Решением от 12.12.2011 года исковые требования Борбоевой В.Ц. к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о признании права собственности на частный дом удовлетворены.



Гр.дело № 2-5261/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2011 г. г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Раднаевой Т.Н., при секретаре Степановой Э.Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борбоевой В.Ц. к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о признании права собственности на жилой дом,

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд, Борбоева В.Ц. просит признать за ней право собственности на жилой дом по <адрес>, мотивируя тем, что данный дом она купила в 1995г., с 1995 г. несет бремя содержания данного дома, оплачивая земельный налог. Желая узаконить дом, она обращалась в КУИиЗ г. Улан-Удэ, где ей было отказано в этом. Земельный участок, где находится дом, находится между улицами Трубачеева и Бийская и соседи, проживающие на указанных улицах и имеющие сопредельные участки зарегистрировали право собственности на дома.

Определением суда от 23.11.2011г. к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление архитектуры и градостроительства.

В судебном заседании истец иск поддержала и дала аналогичные пояснения. Показала, что основной дом, 1972 года постройки (литера А), затем после приобретения дома, она пристроила к нему пристрои под литерой А1, А2, А3. В 1990-х года все соседние участки прошли инвентаризацию, однако ее участок по каким – то причинам инвентаризацию не прошел. Если бы он прошел инвентаризацию, то в настоящее время она могла бы в упрощенном порядке зарегистрировать свое право собственности на дом.

Представитель истца по доверенности от 11.12.2010г. и на основании п. 6 ст. 53 ГПК РФ Андреев Д.Г. иск поддержал и показал, что основанием для признания права собственности на самовольную постройку являются два основания: приобретательная давность и следующие обстоятельства. По сообщению Управления Росреестра РФ по РБ, дом истца вошел в инвентаризационный квартал <данные изъяты>, но из-за отсутствия финансовых средств, инвентаризацию не прошел, хотя смежные участки инвентаризацию прошли. Бездействие чиновников органов местного самоуправления и органов государственной власти не может умалять право истца на приобретение права собственности на дом. Поскольку в случае если бы инвентаризацию участок прошел, то она имела бы бесспорное право на приобретение дома в собственность во внесудебном порядке. Нахождение дома в общественной деловой зоне также не может умалять прав истца. Самовольно возведенный дом не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, соответствует санитарным и строительным нормам.

Представитель ответчика по доверенности от 18.10.2011г. Бадмаева Б.Р. иск не признала, полагает, что законных оснований для признания права собственности на самовольную постройку нет, к тому же спорный дом находится в общественно-деловой зоне, где строительство жилых домов не предусмотрено.

Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Управление архитектуры и градостроительства, будучи извещенным в судебное заседание не явилось. На основании п. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что дом по <адрес> является самовольной постройкой. Основная часть дома под литерой А возведена в 1972 г., что подтверждается техническим паспортом дома и не оспаривается сторонами по делу. С 1995г. по настоящее время, его владельцем является истец, что подтверждается данными технического учета, сведениями из домовой книги.

Также установлено, что земельный участок, на котором расположен дом, не сформирован и не состоит на кадастровом учете, не прошел инвентаризацию. Вместе с тем, по сообщению Управления Росреестра РФ по РБ, дом по <адрес> территориально попал в инвентаризационный квартал 3:197, по которому инвентаризация не проводилась. Также по сообщению данного органа, в период с 1995г. по 2003г. в Республике Бурятия проводился комплекс работ по сплошной инвентаризации земель населенных пунктов. Инвентаризацией было охвачено более 60 % застроенной части г. Улан-Удэ, работы по инвентаризации завершены не были в связи с прекращением финансирования. Инвентаризация земельных участков проводилась по инвентаризационным кварталам, на которые была условно разбита территория города в соответствии со схемой разбивки, утвержденной заказчиком работ.

Действительно, в соответствии с Указом Президента РФ от 23.04.1993г. № 480 « О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками», Постановлением Совета Министров – Правительства РФ № 659 от 12 июля 1993г., Комитету РФ по земельным ресурсам и землеустройству было предписано провести с участием органов исполнительной власти республик в составе РФ инвентаризацию земель с целью определения возможности предоставления их гражданам для индивидуального жилищного строительства. В развитие указанных правовых актов, Правительством РБ было издано постановление № 227 от 30.06.1995г., которым была утверждена Программа инвентаризации земель населенных пунктов в РБ.

В соответствии с положениями временного Руководства по инвентаризации земель населенных пунктов, утвержденных Председателем Роскомзема 17.05.1993г., основными задачами проведения инвентаризации земель являлись, в том числе выяснение всех землепользователей (землевладельцев) с фиксацией сложившихся границ занимаемых участков. Финансирование работ по инвентаризации населенных пунктов производиласья из средств, поступающих в соответствующие бюджеты от взимания земельного налога и арендной платы за землю. Для проведения работ по инвентаризации земель населенных пунктов, районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, выполняющие функции заказчика, заключали договоры с подрядчиком. Непосредственная организация и руководство работами по проведению инвентаризации земель населенных пунктов в соответствии с законодательством было возложено на администрации городов, городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

В соответствии с вышеуказанными актами, в г. Улан-Удэ, также проводилась инвентаризация. Из Постановления администрации г. Улан-Удэ № 352 от 28.12.1998г. видно, что инвентаризацию прошли в Октябрьском районе кварталы 3 – 194,196,199, 200, 195, 190, 191, 192, 193, расположенные по соседству с кварталом, где был расположен дом истца и многие другие кварталы. Однако, инвентаризационный квартал <данные изъяты> где расположен дом истца, в инвентаризацию не попал, хотя в соответствии с вышеприведенными правовыми актами инвентаризацией должны были быть охвачены все земли.

П.п. г п. 1 ст. 1 Закона РБ « О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности», в редакции на 15.11.2011г. установлено что гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки, но не зарегистрировавшим в установленном порядке свои права на земельные участки, предоставленные (предназначенные для индивидуального жилищного строительства и (или) размещения жилого дома, в случае если: сведения о таких земельных участках имеются в материалах инвентаризации земель, проведенной в соответствии с Программой инвентаризации земель населенных пунктов в РБ, утвержденной Постановлением Правительства РБ от 30.06.1995г. № 227 « О программе инвентаризации земель населенных пунктов в РБ» имеют право бесплатно приобрести в собственность земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

В соответствии с абз. 8 ст. 17 Закона « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» декларация о факте использования земельным участком, является основанием для регистрации права собственности лица, указанного в декларации на земельный участок, поскольку относится к иным документам, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение прав). Следует признать, что в случае если участок истца прошел инвентаризацию, то у последней имелся бы правоустанавливающий документ на земельный участок.

В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Таким образом, поскольку декларация о факте использования земли приравнивается к документам, подтверждающим возникновение прав на земельный участок, то в силу п. 3 ст. 222 ГК РФ за владельцем самовольно построенного дома, может быть признано право собственности на дом.

В соответствии с Конституцией РФ все равны в своих правах. То обстоятельство, что участок истца не прошел инвентаризацию в результате бездействия органов местного самоуправления не может умалять ее права на приобретение в собственность земельного участка и дома расположенного на нем. Как следствие, суд считает, что иск подлежит удовлетворению. То обстоятельство, что дом находится в общественно-деловой зоне также не может умалять ее права на приобретение в собственность дома. Во-первых: из п. 6 ст. 35 ГрК следует, что в общественно-деловых зонах допускается размещение объектов капитального строительства в виде жилых домов. Аналогичное положение содержится в ст. 9 Правил землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ», во –вторых: генеральный план, в соответствии с которым улица, где расположен дом истца отнесена к общественно-деловой зоне принят в 2007г., тогда как право на участок и дом, у истца возникли в 1995г. Как следствие указанное обстоятельство не может являться основанием для умаления прав истца на приобретение дома в собственность.

Обстоятельств, свидетельствующих о том, что сохранение постройки истца нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан, судом не установлено. Так, согласно экспертному заключению от 4 марта 2011г., составленному ООО «МП Проект», жилой деревянный одноэтажный дом с цокольным этажом, общей площадью <данные изъяты>., жилой- <данные изъяты> расположенный по <адрес> литер А, А1, А2, А3 соответствует строительным нормам и правилам. Несущие конструкции находятся в хорошем состоянии, не создают угрозы жизни и здоровью людей. В соответствии с Экспертным заключением ФГУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии в РБ» от 28.10.2011г. земельный участок, на котором расположен дом Борбоевой соответствует требованиям санитарных норм и правил. Оснований не доверять указанным заключениям у суда нет, доказательств которые бы свидетельствовали бы об обратном, суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

Исковое заявление Борбоевой В.Ц. к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о признании права собственности на жилой дом, удовлетворить.

Признать за Борбоевой В.Ц. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> литер А, А1, А2, А3, общей площадью <данные изъяты> в том числе жилой <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ.

Федеральный судья ПОДПИСЬ Раднаева Т.Н.

ВЕРНо: судья Раднаева Т.Н.

Секретарь Степанова Э.Ж.