решением от 17 августа 2011 г. исковые требования прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ к МУ `Комитет городского хозяйства` об обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки удовлевторены



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Бунаевой А.Д., с участием прокурора Габаевой Д.Н., при секретаре Цыремпиловой Е.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Комитету городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ» об понуждении принять меры по ликвидации свалок, организовав сбор и вывоз мусора,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд, прокурор Октябрьского района г.Улан-Удэ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать МУ «Комитет городского хозяйства Администрации <адрес>» принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, находящихся: в квартале в 80 метрах ( за гаражами) южнее <адрес> (блок 1) на площади 10 кв.м. в виде отходов производства и потребления, в 100 метрах юго-восточнее указанного <адрес> (блок1) (за гаражами) на площади 20 кв.м. в виде отходов от разборки зданий, в 280 метрах юго-восточнее (за гаражами) этого же <адрес> (блок 1) на площади 20 кв.м. в виде свалки бытовых и строительных отходов, организовав уборку – сбор, вывоз мусора, установив разумные сроки.

Определением суда гражданские дела по трем несанкционированным свалкам были объединены в одно производство.

В судебном заседании представитель прокуратуры Октябрьского района г.Улан-Удэ Габаева Д.Н. поддержала исковые требования, суду пояснила, что прокуратурой Октябрьского района г. Улан-Удэ проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды. Проверкой установлено нарушение органами местного самоуправления законодательства об отходах производства и потребления, в частности, не приняты меры, направленные на ликвидацию несанкционированных свалок. При проведении проверки соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления было установлено, что имеются несанкционированные свалки в <адрес> квартале. Согласно ст. 51 Федеральному закону «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, хранению, способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву. В соответствие со ст. 24 указанного Федерального закона нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Согласно ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Выявленные несанкционированные свалки является нарушением п.п.2.2.1, 2.2.2, 6.2 СанПиН «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Постановлением Главного государственного врача СССР от ДД.ММ.ГГГГ . Органы местного самоуправления осуществляют организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований. Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и пунктом 25 статьи 5 Устава городского округа «Город Улан-Удэ» к вопросам местного значения города Улан-Удэ отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В нарушение данных требований природоохранного законодательства, имеющиеся несанкционированные свалки до настоящего времени не ликвидированы. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения, неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации, в целях предотвращения воздействия отходов на здоровье человека, обеспечение достойных условий жизни, труда и отдыха населения, недопущения последствий для здоровья человека в виде инфекционных, паразитарных заболеваний. Просит обязать МУ Комитет городского хозяйства Администрации <адрес>, установив разумные сроки в порядке ст.ст.204, 206 ГПК РФ, принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, образовавшихся: в квартале в 80 метрах ( за гаражами) южнее <адрес> (блок 1) на площади 10 кв.м. в виде отходов производства и потребления, в 100 метрах юго-восточнее указанного <адрес> (блок1) (за гаражами) на площади 20 кв.м. в виде отходов от разборки зданий, в 280 метрах юго-восточнее (за гаражами) этого же <адрес> (блок 1) на площади 20 кв.м. в виде свалки бытовых и строительных отходов, организовав уборку – сбор, вывоз мусора, установив разумные сроки.

Представитель ответчика МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ» Цыренов Е.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что с иском прокурора не согласен, просит оставить иск без удовлетворения. Требование прокурора противоречит действующему законодательству. Ответчик является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, к полномочиям которого в силу ст. 16 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» и ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» относится обязанность обеспечить организацию сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, при этом «организация» подразумевает исполнительно-распорядительную деятельность, нормативно-правовое регулирование данного вида деятельности, а принятие мер по ликвидации несанкционированной свалки подразумевает осуществление хозяйственной деятельность, что предполагает осуществление производственных работ. Комитет, являясь исполнительно-распорядительным органом не вправе осуществлять хозяйственную деятельность самостоятельно. Поэтому в силу закона на ответчика не может быть возложена обязанность, не предусмотренная законодательством. Комитет, осуществляя исполнительно-распорядительную и нормотворческую деятельность, принял ряд нормативно-правовых актов, в целях организации сбора и вывоза мусора на территории города создан и осуществляет свою деятельность Комбинат по благоустройству, введен в эксплуатацию полигон твердых бытовых отходов в <адрес>, построена и введена в эксплуатацию мусоросортировочная станция. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Истцом не представлены доказательства осуществления ответчиком указанных видов деятельности в <адрес> квартале <адрес> и эксплуатации свалок ответчиком, поэтому отсутствует причинно следственная связь между наличием свалки и деятельностью ответчика. Кроме этого, прокурор указывает на несанкционированные свалки в виде железобетонных блоков, которые не являются бытовыми отходами, которые могли быть утилизированы, в городе не имеется предприятий по утилизации железобетонных блоков. Просит в иске отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что на земельных участках на площади 20 кв.м., 20 кв.м., и 10 кв.м. в <адрес> квартале <адрес> имеются несанкционированные свалки в виде отходов производства и потребления в 80 метрах ( за гаражами) южнее <адрес> (блок 1), в ) в виде отходов от разборки зданий в 100 метрах юго-восточнее указанного <адрес> (блок1) (за гаражами), в виде свалки бытовых и строительных отходов в 280 метрах юго-восточнее (за гаражами) этого же <адрес> (блок 1). Наличие свалок подтверждается справкой обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выявлены свалки в <адрес> квартале <адрес>, подписанной государственным инспектором <адрес> по охране природы ФИО4 Согласно справке размещение несанкционированных свалок твердо бытовых отходов является нарушением ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 5 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и арендаторы земельных участков обязаны соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов; не допускать загрязнение, захламление, плодородия почв на землях соответствующих категорий.

<адрес> «Город Улан-Удэ» определено, что к вопросам местного значения <адрес> относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны и защиты городских лесов (ст.5 Устава).

В соответствии с Положением о муниципальном учреждении «Комитет городского хозяйства Администрации <адрес>», функциями и задачами данного Комитета являются организация благоустройства, озеленения территории города (п.2.2, 3.1 Положения).

Согласно ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Об этом же говорится и в ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статья 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает необходимость регулярной очистки территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом согласно ч. 2 данной статьи организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч.3 Закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В Правилах по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , закреплено, что юридические и должностные лица, граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города.

В соответствие с п.1.3 названных Правил объектами санитарной очистки и уборки являются территории индивидуального жилого сектора, уличные и микрорайонные проезды, улицы, парки, скверы, площади, газоны, места общественного пользования и отдыха, объекты культурно-бытового назначения, территории предприятий, учреждений, организаций, места уличной торговли и гаражных кооперативов.

Указанные Правила устанавливают, что методическое обеспечение, организация данных работ, а также контроль за качеством проводимых работ в городе Улан-Удэ возлагаются на Комитет городского хозяйства Администрации <адрес> (п. 1.7 Правил), контроль за уборкой территорий, обеспечением чистоты и порядка хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений) подведомственных структурным подразделениям Администрации <адрес> осуществляют руководители соответствующих структурных подразделений (п. 1.6 Правил).

Пункт 4.4.1 указанных Правил предусматривает, что за уборку и содержание проезжей части по всей ширине дорог, площадей, улиц, проездов городской дорожной сети, а также набережных, мостов, путепроводов, в том числе ручную зачистку после проведения механизированной уборки от снега и смета лотковых зон, - на предприятия, которые осуществляют уборку территорий города за счет средств городского бюджета.

Таким образом, указанные нормативные акты указывают на то, что Комитет городского хозяйства Администрации <адрес> как структурное подразделение Администрации <адрес> обязан принимать меры по организации очистки, уборки зоны, являющейся предметом судебного рассмотрения настоящего дела.

Образование неорганизованных, несанкционированных свалок, скоплений строительного и бытового мусора влечет нарушение требований ст.21,22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно этим нормам, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. А согласно санитарным правилам содержания территорий населенных мест, запрещается вывоз отходов в непредназначенные места.

На основании изложенного требования прокурора района о понуждении ответчика принять меры по ликвидации свалок путем организации уборки обоснованны.

Доводы представителя ответчика о том, что в силу закона на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность, не предусмотренная действующим законодательством, поскольку принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок подразумевает осуществление непосредственно хозяйственной деятельности, под которым предполагается осуществление производственных работ в определенной сфере деятельности, а Администрация <адрес>, являясь исполнительно-распорядительным органом, имеет полномочия по исполнительно-распорядительной, нормотворческой деятельности, и не подразумевает хозяйственную деятельность, суд находит не основанными на законе.

Общие полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с его положениями к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.24 ч.1 ст.16). Тем самым, экологическая функция органа местного самоуправления представляет собой закрепленную законом компетенцию органа местного самоуправления обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования.

В связи с изложенным доводы представителя ответчика об отсутствии причинно-следственной связи между наличием несанкционированной свалки и деятельностью ответчика суд находит необоснованными и не имеющими правового значения.

Также не могут быть приняты доводы представителя ответчика о необоснованном понуждении принять меры по ликвидации несанкционированной свалки в виде отходов от разборки зданий из железобетонных блоков. Согласно Правил по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , к несанкционированным свалкам мусора также отнесены самовольный сброс крупногабаритного мусора, отходов производства и строительства, другого мусора, образованного в процессе деятельности юридических или физических лиц. Поэтому обязанность ликвидация свалки в виде отходов от разборки зданий из железобетонных блоков также лежит на органе местного самоуправления.

При удовлетворении исковых требований суд считает возможным установить разумный, приемлемый срок для организации уборки по сбору и вывозу мусора до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ удовлетворить.

Обязать МУ Комитет городского хозяйства Администрации <адрес> принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, организовав уборку – сбор, вывоз мусора, образовавшихся в квартале в 80 метрах ( за гаражами) южнее <адрес> (блок 1) на площади 10 кв.м. в виде отходов производства и потребления, в 100 метрах юго-восточнее указанного <адрес> (блок1) (за гаражами) на площади 20 кв.м. в виде отходов от разборки зданий, в 280 метрах юго-восточнее (за гаражами) этого же <адрес> (блок 1) на площади 20 кв.м. в виде свалки бытовых и строительных отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней.

Судья: А.Д. Бунаева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200