Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 3 августа 2011г. г. Улан-Удэ Судья Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ Раднаева Т.Н., при секретаре Кузнецовой Е.В., рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кумпанич Е.В. и А.П. , Дашибалова Б.Б. , Рабжуева А.Д. , Байковой М.В. , Хандажапова Д.Б. , Будажапова С.В. , Цыбенжаповой Ю.Б. , Харжеева В.И. , Дамбаева С.Б. , Ардаева Ц.С. к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о понуждении принять теплотрассу в муниципальную собственность, У С Т А Н О В И Л А: Обращаясь в суд, истцы, являющиеся собственниками жилых домов в <адрес>, просят обязать Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ принять на безвозмездной основе теплотрассу от № к жилым домам по <адрес>, общей протяженностью 893, 2 кв.м., расположенную по адресу: г. Улан-Удэ, Октябрьский район, <адрес>, Литер № в муниципальную собственность. Иск мотивирован тем, что жилые дома, собственниками которых они являются приобретены ими по договорам подряда, заключенных в 2007-2009г.г., с ИП ФИО15 В перечень работ по договорам подряда входило строительство инженерных сетей. Условия договоров выполнены, возведенные объекты переданы заказчикам. Завершено и строительство сетей теплоснабжения – теплотрассы от № к жилым домам по <адрес>, общей протяженностью 893, 2 м. и стоимостью 2100000 руб. В 2009г. теплотрасса введена в эксплуатацию. На указанный участок теплосетей органами БТИ оформлен кадастровый паспорт. В нем в качестве владельца теплотрассы указан застройщик ИП ФИО34, который передачу сетей никому не произвел из-за отказа собственников жилых домов принимать участок теплотрассы и сети водопровода в общую долевую собственностью. Был только оформлен акт о готовности к временной эксплуатации абонентского ответвления и теплового пункта. Имеются также технические условия на подключение к теплосети от 10.07.2009г. Летом 2011г., им стало известно, что еще в ноябре 2010г. ИП ФИО35 прекратил свою деятельность в качестве ИП. Сети оказались бесхозными. По этой причине, собственники обратились в адрес КУИиЗ г. Улан-Удэ с просьбой решить вопрос о передаче в муниципальную собственность на безвозмездной основе указанного участка сетей теплоснабжения. Однако, также как и предыдущие письма, оно оставлено без ответа. В этой связи, они вынуждены обратиться в суд, так как при отсутствии собственника у сетей теплоснабжения их обслуживание и поддержание в рабочем состоянии не представляется возможным. В судебное заседание, истцы за исключением Байковой М.В., не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. На основании п. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие, с участием их представителя по доверенности Цыренжаповой М.В.. Последняя и Байкова М.В. иск поддержали и дали пояснения им аналогичные. Дополнили, что из-за отсутствия собственника у сетей, и распределения потерь между всеми жильцами домов по <адрес> в сезон 2010-2011г. на каждого из собственника ежемесячно выходило свыше 20 тыс. руб. в месяц за одно отопление. Теплотрасса № отходит от тепломагистрали №, которая значится как незавершенная строительством и находится на балансе у ТГК-14. Представитель ответчика КУИиЗ г. Улан-Удэ, в суд не явился. Представитель по доверенности от 14.07.2011г. Бадмаева Б.Р. просила рассмотреть дело в отсутствие ответчика с принятием решения по существу. В связи с чем, на основании п. 5 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие ответчика. Третье лицо на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора ОАО ТГК-14 в лице представителя по доверенности Чулковой не возражает против удовлетворения заявленного иска. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истцы являются собственниками домов по <адрес> в п<адрес> г. Улан-Удэ. Право собственности приобретено, в том числе на основании договоров подряда, заключенных с ИП ФИО15 в 2007-2008 г.г. Из указанных договоров подряда видно, что ИП ФИО36, как подрядчик обязался не только построить индивидуальные жилые дома, но осуществить строительство инженерных сетей (электроснабжение-ввод в дом на установленные электросчетчик, по водопроводу и отоплению шаровые краны в санузле). Для строительства инженерных сетей, по согласованию с ОАО "ТГК-14» ООО «Стройсантехремонт» по заказу ИП ФИО37 построена теплотрасса от тепломагистрали № (письмо главного инженера Улан-Удэнского энергетического комплекса ОАО 2ТГК-14» ФИО14 от 20.10.2006г., технические условия на подключение к теплосети от 10.07.2007г.), общей протяженностью 893, 2 м. На теплотрассу получен технический паспорт от 29.09.2010г. и кадастровый паспорт от 29.09.2010г. 21.04.2009г., законченные строительством инженерные работы по устройству теплотрассы приняты ИП ФИО15 от ООО «Стройсантехремонт». При этом составлены акты на скрытые работы на выполнение работ и акты на проведение гидравлического испытания систем. Отклонений от качества не выявлено. Из технического паспорта теплотрассы видно, что она обслуживает 27 индивидуальных жилых домов по <адрес> в <адрес>. Несмотря на окончание строительства ИП ФИО38, в собственность никому не передана. С 11.10.2010г. застройщик ФИО15 прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с пунктом 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Суд считает, что теплотрасса от № к жилым домам по <адрес> является бесхозяйной недвижимой вещью, не имеющей собственника. Лицо, построившее теплотрассу и обладающее в силу ст. 218 ГК РФ правом приобретения права собственности на новую вещь – ИП ФИО15 от права собственности на теплотрассу отказался, совершив при этом действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (ст. 236 ГК РФ). Так, ИП ФИО39 12.10.2010г. письменно известил о своем отказе уполномоченный орган местного самоуправления, полномочный распоряжаться муниципальной собственностью – Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ и 11.10.2010г. прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Об отказе от прав на теплотрассу свидетельствуют и неоднократные обращения ИП ФИО40 в адрес КУИиЗ г. Улан-Удэ с просьбой принять теплотрассу в муниципальную собственность. Отказ застройщика от вещных прав на теплотрассу, не свидетельствует о возникновении общедолевой собственности на теплотрассу у владельцев домов, для обслуживания которых она предназначена. Положения главы 6 ЖК РФ об общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме, включая инженерные коммуникации применению не подлежат, так как регламентируют права собственников помещений в многоквартирном доме. Между тем, спорная теплотрасса предназначена для обслуживания 27 индивидуальных жилых домов по <адрес>. Несмотря на то, что в силу положений ст. 225 ГК РФ приобретение бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность является правом органа местного самоуправления, а не его обязанностью, суд считает, что иск подлежит удовлетворению. Так, <адрес> в <адрес> находится в границах городского округа «город Улан-Удэ». В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 16 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ организация теплоснабжения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. Указанной обязанности органа местного самоуправления по организации теплоснабжения корреспондирует его обязанность, установленная пунктом 6 ст. 15 ФЗ « О теплоснабжении» № 190-ФЗ, из которой следует, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей, орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные сети обязан в крайне усеченные сроки (30 дней) определить теплосетевую организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Несмотря на отказ ИП ФИО41 от прав на теплотрассу в октябре 2010г., отказ жильцов домов по <адрес> от принятия в собственность теплотрассы, орган местного самоуправления г. Улан-Удэ обязанностей, предусмотренных указанной нормой ФЗ не выполнил. Доказательств, свидетельствующих об обратном суду не предоставлено. Теплотрасса от № к домам по <адрес>, как предназначенная для решения вопросов местного значения (организация теплоснабжения населения г. Улан-Удэ) в соответствии с пунктом 2.1.1 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа «город Улан-Удэ», утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов № 272-21 от 21.04.2010г. может находиться в муниципальной собственности г. Улан-Удэ. Так, из п. 2.1.2 указанного Положения следует, что к муниципальному имуществу относятся и сети инженерно-технического обеспечения – электро-, тепло-, газо-, водоснабжения. Согласно п.п. 3.1.1, 3.1.2., 3.1.3, 3.1.4 указанного Положения прием имущества в муниципальную собственность от юридических и физических лиц осуществляется на безвозмездной основе на основании распоряжении администрации г. Улан-Удэ и решения КУИиЗ г. Улан-Удэ в соответствии с договором. В муниципальную собственность принимается имущество, необходимое для решения вопросов местного значения. Юридические и физические лица, желающие безвозмездно передать имущество в муниципальную собственность, обращаются с письменным заявлением в КУИиЗ г. Улан-Удэ, прилагая к заявлению соответствующие документы. В соответствии с п. 3.1.5 Положения, Комитет в 30-дневный срок с момента получения заявления организует проведение совместно с передающей стороной, структурными подразделениями администрации г. Улан-Удэ и специализированными эксплуатирующими предприятиями комиссионного обследования передаваемого имущества и оформление акта обследования технического состояния передаваемого имущества. При отсутствии замечаний в отношении технического состояния передаваемого имущества направляет заявителю письменное уведомление о согласии на прием имущества в муниципальную собственность. Согласно п. 3.1.9 Положения Комитет вправе отказать заявителю в приеме имущества в муниципальную собственность только в следующих случаях: - если передаваемое имущество не предназначено для решения вопросов местного значения; - непредставления заявителем документов, указанных в п. 3.1.4 Положения; - наличия зарегистрированных ограничений предлагаемого к передаче имущества, исключающих возможность использования указанного имущества для решения вопросов местного значения; - неустранения замечаний в отношении технического состояния передаваемого имущества. Установлено, что ИП ФИО15, неоднократно обращался в КУИиЗ г. Улан-Удэ с просьбами принятия теплотрассы в муниципальную собственность. Из письма и.о. председателя КУИиЗ г. Улан-Удэ Кузовлевой А.А. от 01.03.2011г. видно, что КУИиЗ г. Улан-Удэ отказало в принятии сетей теплоснабжения от № до 27 индивидуальных жилых домов по причине нецелесообразности (поскольку тепловые сети от № до № принадлежат ОАО «ТГК-14»). Кроме этого, сами жильцы домов также неоднократно обращались в КУИиЗ г. Улан-Удэ с заявлениями о принятии сетей в муниципальную собственность (обращения от 05.04.2011г., от 06.06.2011г.). Несмотря на 30-дневный срок рассмотрения обращения, установленный пунктом 3.1.5 указанного Положения, КУИиЗ не организовал обследования и не ответил физическим лицам в письменном виде. Между тем, основания для отказа в принятии имущества в муниципальную собственность в виде нецелесообразности принятия сетей, предназначенных для решения вопросов местного значения, пункт 3.1.9 вышеуказанного Положения не содержит. Учитывая то, что теплотрасса от Т6-15 предназначена для решения вопросов, относящихся к исключительной компетенции органа местного самоуправления, не имеет собственника, орган местного самоуправления не вправе был отказывать в ее принятии, либо игнорировать иным образом решение о ее принятии в муниципальную собственность (не отвечая на письменные обращения граждан). В отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о наличии препятствий в виде оснований, перечисленных в п. 3.1.9 Положения, орган местного самоуправления был обязан принять теплотрассу от № к 27 индивидуальным жилым домам по <адрес> в муниципальную собственность г. Улан-Удэ. Учитывая то, что неисполнение обязанности принять в муниципальную собственность имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения ущемляет права жильцов домов по <адрес>, они вправе защищать свои нарушенные гражданские права одним из способов, установленным ст. 12 ГК РФ – путем предъявления требования о присужденим к исполнению обязанности в натуре. Учитывая предстоящий отопительный сезон 2011-2012 г.г. суд считает необходимым определить срок для устранения нарушений- 03.11.2011г., руководствуясь при этом требованиями ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей установление в решении такого срока в случае, если действия по устранению нарушений должны быть, совершены ответчиком. Указанный срок является разумным, достаточным для решения всех вопросов, связанных с устранением нарушений прав истцов. На основании изложенного, руководствуясь ст.196-198 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л А : Заявление Кумпанич Е.В. и А.П. , Дашибалова Б.Б. , Рабжуева А.Д. , Байковой М.В. , Хандажапова Д.Б. , Будажапова С.В. , Цыбенжаповой Ю.Б. , Харжеева В.И. , Дамбаева С.Б. , Ардаева Ц.С. к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о понуждении принять теплотрассу в муниципальную собственность удовлетворить. Обязать Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в срок до 3 ноября 2011г. принять на безвозмездной основе теплотрассу от № к жилым домам по <адрес>, общей протяженностью 893, 2 кв.м., расположенную по адресу г. Улан-Удэ, Октябрьский район, <адрес>, Литер № в муниципальную собственность. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ. Судья ПОДПИСЬ Раднаева Т.Н.