Решением от 01 августа 2011 года требования Дмитриева об оспаривании отказа в регистрации по месту жительства удовлетворены.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российская Федерации

01 августа 2011 года г. Улан-Удэ

Судья Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ Рабданова Г.Г., при секретаре Олзоевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дмитриева ФИО5 об оспаривании отказа в регистрации по месту жительства,

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд, Дмитриев А.С. просит признать незаконным отказ ТП ОУФМС РФ по РБ в Октябрьском районе г. Улан-Удэ в регистрации по месту жительства, обязать зарегистрировать его по месту жительства <адрес>.

В судебном заседании заявитель Дмитриев А.С. заявленные требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что проживает по адресу <адрес> с супругой и несовершеннолетними детьми. Дом является самовольно возведенным, правоустанавливающие документы на него отсутствуют, на руках имеется лишь технический паспорт и старая домовая книга, в этой связи при обращении сотрудники УФМС отказали ему в регистрации. Просит удовлетворить заявление, обязать начальника ТП ОУФМС РФ по РБ в Октябрьском районе г. Улан-Удэ произвести регистрацию по месту жительства <адрес>.

Представитель ТП ОУФМС РФ по РБ в Октябрьском районе г. Улан-Удэ в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен.

Выслушав заявителя, свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению

В судебном заседании установлено, что заявитель Дмитриев А.С. постоянно проживает по адресу <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается показаниями свидетеля ФИО3

Из материалов дела следует, что дом по <адрес>, в котором проживает заявитель, является самовольно возведенным, т.к. он построен на земельном участке, не отведенном в установленном законом порядке под строительство дома, без получения соответствующих разрешений на его возведение. (ст.222 ГК РФ).

Несмотря на то, что дом, где проживает Дмитриев А.С., является самовольно возведенным, суд считает, что последний подлежит постановке на регистрационный учет по <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Это же положение изложено и в ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанные права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой необходимо для достижения целей, перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Таким образом, ограничение конституционного права любыми способами ( как введение прямых запретов, так и установленных косвенных ограничений) в законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации недопустимо.

Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, принятыми постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995г. № 713 ( в редакции от 28.03.2008г.) во исполнение требований Конституции и Закона Российской Федерации от 25 июня 1993г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрена регистрация гражданина по месту жительства и по месту пребывания.

Следует иметь в виду, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета по месту своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких – либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания или жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Об этом было указано в постановлении Конституционного Суда РФ от 02.02.1998г. № 4-П.

Основания для ограничения права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в Законе «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона. Отступление от запрета расширять этот перечень в подзаконных актах, в том числе в актах Правительства Российской Федерации, означает недопустимую легализацию разрешительного порядка регистрации граждан.

Поскольку Дмитриев А.С. не подпадает ни под одно из ограничений, установленных законом, суд признает отказ ТП ОУФМС РФ по РБ в Октябрьском районе г. Улан-Удэ в регистрации заявителя незаконным.

Заявитель проживает по указанному адресу постоянно, следовательно, местом жительства последнего следует считать <адрес>.

Таким образом, суд считает, что заявитель подлежит регистрации по месту своего жительства. Отсутствие правоустанавливающих документов на дом не является основанием для отказа в регистрации заявителя по месту жительства.

Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Дмитриева ФИО5 удовлетворить.

Обязать начальника ТП ОУФМС РФ по РБ в Октябрьском районе г. Улан-Удэ произвести регистрацию Дмитриева ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту проживания <адрес>, Сумская 14.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд РБ со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение изготовлено в совещательной комнате.

Судья Г.Г. Рабданова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200