Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «26» августа 2011 г. г. Улан-Удэ Судья Октябрьского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия Рабданова Г.Г., с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ Габаевой Д.Н., при секретаре Олзоевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ об обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку – сбор и вывоз мусора, У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Октябрьского района г.Улан-Удэ обратился в суд с заявлением к МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ об обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки. Свои исковые требования мотивирует тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования «Город Улан-Удэ» не приняты меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки. При проведении проверки соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления на земельном участке площадью 25 кв. метров в квартале № между домами № и № (за гаражами) г. Улан-Удэ располагается несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Выявленная несанкционированная свалка является нарушением п.п. 2.2.1, 2.2.2, 6.2 Санитарных правил «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных постановлением Главного государственного врача СССР от 05.08.1988г. № 4690-88. В соответствии со ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Согласно ст. 13 ФЗ РФ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. и п. 25 ст. 5 Устава городского округа «Город Улан-Удэ», к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В нарушение указанных требований природоохранного законодательства, имеющаяся несанкционированная свалка до настоящего времени не ликвидирована. В ходе рассмотрения гражданского дела, помощник прокурора Габаева Д.Н. поддержала исковые требования, уточнив местонахождение свалки – квартал № между домами № и № (за гаражами). Просила установить разумные сроки для принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки, организовать уборку – сбор и вывоз мусора. Также пояснила, что обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ, в целях предотвращения воздействия отходов на здоровье человека, обеспечение достойных условий жизни, труда и отдыха населения, недопущения последствий для здоровья человека в виде инфекционных, паразитарных заболеваний. Представитель ответчика МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ Цыренов Е.А., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что с заявленными требованиями прокурора не согласен. Пояснил суду, что статьей 16 Федерального Закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» и ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям Комитета относится обязанность обеспечить организацию сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, при этом указанное полномочие не подразумевает хозяйственную деятельность Комитета, а включает в себя исполнительно-распорядительную деятельность, нормотворческую деятельность. В рамках указанного полномочия Комитетом приняты ряд нормативно-правовых актов. В целях организации сбора и вывоза мусора на территории города создан и осуществляет свою деятельность Комбинат по благоустройству, введен в эксплуатацию полигон твердых бытовых отходов в <адрес>, построена и введена в эксплуатацию мусоросортировочная станция. В силу ст. 5 Закона РБ «Об отходах производства и потребления в РБ» физические лица обязаны соблюдать законодательство в области обращения с отходами, санитарно-эпидемиологические, ветеринарно-санитарные, экологические и иные нормы и правила обращения с отходами. Данной статьей предусмотрена обязанность физических лиц заключать договоры на сбор и вывоз отходов. Решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 21.04.2010 г. № 280-21 утверждены Правила по благоустройству, санитарному содержанию территории, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в г. Улан-Удэ. Согласно п. 3.5 указанных Правил хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою хозяйственную деятельность на территории города, а также физические лица, проживающие в частном секторе, обязаны обеспечить вывоз мусора путем заключения договоров на его вывоз со специализированными организациями или вывозить самостоятельно на специально оборудованные места. Таким образом, полагает, что наличие несанкционированной свалки по указанному адресу является результатом неисполнения обязанности собственников частных домовладений по организации сбора мусора, заключения договора со специализированной организацией на вывоз и утилизацию мусора. Кроме того, считает, что истцом не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между указанной несанкционированной свалкой и деятельностью Комитета. Просит в иске отказать. Представитель ООО «Юго-Западное», Жилищного кооператива «110» в судебное заседание не явились, надлежаще уведомлены. Представитель МБУ Комитет по благоустройству г. Улан-Удэ Гуляева Е.А. пояснила суду, что уборка мусора осуществляется комбинатом в рамках муниципального задания. Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что требования прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ подлежат удовлетворению. В соответствии с положением ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и арендаторы земельных участков обязаны соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов; не допускать загрязнение, захламление, плодородия почв на землях соответствующих категорий. Довод прокурора о том, что выявленная несанкционированная свалка на земельном участке площадью 25 кв. метров в квартале № между домами № и № (за гаражами) г. Улан-Удэ является нарушением Санитарных правил «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных постановлением Главного государственного врача СССР от 05.08.1988г. № 4690-88, а также требований ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» нашли подтверждение в судебном заседании на основании справки обследования территории Октябрьского района на предмет несанкционированных свалок отходов производства и потребления от 17.06.2011 г., составленной государственным инспектором РБ по охране природы ФИО5, согласно которым, произведен осмотр территорий, захламленных отходами производства и потребления; обнаружены свалки отходов на территории указанного района города. Как следует из определения Верховного Суда РФ от 24.12.2008 N 9-Г08-2, общие технические, санитарные требования, предъявляемые к жилищно-коммунальным услугам, требования безопасности услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и охраны окружающей среды, услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов в настоящее время также, определяются Санитарными правилами содержания территорий населенных мест от 5 августа 1988 года N 46990-88 (СанПиН 42-128-4690-88), предназначенных в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений, независимо от их подчиненности; аналогичным постановлением Госстандарта России от 18 июня 2000 года N 158-ст; постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170); постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 о введении в действие новой редакции СанПиН 2.21/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"; постановлением Госстроя России от 19 апреля 2004 года N 70 о введении в действие Строительных норм и правил Российской Федерации (СНиП 12-01-2004). Суд, установив наличие свалки по вышеуказанному адресу, считает, что данное обстоятельство нарушает требования Санитарных правил содержания территорий населенных мест «СанПиН 42-128-4690-88», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, регламентирующем в п.2.2.1, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Согласно п.2.2.2 указанных Санитарных Правил, для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. Ст.13 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» предусматривает необходимость регулярной очистки территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В Правилах по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ закреплено, что юридические и должностные лица, граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города. В названных Правилах подробно изложено, кто, за что отвечает, как организуется уборка городских территорий. Суд считает, что обязанность по организации уборки-сбора и вывоза мусора в соответствии с нормами санитарного, экологического законодательства лежит в данном случае на органе местного самоуправления, т.е. на Администрации города, а также на его структурном подразделении МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, поскольку на основании ст.8 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления», ст.7 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно ст. 5 Устава Городского округа «Город Улан-Удэ», определено, что к вопросу местного значения г. Улан-Удэ относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны и защиты городских лесов. В соответствии с п. 1.1 постановления Администрации г. Улан-Удэ от 31.03.2010г. N 134 "Об утверждении Положения о муниципальном учреждении "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ", Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ (далее - Комитет) является структурным подразделением Администрации г. Улан-Удэ. Как следует из Положения о муниципальном учреждении «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ», функциями и задачами данного Комитета являются организация благоустройства, озеленения территории города, осуществление координации и функционального регулирования деятельности в областях природопользования и охраны окружающей среды; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и производственных отходов; разрабатывает основы муниципальной политики в областях природопользования и охраны окружающей среды; осуществляет контроль за их реализацией; вносит предложения по совершенствованию правовых актов (в том числе разрабатывает проекты правовых актов) в областях природопользования и охраны окружающей среды; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением и реализацией действующих нормативно-правовых актов в сфере благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды; разрабатывает перспективные планы и целевые муниципальные программы, направленные на развитие благоустройства и санитарного состояния территорий города, природопользования и охраны окружающей среды; согласовывает производственные программы организаций коммунального комплекса по обеспечению производства ими товаров (оказания услуг) в сферах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; осуществляет формирование и размещение муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере жилищно-коммунального хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды; в пределах своей компетенции осуществляет координацию деятельности предприятий отрасли жилищно-коммунального хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, находящихся в ведении Комитета (п.2.2, 3.1 Положения). Вышеперечисленные нормативные акты указывают на то, что Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ обязан принимать меры по организации уборки- сбора и вывоза мусора на земельном участке, являющейся предметом судебного рассмотрения настоящего дела. Образование неорганизованных, несанкционированных свалок, скоплений строительного и бытового мусора влечет нарушение требований ст.21,22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно этим нормам, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. А согласно санитарным правилам содержания территорий населенных мест, запрещается вывоз отходов в непредназначенные места. Несанкционированные свалки приводят к загрязнению почвы и могут явиться возможным источником загрязнения почвы и атмосферы воздуха. Доводы ответчика о том, что указанный мусор обязан убрать Жилищный кооператив «110», обслуживающий жилой <адрес>, суд находит необоснованными. Доказательство того, что свалка располагается в пределах отведенной придомовой территории суду не представлено, напротив, как видно из представленных фотографий мусор находится возле самовольно установленных гаражей. Суд считает, при наличии несанкционированной свалки, требование прокурора района об обязании ответчика принять меры по ликвидации свалки, организовав уборку- сбор и вывоз мусора на этой территории обоснованно. Учитывая, что для устранения этих нарушений потребуется время, суд полагает возможным установить ответчику разумный срок для принятия мер - до 01.11.2011г. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ удовлетворить. Обязать МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку – сбор, вывоз мусора, образовавшегося в квартале № между домами № и № (за гаражами) г. Улан-Удэ в срок до 01.11.2011 г. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Г.Г. Рабданова