РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «26» декабря 2011 г. г. Улан-Удэ Дело № Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Нимаевой О.З., при секретаре Туктаровой Е.П., с участием прокурора Антипиной И.В., представителя Комитета по строительству Хамеруева Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по строительству о возложении обязанности совершить определенные действия для устранения нарушений закона, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по строительству о возложении обязанности совершить определенные действия для устранения нарушений закона. В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района Антипина И.В. исковые требования поддержала, просит обязать ответчика МУ Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ, установив разумные сроки, устранить нарушения закона - организовать работы по Представитель Комитета по строительству Хамеруев Д.Ю., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Пояснил, что при реконструкции автомобильной дороги по <адрес> (от <адрес> до <адрес>) было запроектировано и построено 4 безбарьерных пешеходных перехода для маломобильных групп населения. Такие переходы оборудуются только в местах остановочных пунктов при наличии знака пешеходного перехода. Безбарьерный переход в районе «<данные изъяты>» не был запроектирован и соответственно построен ввиду отсутствия на момент проектирования и строительства как автобусной остановки так и пешеходного перехода. Таким образом, на момент составления проектной документации и строительства дороги у Комитета по строительству Администрации г.Улан-Удэ отсутствовала обязанность по строительству безбарьерного перехода возле <данные изъяты>. Кроме того, просит принять во внимание на отсутствие технической возможности установки безбарьерного пешеходного перехода по иску из-за рельефа местности, высокого градуса подъема, о чем указано в заключении эксперта. Просит принять во внимание, что остановка не была запроектирована, была установлена по многочисленным просьбам граждан, жителей микрорайона с согласия ГИБДД. Техническое решение установки ступеней не основано на законе, в этой части иск не обоснован и в случае удовлетворения иска его исполнение будет затруднительным. Представитель РОФ «Общество без барьеров» Красиков Н.М., действующий на основании доверенности, ранее участвовавший в судебном заседании, исковые требования прокурора поддержал. Пояснил, что доводы представителя ответчика безосновательны, имеется возможность установки перехода для иных маломобильных групп населения, исключая инвалидов-колясочников из-за рельефа местности. Считает, что раз имеется остановка, то имеются все основания для пользования ею всеми группами населения, включая и маломобильные группы. Представитель ГИБДД МВД по РБ Цыденов Ж.Ж., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора поддержал, пояснив, что возможно установление безбарьерного перехода в интересах инвалидов и иных маломобильных групп населения в разумный срок в 2 недели. Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований. В соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. На основании ст. 4 ФЗ «О безопасности дорожного движения» осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения. Ст. 12 указанного Закона установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В силу требований ст. 15 ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Согласно Ведомственным строительным нормам ВСН 62-91, СНиП 35-01-2001, СП 35-101-2001, СП 35 -102-2001, СП 31-102-99, СП 35-103-2001, РДС35-201-99 проектирование среды жизнедеятельности, зданий, сооружений должно осуществляться с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии с требованиями доступности. Проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений, своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги и т.д., а также удобство и комфорт жизнедеятельности (п. 1.4). При этом под МГН понимаются люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К МГН здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.д. (приложение «А» к СНиП 35-01-2001). Кроме того, суд принимает во внимание, что 21.04.2010г. вступили в силу региональные нормативы градостроительного проектирования (утв. Постановлением Правительства РБ от 16.04.2010г. № 155), где в разделе 15 также указывается, что при планировке и застройке городских округов, городских и сельских поселений необходимо обеспечивать доступность объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и МГН. По мнению суда, доводы представителя ответчика о том, что остановка »<адрес>» новая, была образована по обращениям граждан, что имеются другие места для беспрепятственного перехода через трамвайные пути для инвалидов и маломобильных групп населения на проезжие части на других остановках, расположенных в непосредственной близости к указанной остановке, не имеют правового значения. Судом установлено, что остановка маршрутных автобусов «<адрес>» была образована с соблюдением всех СНиП, с разрешения органов ГИБДД, в установленном порядке, остановкой пользуются граждане, в том числе и маломобильные группы населения. Следовательно, на указанной остановке при ее образовании органами местного самоуправления должны быть организованы работы по беспрепятственному переходу через трамвайные пути и пологих съездов на проезжие части в месте пешеходного перехода и оснований ограничивать доступ маломобильных групп граждан для пользования именно этой остановкой, со ссылкой на другие, близлежащие остановки, не имеется. Согласно ст. 17 Конституции в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 20 декабря 1993 г. Генеральной Ассамблеей ООН приняты Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. В п.24 Стандартных правил указано, что термин «обеспечение равных возможностей» означает процесс, благодаря которому различные системы общества и окружающей среды, такие как обслуживание, трудовая деятельность и информация, оказываются доступными всем, особенно инвалидам. В правилах также указано, что государствам следует принимать меры для устранения барьеров, препятствующих использованию материального окружения. К таким мерам отнесено рассмотрение вопроса о принятии законодательных актов, направленных на обеспечение доступа к различным объектам общего пользования. По мнению суда, доводы представителя ответчика об отсутствии технического регламентирования сооружения объекта для беспрепятственного перехода, не обоснованны и не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска. Истец в судебном заседании пояснил, что к маломобильным группам граждан относятся не только инвалиды-колясочники, для которых не может быть установлен переход на остановке, но и большая категория граждан, включая и инвалидов по общему заболеванию, женщин с грудными и малолетними детьми, престарелых и пожилых людей и т.д. Эта группа населения в силу своего особого статуса нуждается в существенной поддержке, внимательности, социальной и иной поддержке как со стороны государства, так и со стороны различных систем общества, включая юридических лиц, предпринимателей и т.д. Из заключения эксперта следует, что для других групп маломобильных групп граждан, исключая инвалидов-колясочников, поскольку, имеется превышение допустимого продольного уклона в 10% в затесненных местах на коротких расстояниях, техническая возможность для организации работ по строительству беспрепятственного перехода имеется. В ст. 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре. Таким образом, суд считает, что исковые требования прокурора Октябрьского района, заявленные в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, обоснованны и подлежат удовлетворению по изложенным выше основаниям. С учетом сезонного характера производства таких работ суд считает необходимым назначить разумные сроки для исполнения решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ к МУ Комитет по строительству г. Улан-Удэ удовлетворить. Обязать МУ Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ устранить нарушения закона - организовать работы по Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней в кассационном порядке через Октябрьский районный суд. Судья: О.З. Нимаева
строительству беспрепятственного перехода через трамвайные пути и пологих
съездов на проезжие части в месте пешеходного перехода в районе остановки
маршрутных автобусов <адрес>» по ул.<адрес> для
свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан к
объектам социального и иного назначения.
строительству беспрепятственного перехода через трамвайные пути и пологих
съездов на проезжие части в месте пешеходного перехода в районе остановки
маршрутных автобусов <адрес>» по <адрес> для
свободного передвижения и доступа маломобильных групп населения к
объектам социального и иного назначения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.