Решением от 26 октября 2011 года требования Щербакова об оспаривании отказа в регистрации по месту жительства удовлетворены.



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российская Федерации

26 октября 2011 г. г. Улан-Удэ

Судья Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ Рабданова Г.Г., при секретаре Олзоевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Щербакова ФИО7 об оспаривании отказа в регистрации по месту жительства,

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд, Щербаков Е.В. просит признать незаконным отказ ТП ОУФМС РФ по РБ в <адрес> в регистрации по месту жительства, обязать зарегистрировать его по месту жительства <адрес> «г».

В судебном заседании заявитель Щербаков Е.В. и его представитель Горюнова Ю.А. заявленные требования поддержали в полном объеме. Пояснили суду, что проживает по адресу Улан-Удэ <адрес> «г» с матерью, гражданской супругой и несовершеннолетним ребенком. Дом является самовольно возведенным, правоустанавливающие документы на него отсутствуют, на руках имеется лишь технический паспорт, в этой связи при обращении сотрудники УФМС отказали ему в регистрации. Просили удовлетворить заявление, обязать начальника ТП ОУФМС РФ по РБ в <адрес> произвести регистрацию по месту жительства <адрес> «г».

Представитель ТП ОУФМС РФ по РБ в <адрес> Лещинская Л.А. не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению

В судебном заседании установлено, что заявитель Щербаков Е.В. постоянно проживает по адресу <адрес> «г». Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Из материалов дела следует, что дом по <адрес> «г» <адрес>, в котором проживает заявитель, является самовольно возведенным, т.к. он построен на земельном участке, не отведенном в установленном законом порядке под строительство дома, без получения соответствующих разрешений на его возведение. (ст.222 ГК РФ).

Несмотря на то, что дом, где проживает Щербаков Е.В., является самовольно возведенным, суд считает, что последний подлежит постановке на регистрационный учет по <адрес> «г» <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Это же положение изложено и в ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанные права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой необходимо для достижения целей, перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Таким образом, ограничение конституционного права любыми способами ( как введение прямых запретов, так и установленных косвенных ограничений) в законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации недопустимо.

Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, принятыми постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995г. № 713 ( в редакции от 28.03.2008г.) во исполнение требований Конституции и Закона Российской Федерации от 25 июня 1993г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрена регистрация гражданина по месту жительства и по месту пребывания.

Следует иметь в виду, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета по месту своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких – либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания или жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Об этом было указано в постановлении Конституционного Суда РФ от 02.02.1998г. № 4-П.

Основания для ограничения права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в Законе «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона. Отступление от запрета расширять этот перечень в подзаконных актах, в том числе в актах Правительства Российской Федерации, означает недопустимую легализацию разрешительного порядка регистрации граждан.

Поскольку Щербаков Е.В. не подпадает ни под одно из ограничений, установленных законом, суд признает отказ ТП ОУФМС РФ по РБ в <адрес> в регистрации заявителя незаконным.

Заявитель проживает по указанному адресу постоянно, следовательно, местом жительства последнего следует считать <адрес> «г».

Таким образом, суд считает, что заявитель подлежит регистрации по месту своего жительства. Отсутствие правоустанавливающих документов на дом не является основанием для отказа в регистрации заявителя по месту жительства.

Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Щербакова ФИО7 удовлетворить.

Обязать начальника ТП ОУФМС РФ по РБ в <адрес> произвести регистрацию Щербакова ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту проживания <адрес> «г».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд РБ со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение изготовлено в совещательной комнате.

Судья Г.Г. Рабданова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200