Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 сентября 2011 года г. Улан-Удэ Судья Октябрьского района г. Улан-Удэ Рабданова Г.Г. при секретаре Токтоновой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вихорь ФИО7 к Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ о понуждении в постановке на очередь на первоочередное разовое обеспечение благоустроенной жилой площадью, У С Т А Н О В И Л: Обращаясь в суд, Вихорь А.В. просит понудить Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ поставить его на очередь на первоочередное разовое обеспечение благоустроенной жилой площадью. В судебном заседании Вихорь А.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил суду, что является участником ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС в 1986 г. В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» он имеет право на первоочередное разовое обеспечение благоустроенной жилой площадью. Своего жилья у него нет, проживает в жилом помещении по договору найма жилого помещения. В сентябре 2010 г. он обратился в Администрацию Октябрьского района с заявлением о постановке его на очередь на получение жилья. В постановке на учет ему было отказано ввиду того, что он не подпадает под категорию нуждающихся лиц, не является малоимущим, поскольку в его собственности находится транспортное средств ориентировочной стоимостью от 500000 до 550000 рублей. Полагает, что тем самым нарушены его права, Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Представитель Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ по доверенности Смирнова В.М. иск не признала. Полагает отказ Администрации района законным и обоснованным. Пояснила, что согласно ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, принимавшие в 1986-1987 г.г. участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилой площадью один раз в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен Законом Республики Бурятия № 1732-III от 27.06.2006 г. В соответствии с указанным нормативным актом участники ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС к льготным категориям не относятся, соответственно оснований для постановки его на учет у Администрации районе не имелось. Также Вихорь А.В. не подпадает и под категорию малоимущих, поскольку в собственности последнего имеется дорогостоящий автомобиль. Просила оставить иск без удовлетворения. Представитель Министерства социальной защиты населения РБ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ Меркушева Н.Ю. полагает, что иск заявлен не обоснованно. Граждане, относящиеся к категории участников ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС, имеют право на обеспечение жильем только при наличии нуждаемости. Таковым Вихрь А.В. не является в силу того, что не относится к льготной категории граждан и не является малоимущим. Выслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно ч.1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз. Согласно п.1 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (п.2 ст. 52 ЖК РФ). Статьей 49 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии с п. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно п.1 ст. 2 Закона Республики Бурятия от 07.07.2006 N 1732-III (ред. от 11.03.2011) "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» на учет для предоставления жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде принимаются граждане, постоянно проживающие на территории Республики Бурятия, признанные в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. На учет для предоставления жилых помещений по договору социального найма в государственном жилищном фонде Республики Бурятия принимаются категории граждан, постоянно проживающих на территории Республики Бурятия, признанных нуждающимися в жилом помещении в соответствии с перечнем льготных категорий, определенным п.2 ст. 2 вышеуказанного Закона Республики Бурятия от 07.07.2006 N 1732-III. В указанный перечень граждане, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, не входят. Перечень льготных категорий является исчерпывающим, не подлежащим расширительному толкованию. Таким образом, само по себе наличие у истца статуса участника ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС в 1986 г., не предоставляет право на получение жилого помещения в отрыве от системного толкования требований действующего законодательства. Такое право возникает у граждан указанной категории только в случае признания их в установленном порядке малоимущими, к каковым в силу ст. 49 ЖК РФ относятся граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Суд считает, что право на постановку в очередь на обеспечение благоустроенной жилой площадью после предоставления необходимых документов, подтверждающих статуса малоимущего, Вихорь А.В. не утрачивает. Таким образом, отказ Администрации Октябрьского района в постановке истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий является законным. Соответственно, оснований для понуждения Администрации Октябрьского района поставить истца на учет на первоочередное разовое обеспечение благоустроенной жилой площадью не имеется. Доводы истца о том, что такая обязанность у ответчика возникает в силу постановления Конституционного суда РФ № 17-П от 10.11.2009 г. основаны на неверном толковании положений судебного акта. Данным постановлением дана оценка в отношении неравенства прав чернобыльцев, принятых на учет до 01.01.2005 г., и вставших на учет после 01.01.2005 г. Руководствуясь ст.196-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Вихорь ФИО7 к Администрации Октябрьского района о понуждении поставить в очередь на первоочередное разовое обеспечение благоустроенной жилой площадью оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд РБ в 10-дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Г.Г. Рабданова