Дело № 2 -3658/2011 КОПИЯ РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 18 октября 2011 года г. Улан -Удэ Судья Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Гармаева Н.Л., при секретаре Цыдыповой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Асавлюка <данные изъяты> об оспаривании действий комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, УСТАНОВИЛА: Асавлюк <данные изъяты> обратился в суд с заявлением об оспаривании решения КУИиЗ г.Улан-Удэ об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование своих требований указал, что земельный участок площадью 106 кв.м. расположенный по адресу <адрес> на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ был исключен из полосы отвода железной дороги и передан в муниципальную собственность. Он обращаясь в КУИиЗ <адрес> просил предоставить ему земельный участок, площадью 106 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, указав при этом, что ранее отведенный под жилой дом участок находится у него в субаренде. Дом, расположенный по адресу: <адрес> передан ему в собственность по договору приватизации и согласно уведомления ТУФА по УГИ в РБ он имеет право претендовать на предоставление в аренду дополнительного земельного участка. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении данного участка. В судебном заседании заявитель дал пояснения, аналогичные жалобе. Дополнил, что участок, в предоставлении которого ему отказано непосредственно примыкает к его участку и граничит с участком, предоставленном Продайвода К.Е. под строительство гаражей. Представитель заявителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Коротких В.И. дал аналогичные пояснения, а также указал, что КУИ отказали его доверителю ссылаясь на то, что субарендаторы не имеют право на предоставление дополнительного земельного участка, что противоречит закону. То, что ранее дом находился в полосе отвода железной дороги также не имеет значения и ст. 90 ЗК РФ не относится к рассматриваемому спору, т.к. в настоящее время у Асавлюка зарегистрировано право собственности на дом, и он имеет преимущественное право на предоставление земельного участка. Представитель заинтересованного лица - КУИиЗ г.Улан-Удэ по доверенности Мантурова Т.Г. требования не признала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Асавлюк В.А. обратился в Комитет с письмом о предоставлении земельного участка площадью 106 кв.м. в долгосрочную аренду. ДД.ММ.ГГГГ Комитетом было указано о невозможности предоставления Асавлюк В.А. испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что основной земельный участок под его жилым домом находится в субаренде. Дополнительный земельный участок может быть предоставлен в соответствии с п.3.3.1. указанного выше Положения только если основной земельный участок предназначен для размещения жилого дома. Однако основной земельный участок, предоставленный Асавлюку в субаренду для таких целей не предназначен. Согласно выписке из кадастрового плана земельного участка 03:24:000000:25, из которого была предоставлена часть земельного участка в субаренду заявителю, разрешенное использование, т.е. его целевое использование, - под объекты железнодорожного транспорта. Таким образом, основной земельный участок (под жилым домом Асавлюка В.А.) не предназначен для размещения жилого дома. В связи с этим у Комитета нет законных оснований для предоставления дополнительного земельного участка пока не будет изменен вид разрешенного использования части земельного участка под жилым домом заявителя. В сложившейся ситуации арендатор использует земельный участок не в соответствии с его целевым назначением. Нарушается принцип земельного законодательства, предусмотренный п.8 ч.1 ст.1 ЗК РФ, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Согласно ч.1, ч.2 ст. 7 ЗК РФ земли транспорта (в т.ч. железнодорожного), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:25, принадлежащий РФ и переданный в аренду ОАО «РЖД», не может быть передан, даже его часть, под размещение жилого дома, т.к. согласно ст.35 ГрК РФ вид разрешенного использования выбирается исходя из зонирования территории. В состав зон транспортной инфраструктуры не предусмотрено размещение жилых домов. Заинтересованное лицо – Продайвода К.Е. в судебное заседание не явился, уведомлен о времени месте судебного заседания надлежащим образом. Ранее пояснял, что на выделенном ему участке им строятся капитальные гаражи. Ранее на месте, где расположен дом Асавлюка находились мастерские железной дороги. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. 1)Установлено, что Асавлюк В.А.является собственником жилого дома по <адрес> площадью 46, 3 кв.м. Земельный участок, на котором расположен указанный дом является федеральной собственностью и передан в аренду ОАО «РЖД», с которым ДД.ММ.ГГГГ Асавлюк, как собственник дома заключил договор субаренды земельного участка площадью 1128 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ Асавлюк обратился в КУИиЗ г. Улан-Удэ с заявлением о предоставлении земельного участка, примыкающего к его участку в собственность. На данное заявление, ДД.ММ.ГГГГ КУИиЗ г. Улан-Удэ дало ответ о том, что для оформления испрашиваемого земельного участка ему необходимо обратиться с заявлением установленного образца в ГУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг РБ». ДД.ММ.ГГГГ Асавлюк обратился с заявлением в КУИиЗ г. Улан-Удэ с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью 106 кв.м., примыкающего к его участку в аренду сроком на 15 лет. ДД.ММ.ГГГГ в дополнение к указанному заявлению, Асавлюком предоставлены документы: технический паспорт и пр. По результатам рассмотрения указанного заявления, Асавлюку дан ответ о необходимости обратиться в ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РБ, как в орган уполномоченный распоряжаться указанным земельным участком. После чего ему необходимо обратиться с заявлением в многофункциональный центр РБ. По результатам обращения Асавлюка в ТУ Росимущество РФ по РБ, последнему дан ответ о том, что земельный участок, испрашиваемый им находится в муниципальной собственности, для его получения ему необходимо вновь обратиться в КУИиЗ. ДД.ММ.ГГГГ Асавлюк вновь обратился с заявлением в КУИИЗ г. Улан-Удэ о предоставлении земельного участка площадью 106 кв.м. в долгосрочную аренду. На данное заявление, КУиИЗ г. Улан-Удэ в предоставлении дополнительного земельного участка для обслуживания жилого <адрес> отказало на том основании, что в силу п. 3.3.1 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008г. правом на получение дополнительного земельного участка обладает лицо, обладающее земельным участком, предназначенным для размещения жилого дома на праве собственности либо на праве аренды. Тогда как, основной участок принадлежит Асавлюку на праве субаренды. 2)Проверяя законность отказа КУИиЗ г. Улан-Удэ, изложенного в вышеназванном ответе, судом установлено, что действительно пунктом 3.3.1 указанного Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, установлено, что собственник индивидуального жилого дома имеет право на однократное приобретение в собственность или аренду сроком до 49 лет дополнительного земельного участка, непосредственно прилегающего к земельному участку, предназначенному для размещения индивидуального жилого дома (основному земельному участку), в случае, если земельный участок, предназначенный для размещения индивидуального жилого дома, принадлежит ему на праве собственности. Собственник индивидуального жилого дома имеет право на однократное заключение договора аренды сроком до 49 лет дополнительного земельного участка с Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, если земельный участок, предназначенный для размещения индивидуального жилого дома, предоставлен в аренду. Вместе с тем, пунктом 6 ст. 22 ЗК РФ установлено, что на субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные Земельным кодексом. Право граждан на приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить реализацию указанных прав регламентированы ст.ст. 28, 34 ЗК РФ. Во исполнение положений п. 1 ст. 34 ЗК РФ, органом местного самоуправления г. Улан-Удэ принято вышеуказанное Положение от 20.03.2008г. Учитывая то, что положения ЗК РФ имеют большую юридическую силу и приоритет для суда (разъяснения ВС РФ, содержащиеся в п. 7 Постановления Пленума ВС РФ № 8 от 31 октября 1995г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»), отсутствие в федеральном законодательстве прямых норм, запрещающих субарендаторам основных земельных участков приобретать дополнительные участки для обслуживания основного участка, суд считает, что отказ КУИиЗ г. Улан-Удэ в предоставлении Асавлюку дополнительного земельного участка со ссылкой на отсутствие у него прав как субарендатора является незаконным. И в этой части требования истцом заявлены обоснованно. 3)Однако, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Асавлюк В.А. об обязании КУИиЗ г. Улан-Удэ предоставить ему земельный участок на основании следующего. Дополнительный земельный участок может быть предоставлен в соответствии с п.3.3.1. указанного выше Положения только, если основной земельный участок предназначен для размещения жилого дома. Таким образом, законодатель связывает права на дополнительный земельный участок с правами на основной земельный участок. Основной же земельный участок, предоставленный Асавлюку в субаренду, для таких целей размещения жилого дома не предназначен. Это следует из выписки из кадастрового плана земельного участка 03:24:000000:25, из которого была предоставлена часть земельного участка в субаренду заявителю, разрешенное использование, его целевое использование - под объекты железнодорожного транспорта. Таким образом, основной земельный участок (под жилым домом Асавлюка В.А.) не предназначен для размещения жилого дома. В связи с этим у Комитета нет законных оснований для предоставления дополнительного земельного участка пока не будет изменен вид разрешенного использования части земельного участка под жилым домом заявителя. В сложившейся ситуации арендатор использует земельный участок не в соответствии с его целевым назначением. Нарушается принцип земельного законодательства, предусмотренный п.8 ч.1 ст.1 ЗК РФ, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Согласно ч.1, ч.2 ст. 7 ЗК РФ земли транспорта (в т.ч. железнодорожного), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. В соответствии со ст.35 ГрК РФ в состав зон транспортной инфраструктур могут включаться: 1) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли; 2) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с Зоны транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов. Исходя из указанных норм, земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:25, принадлежащий РФ и переданный в аренду ОАО «РЖД», не может быть передан, под размещение жилого дома, т.к. согласно ст.35 ГрК РФ вид разрешенного использования выбирается исходя из зонирования территории. В состав зон транспортной инфраструктуры не предусмотрено размещение жилых домов. Указание же в п. 1.7 Договора субаренды части земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на то, ч то участок предоставлен для целей размещения и эксплуатации объекта недвижимости, оформленного на праве собственности у Субарендатора, противоречит фактическим обстоятельствам дела. Как следует из Кадастрового паспорта земельного участка 03:24:000000:25, разрешенным видом использования является - под объекты транспорта (железнодорожного). Характеристикой части земельного участка № площадью 1128 кв.м указано «занята объектом недвижимости», что не меняет разрешенный вид использования земельного участка. Согласно ст. 90 ЗК РФ, 1. Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. 2. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения железнодорожных путей; 2) размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; 3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог. Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами. Таким образом, размещение на землях транспорта жилых домов не предусмотрено законом. Довод истца о том, что ст. 90 ЗК РФ не имеет отношения к рассматриваемому спору, судом не принимается. Спорный земельный участок (его часть) не исключен из состава земель железнодорожного транспорта, соответственно, ст. 90 ЗК РФ напрямую регулирует сложившиеся правоотношеня. Поскольку целевое использование земельного участка под жилым домом Асавлюка В.А. не предусматривает размещение жилого дома, оснований для предоставления дополнительного земельного участка у Комитета нет в силу закона, а суд не вправе обязывать орган местного самоуправления действовать в нарушение действующего законодательства. При этом, суд считает, что права заявителя могут быть защищены иным путем. Как уже было указано, вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов собственником выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Таким образом, изменение вида разрешенного использования части земельного участка, предоставленного истцу в субаренду, находится в компетенции собственника (лица, им уполномоченного) земельного участка. Кроме того, заслуживает внимание довод ответчика о том, что в договоре субаренды земельного участка не указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. В силу п.1 статьи 6 ЗК РФ, объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков. Статьей 11.1 ЗК РФ, предусмотрено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В соответствии с п. ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О государственном кадастре недвижимости", местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. То есть, индивидуализация отдельного земельного участка как объекта недвижимости, а значит, как объекта земельных отношений, гражданских правоотношений осуществляется с помощью его кадастрового учета. Кадастровый учет объектов недвижимости сопровождается присвоением каждому объекту не повторяющегося во времени и на территории РФ государственного учетного (кадастрового) номера (ч. 1 ст. 5 Закона N 221-ФЗ). Таким образом, в договоре аренды (субаренды) земельного участка должен быть указан государственный учетный (кадастровый) номер передаваемого в аренду земельного участка (его части). Как следует из договора субаренды части земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, что арендатор передает, а субарендатор принимает и использует на праве субаренды часть земельного участка полосы отвода железной дороги из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>. Общая площадь передаваемой в субаренду части земельного участка составляет 1120 кв.м. В данном договоре не указано местоположение границ земельного участка, передаваемого истцу в пользование на основании договора субаренды, а также государственный учетный (кадастровый) номер передаваемой в субаренду части земельного участка. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, судья РЕШИЛА: Заявление Асавлюка <данные изъяты> об оспаривании действий комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ удовлетворить частично. Признать решение Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ об отказе в предоставлении Асавлюку В.А. земельного участка, площадью 106 кв.м. по адресу <адрес> незаконным по мотиву нарушения п.3.3.1. Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ. В удовлетворении требований об обязании Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ предоставить Асавлюку <данные изъяты> земельный участок, площадью 106 кв.м. по адресу <адрес> аренду – отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней, через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ. Судья: подпись Н.Л. Гармаева ВЕРНО: Судья: Н.Л. Гармаева Секретарь: Т.А. Цыдыпова
различными нормативами воздействия на окружающую среду; 3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.