Дело № З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 декабря 2010 года г. Улан-Удэ Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Рабдановой Г.Г., при секретаре Алсагаевой С.А., с участием прокурора Антипиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заиграевского района Республики Бурятия к ООО «Прогресс-Сервис» об обязании устранить нарушения действующего законодательства, совершить определенные действия, У С Т А Н О В И Л А: Обращаясь в суд, прокурор Заиграевского района РБ просит обязать ООО «Прогресс-Сервис» устранить нарушения требований действующего законодательства на автозаправочной станции, расположенной по адресу <адрес>, а именно составить паспорт опасных отходов автозаправочной станции, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, принять меры к прохождению работником, допущенным к обращению с отходами 1-4 класса опасности на АЗС, соответствующей профессиональной подготовки, принять меры к осуществлению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организовать прохождение работниками АЗС периодического медицинского осмотра. В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ Антипина И.В., действуя по доверенности, заявила отказ от иска в части требований о понуждении получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и организовать прохождение работниками АЗС периодического медицинского осмотра. Отказ судом принят, производство по делу в указанной части прекращено. Остальные требования представитель истца поддержала в полном объеме. Пояснила суду, что Прокуратурой Заиграевского района с привлечением специалистов Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в <данные изъяты>, ОНД Заиграевского района ГУ МЧС РФ по РБ, Бурприроднадзора проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства ООО «Прогресс-Сервис» занимающегося приемом, размещением (хранением) и розничной торговлей продуктами нефтепереработки на автозаправочной станции, расположенной по адресу <адрес>. На территории автозаправочной станции расположены следующие объекты: административное здание, сервисная площадка на 3 автозаправочные колонки, выгреб стоков подземный. Исходя из вида деятельности на АЗС производится образование, сбор и размещение следующих видов отходов: масла моторные, гидравлические, трансмиссионные отработанные и вещества загрязненные ими - ветошь, песок (3 класс опасности). Негативное воздействие на окружающую среду выражено в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарного источника - сервисной площадки на 3 автозаправочные колонки, в виде образования и размещения вышеуказанных отходов. В результате проверки выявлены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в следующем. В нарушение ст. 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" паспорта опасных отходов автозаправочной станции, принадлежащей ООО «Прогресс-Сервис», отсутствуют. В нарушение ст. 15 данного ФЗ на автозаправочной станции отсутствует лицо, допущенное к обращению с отходами I - IV класса опасности, имеющее профессиональную подготовку, подтвержденную соответствующими свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I Ответчик ООО «Прогресс-Сервис» в суд не явился, хотя был надлежащим образом извещен о дате и месте судебного слушания по делу. Ответчик не просил рассмотреть дело в его отсутствие, о причинах неявки суду не сообщил. Определением суда постановлено о рассмотрении дела в порядке заочного производства на основании ст. 233 ГПК РФ. Представители ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ» и представитель Республиканской службы по контролю за объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования полагают заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению. Суд, выслушав участников процесса, свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу. Установлено, что ООО «Прогресс-Сервис» осуществляет деятельность по приему, размещению (хранению) и розничной торговле продуктами нефтепереработки на автозаправочной станции, расположенной по адресу <адрес>. Материалами прокурорской проверки установлено, что деятельность автозаправочной станции осуществляется с нарушениями требований действующего законодательства. Исходя из экономической деятельности на предприятии производится образование, сбор и размещение следующих видов отходов: масла моторные, гидравлические, трансмиссионные отработанные и вещества загрязненные ими - ветошь, песок (3 класс опасности), шлак от очистки резервуаров (3 класс опасности), стеклянная, полиэтиленовая и бумажная тара, смет от уборки территории и административных и производственных помещений (5 класс опасности), твердые бытовые отходы (5 класс опасности). На момент проверки фактически были размещены отходы в виде промасленной ветоши, промасленного песка, смета от уборки территории и административных и производственных помещений, твердые бытовые отходы, стеклянная, полиэтиленовая и бумажная тара. Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Согласно п.1 Инструкции по заполнению формы паспорта опасного отхода, утв. Приказом Приказ МПР РФ от 02.12.2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода" паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации. В нарушение указанных требований, паспорта опасных отходов автозаправочной станции, принадлежащей ООО «Прогресс-Сервис» с территориальным органом МПР РФ не согласованы. Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об В нарушение указанных требований законодательства, работник, допущенный к обращению с отходами 1-4 класса опасности, на АЗС отсутствует. Согласно ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процесс производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления. Согласно п.п. 2.1., 2.2., 2.3. СП 1.1.1058-01" (вместе с "СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001, производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением. Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления. В нарушение указанных требований законодательства производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий ООО «Прогресс-Сервис» не осуществляется. Разработка программы производственно контроля сама по себе не свидетельствует об осуществлении данного контроля, предусматривающего в том числе проведение лабораторных исследований. Сторонами не оспаривается, что такие исследования фактически не проведены, ответчиком лишь предприняты меры по заключению соответствующих договоров с центрами гигиены и эпидемиологии в <адрес> и по <адрес>. В отсутствие протоколов лабораторных исследований оснований полагать, что нарушение отсутствует, у суда не имеется. Основными принципами законодательства в области охраны атмосферного воздуха, согласно ст. 3 ФЗ № 96-ФЗ от 04.05.1999г. «Об охране атмосферного воздуха» являются приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека. Основными принципами охраны окружающей среды, перечень которых приведен в ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г. №7-ФЗ, является соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Деятельностью АЗС нарушается установленное Конституцией РФ и ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» право граждан - неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Кроме того, ООО «Прогресс-Сервис» при осуществлении деятельности, вытекающей из экологических отношений, нарушает требования законодательства об охране атмосферного воздуха, об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, следовательно, нарушает установленный в Российской Федерации законопорядок, чем нарушаются интересы Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников. Согласно ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Статья 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает пресечение действий (бездействий), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре. Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден. Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Заиграевского района Республики Бурятия к ООО «Прогресс-Сервис» об обязании устранить нарушения действующего законодательства, совершить определенные действия удовлетворить. Обязать ООО «Прогресс-Сервис» в срок до 01 марта 2012 года устранить нарушения требований действующего законодательства на автозаправочной станции, расположенной по адресу <адрес>, а именно составить паспорт опасных отходов автозаправочной станции путем его согласования с компетентным органом, принять меры к прохождению работником, допущенным к обращению с отходами 1-4 класса опасности на АЗС, соответствующей профессиональной подготовки, принять меры к осуществлению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Взыскать с ООО «Прогресс-Сервис» в пользу муниципального бюджета государственную пошлину в сумме 4000 рублей. Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд заявление об отмене решения в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано – в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья Г.Г. Рабданова
- IV класса опасности. Не осуществляется производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, чем нарушены требования ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с
отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку,
подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I
- IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.