решением от 27.07.2011г.исковые требования прокурора района в интересах неопр. круга лиц к МУ КГХ Администрации города об обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку – сбор и вывоз мусора удовлетворены



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июля 2011 г. <адрес>

Дело

Октябрьский районный суд <адрес> в составе судьи Нимаевой О.З. при секретаре Туктаровой Е.П., с участием помощника прокурора <адрес> района г. <адрес> Никоновой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ гражданское дело по исковому заявлению Прокурора <адрес> района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ об обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку – сбор, вывоз мусора,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор <адрес> района г.<адрес> обратился в суд с заявлением к МУ Комитет городского хозяйства Администрации <адрес> об обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на площади 70 кв.м. возле АЗС ТЦ «<данные изъяты>» в <адрес>.

Свои исковые требования мотивирует тем, что в ходе проверки соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении бытовых, производственных отходов специалистами государственного экологического, геологического и водного контроля и надзора Бурприроднадзора ФИО2, ФИО3, и.о. начальника Комбината благоустройства ФИО4 установлена несанкционированная свалка бытового мусора в <адрес> возле АЗС ТЦ «<данные изъяты>» объемом 21 куб.м. на площади 70 кв.м. Выявленная несанкционированная свалка является нарушением п.п. 2.2.1, 2.2.2, 6.2 Санитарных правил «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных постановлением Главного государственного врача СССР от 05.08.1988г. № 4690-88. В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, хранению, способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. Согласно ст. 13 ФЗ РФ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. и п. 25 ст. 5 Устава городского округа «Город Улан-Удэ», к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В нарушение указанных требований природоохранного законодательства, имеющаяся несанкционированная свалка до настоящего времени не ликвидирована.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Никонова А.А. поддержала исковые требования, указав, что обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ, в целях предотвращения воздействия отходов на здоровье человека, обеспечение достойных условий жизни, труда и отдыха населения, недопущения последствий для здоровья человека в виде инфекционных, паразитарных заболеваний.

Представитель ответчика МУ Комитет городского хозяйства Администрации <адрес> Мотоева М.К., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснила, что в соответствии со статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. При этом под «организацией» как полномочие органов местного самоуправления понимается исполнительно-распорядительную деятельность, нормативно-правовое регулирование данного вида деятельности, создание соответствующих предприятий, строительство полигонов и мусороперерабатывающих заводов. В соответствии с п. 2.1 Положения о Комитете городского хозяйства – МУ Комитет городского хозяйства Администрации <адрес> является структурным подразделением Администрации <адрес> и создан в целях осуществления управленческих функций в областях жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Таким образом, Комитет не является органом уполномоченным осуществлять деятельность по уборке мусора и ликвидации несанкционированных свалок. Исковые требования истца о возложении на Комитет обязанности ликвидировать несанкционированную свалку и организовать уборку – сбор, вывоз мусора носят взаимоисключающий характер. Деятельность по ликвидации свалок и уборке мусора предполагает осуществление непосредственно хозяйственной деятельности, т.е. выполнение производственных работ. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 г. № 454-ст, деятельность по сбору мусора, отбросов и отходов, а также по сбору мусора из мусорных урн в общественных местах и его вывоз включена в раздел предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг. Просит в иске отказать.

Представитель государственного экологического, геологического и водного контроля и надзора Бурприроднадзора ФИО7, действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора <адрес> поддержал в полном объеме.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.

Доводы прокурора о выявлении в ходе проверки несанкционированной свалки на земельном участке в <адрес> возле АЗС ТЦ «<данные изъяты>» объемом 21 куб.м. на площади 70 кв.м. объективно подтверждены Справкой экологического обследования, составленной Государственным инспектором РБ по охране природы, фотографиями.

Как следует из определения Верховного Суда РФ от 24.12.2008 N 9-Г08-2, общие технические, санитарные требования, предъявляемые к жилищно-коммунальным услугам, требования безопасности услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и охраны окружающей среды, услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов в настоящее время также, определяются Санитарными правилами содержания территорий населенных мест от 5 августа 1988 года N 46990-88 (СанПиН 42-128-4690-88), предназначенных в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений, независимо от их подчиненности; аналогичным постановлением Госстандарта России от 18 июня 2000 года N 158-ст; постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170); постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 о введении в действие новой редакции СанПиН 2.21/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"; постановлением Госстроя России от 19 апреля 2004 года N 70 о введении в действие Строительных норм и правил Российской Федерации (СНиП 12-01-2004).

Выявленная несанкционированная свалка является нарушением п.п. 2.2.1, 2.2.2, 6.2 Санитарных правил «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных постановлением Главного государственного врача СССР от 05.08.1988г. № 4690-88. В соответствии со ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Ст.13 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» предусматривает необходимость регулярной очистки территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В Правилах по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ закреплено, что юридические и должностные лица, граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города. В названных Правилах подробно изложено, кто, за что отвечает, как организуется уборка городских территорий.

Суд считает, что обязанность по организации уборки - сбора и вывоза мусора в соответствии с нормами санитарного, экологического законодательства лежит в данном случае на органе местного самоуправления, т.е. на Администрации города, а также на его структурном подразделении МУ Комитет городского хозяйства Администрации <адрес>, поскольку на основании ст.8 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления», ст.7 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст. 5 Устава Городского округа «<данные изъяты>», определено, что к вопросу местного значения <адрес> относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны и защиты городских лесов.

В соответствии с п. 1.1 постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 134 "Об утверждении Положения о муниципальном учреждении "Комитет городского хозяйства Администрации <адрес>", Комитет городского хозяйства Администрации <адрес> (далее - Комитет) является структурным подразделением Администрации <адрес>.

Как следует из Положения о муниципальном учреждении «Комитет городского хозяйства Администрации <адрес>», функциями и задачами данного Комитета являются организация благоустройства, озеленения территории города, осуществление координации и функционального регулирования деятельности в областях природопользования и охраны окружающей среды; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и производственных отходов; разрабатывает основы муниципальной политики в областях природопользования и охраны окружающей среды; осуществляет контроль за их реализацией; вносит предложения по совершенствованию правовых актов (в том числе разрабатывает проекты правовых актов) в областях природопользования и охраны окружающей среды; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением и реализацией действующих нормативно-правовых актов в сфере благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды; разрабатывает перспективные планы и целевые муниципальные программы, направленные на развитие благоустройства и санитарного состояния территорий города, природопользования и охраны окружающей среды; согласовывает производственные программы организаций коммунального комплекса по обеспечению производства ими товаров (оказания услуг) в сферах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; осуществляет формирование и размещение муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере жилищно-коммунального хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды; в пределах своей компетенции осуществляет координацию деятельности предприятий отрасли жилищно-коммунального хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, находящихся в ведении Комитета (п.2.2, 3.1 Положения).

Вышеперечисленные нормативные акты указывают на то, что Комитет городского хозяйства Администрации <адрес> обязан принимать меры по организации уборки- сбора и вывоза мусора на земельном участке, являющейся предметом судебного рассмотрения настоящего дела.

Образование неорганизованных, несанкционированных свалок, скоплений строительного и бытового мусора влечет нарушение требований ст.21,22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно этим нормам, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. А согласно санитарным правилам содержания территорий населенных мест, запрещается вывоз отходов в непредназначенные места. Несанкционированные свалки приводят к загрязнению почвы и могут явиться возможным источником загрязнения почвы и атмосферы воздуха.

Суд считает, при наличии несанкционированной свалки, требование прокурора района об обязании ответчика принять меры по ликвидации свалки, организовав уборку- сбор и вывоз мусора на этой территории обоснованно. Учитывая, что для устранения этих нарушений потребуется время, суд полагает возможным установить ответчику разумный срок для принятия мер- до ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора <адрес> района г. <адрес> удовлетворить.

Обязать МУ Комитет городского хозяйства Администрации <адрес> принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, организовав уборку – сбор, вывоз мусора, образовавшегося на земельном участке в <адрес> возле АЗС ТЦ «<данные изъяты>» объемом 21 куб.м. на площади 70 кв.м. в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> в течение 10 дней.

Судья:


-32300: transport error - HTTP status code was not 200