекоммуникационной сети общего пользования; указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальные нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод; объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который: при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление).

Однако, как установлено судом, в нарушение вышеуказанных требований ООО ЖКС «Саяны» платежи за коммунальные ресурсы не принимает, считая, что они не являются исполнителями коммунальных услуг, потребители осуществляют платежи за коммунальные услуги напрямую в ресурсоснабжающие организации, что не оспаривается сторонами и третьими лицами.

Согласно п. 49 Правил, исполнитель коммунальных услуг обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором;

- заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителю; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.

Однако в нарушение указанных норм, управляющая организация ЖКС «Саяны», не признавая себя исполнителем коммунальных услуг, не несет полную ответственность по предоставлению качественных и безопасных коммунальных услуг, что ущемляет права потребителей, проживающих в обслуживаемых ООО ЖКС «Саяны» многоквартирных домах, т.е. не определенного круга лиц. Управляющая организация ООО ЖКС «Саяны» в настоящее время с гражданами потребителями имеет договорные отношения только на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. По мнению суда, в силу отсутствия письменных договорных отношений, потребители в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества не имеют возможности защищать свои права.

Эти обстоятельства подтверждены пояснениями ФИО13 в лице ФИО17, действующего на основании доверенности, ФИО18, поддержавших исковые требования и пояснявших о том, что неоднократно из-за ссылки ООО ЖКС «Саяны» на отсутствие договорных отношений с ресурсоснабжающими организациями они не имели возможности защитить свои права, приходилось обращаться с жалобами в прокуратуру.

Суд приходит к выводу об обоснованности требований о приеме платежей ответчиком за коммунальные услуги от граждан, проживающих в обслуживаемых им домах.

Так, в соответствии с п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1_го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок предоставления платежных документов.

Согласно п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг в платежном документе указываются:

а) почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов – сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов ( количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод;

г) объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который:

при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета – указывается исполнителем исходя из объемов (количества потребления соответствующих коммунальных ресурсов) за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом;

при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых и (или) индивидуальных приборов учета – указывается исполнителем с учетом положений пункта 31 настоящих Правил;

при отсутствии коллективных (общедомовых и (или) индивидуальных приборов учета – указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения);

д) сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием основания, в том числе в связи:

с проживанием временных жильцов;

со снижением качества коммунальных услуг; с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором;

е) сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды;

ж) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

з) другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.

В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Доводы представителя ответчика о том, что ООО не является исполнителем, поскольку не производит коммунальные ресурсы, не приобретает их посредством заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, не включило в договоры управления многоквартирными домами пункты, касающиеся условий предоставления коммунальных услуг, само по себе не свидетельствует о том, что ответчик не может быть исполнителем, поскольку он вправе приобретать коммунальные ресурсы для обеспечения ими граждан. То обстоятельство, что ресурсоснабжающие организации взимают плату с граждан за коммунальные услуги, не свидетельствует о том, что данные организации являются исполнителями коммунальных услуг. Судом установлено, что третьи лица не занимаются обслуживанием внутридомовых инженерных систем жилого дома, что в силу п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг является обязательным условием для исполнителя.

Что касается требования о письменном заключении договоров на оказание коммунальных услуг, то по смыслу ст. 162 ЖК РФ, п.п. «П», п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг» данный договор должен заключаться в письменном виде. Согласно указанного подпункта Правил предоставления коммунальных услуг в договоре на оказание коммунальных услуг должна содержаться информация о наименовании, месте нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режиме работы, фамилия, им и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя – дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа; адресе и номере телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; порядке и форме оплаты коммунальных услуг, параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством РФ, а также информация о настоящих Правилах; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые могут использоваться потребителем для удовлетворения бытовых нужд.

Исходя из п. 2 ст. 162 ЖК РФ данный договор заключается между управляющей организацией с одной стороны и собственниками жилых помещений, органами управления товарищества собственников жилья либо органом управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива с другой стороны.

Суд считает, что ссылка представителя ответчика на Постановление Правительства от 6 мая 2011 г. не состоятельна, т.к. Правила, утверждаемые настоящим Постановлением, не вступили в законную силу.

Таким образом, приходит к выводу о том, что исковые требования Управления Роспотребнадзора обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст. 46 ФЗ « О защите прав потребителей» при удовлетворении иска, суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

В связи с этим, суд считает необходимым обязать ООО ЖКС «Саяны» с учетом разумных сроков в месячный срок после вступления решения в законную силу довести его до сведения потребителей через средства массовой информации.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст.ст.333.17- 333.19 НК РФ с ответчика в доход муниципального образования <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Управления Роспотребнадзора по <адрес> к ООО ЖКС «Саяны» об обязании устранить нарушения требований жилищного законодательства, о защите прав неопределенного круга потребителей удовлетворить.

Обязать ООО ЖКС «Саяны» устранить нарушения требований жилищного законодательства РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006№307,аименно:заключать договоры управления многоквартирными домами с каждым собственником помещения, выбравшими способ управления домами - управляющая организация, с обязательным включением условий об оказании всех коммунальных услуг. Обязать ООО ЖКС «Саяны» принимать платежи за коммунальные услуги от граждан, проживающих в обслуживаемых управляющей организацией многоквартирных домах, на основании надлежаще оформленных платежных документах на оплату коммунальных услуг в соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307. Обязать ООО ЖКС «Саяны» довести до сведения потребителей решение суда в месячный срок со дня вступления решения в законную силу, через средства массовой информации.

Взыскать с ООО «ЖКС «Саяны» госпошлину в доход муниципального образования <адрес> в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> в течение 10 дней в кассационном порядке через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья: О.З. Нимаева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

-32300: transport error - HTTP status code was not 200