Решением от 19 марта 2012 года заявление Цыренжаповой Ц.Ц. о признании отказа администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ в постановке на учет для получения жилого помещения незаконным, понуждении поставить на учет удовлетворено.



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем РФ

19 марта 2012г. г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Раднаевой Т.Н., при секретаре Степановой Э.Ж., рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Цыренжаповой Ц.Ц. о признании отказа администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ в постановке на учет для получения жилого помещения незаконным, понуждении поставить на учет,

У С Т А Н О В И Л :

Обращаясь в суд, Цыренжапова Ц.Ц. просит признать незаконным отказ администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет ее в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать администрацию района поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории вдова участника ВОВ. Заявление мотивировано тем, что она является вдовой участника ВОВ –ФИО1, замуж повторно не выходила, является ветераном тыла и труда, инвалидом 2 группы по общему заболеванию. Поскольку она не может осуществлять за собой уход, проживает с семьей своего внука ФИО9, состоящей из 4-х человек по <адрес>. Указанная квартира находится в ее собственности с 1998г., ее площадь составляет 29 кв.м., поскольку в ней зарегистрировано 4 человека, включая ее, внука ФИО9 и его детей ФИО4, ФИО15., то обеспеченность жилого помещения на одного члена семьи составляет менее учетной нормы – 10, 7 кв.м. Никаких умышленных действий направленных на приобретение права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении она не совершала, вселение семьи внука было обусловлено невозможностью проживания одной ввиду престарелого возраста и инвалидности.

В судебное заседание заявитель не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, на основании п. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в ее отсутствие. Ее представитель по ордеру адвокат Асалханов Т.Ю. заявление поддержал и дал аналогичные пояснения.

Представитель администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ по доверенности от 04.07.2011г. Аюшеева Д.Н. доводы письменного отзыва, представленного ранее представителем В.М. Смирновой поддержала. Из письменного отзыва администрации района следует, что заявитель проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире, расположенной по <адрес>, общей площадью 43, 1 кв.м., собственником которой является она же. На регистрационном учете по данному адресу до ДД.ММ.ГГГГ состояла она одна, перед первоначальной подачей заявления в администрацию района в квартире было зарегистрировано 3 человека. Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ Цыбикжаповой Ц.Ц. было отказано в удовлетворении ее заявления об оспаривании отказа администрации района, при этом суд установил, что фактически заявитель проживает в квартире одна, иногда к ней в гости приходят внуки. Учитывая то, что прописанные в квартире граждане не проживают у заявителя, прописка носила фиктивный характер, в связи с этим, можно прийти к выводу о том, что заявитель совершила умышленные действия с целью постановки на учет в качестве нуждающейся.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подано обосновано и подлежит удовлетворению.

Судом установлено и не оспаривается участниками процесса, что заявитель является вдовой участника Великой Отечественной Войны – ФИО1, умершего в 1995 г.

П. 1 ст. 21 ФЗ « О Ветеранах» установлено, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца либо имеющим право на ее получение в соответствии с пенсионным законодательством. Указанным лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем осуществляется независимо от их материального положения. Обеспечение жильем членов семей производится в соответствии со ст. 23. 2 названного Закона.

В соответствии с п. 2 ст. 21 указанного ФЗ супруг умершего участника ВОВ, не вступивший в повторный брак имеет право на получение мер социальной поддержки независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка.

В соответствии с перечисленными гарантиями, Цыренжапова Ц.Ц., как вдова участника ВОВ, не вступившая в повторный брак, обратилась 19 декабря 2011г. в администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Заявление было мотивировано тем, что в квартире, общей площадью 43, 8 кв.м., принадлежащей ей на праве собственности расположенной по <адрес> проживает 5 человек.

Извещением от ДД.ММ.ГГГГ, администрация района отказала в принятии Цыренжаповой Ц.Ц. на учет, поскольку в силу п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ она не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как решением октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ ее исковые требования о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении были оставлены без удовлетворения.

Исходя из изложенного, к предмету доказывания относиться законность отказа администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ в постановке Цыренжаповой на учет от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Порядок постановки на учет и ведение учета лиц, нуждающихся в получении жилья по договору социального найма регламентирован Законом РБ № 1732- III от 27.06.2006г. « О порядке ведения учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». В ст. 5 названного Закона РБ установлен исчерпывающий перечень документов, прилагаемый к заявлению о принятии на учет: паспорт, справка с места жительства, регистрации, документы о составе семьи, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, документы, подтверждающие право быть признанными нуждающимися в жилом помещении, выписка из домовой книги, документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту жительства членов семьи, предоставляемая на каждого члена семьи заявителя. По смыслу п. 2 ст. 5 и ст. 2 этого же Закона РБ, необходимо представлять еще и документы, подтверждающие факт отнесения к категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Нормы аналогичные вышеуказанным содержатся и в административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги « прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением Администрации г. Улан-Удэ № 456 от 20.10.2011г.

Из положений названного Закона РБ, норм названного Административного Регламента к выводу о нуждаемости гражданина в жилом помещении, орган местного самоуправления должен прийти исключительно на основании анализа представленных документов. Каких-либо дополнительных действий, в том числе по проверке объективности представленных документов, запроса иных документов, выезда на дом к заявителю для проверки реального проживания его членов семьи, орган местного самоуправления производить не вправе.

Ст. 11 Закона № 1732 -III установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В частности, отказ возможен в случае: 1) не полного предоставления документов, предусмотренных в ст. 5 Закона; 2) предоставления документов, не подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.

Наличие судебного акта об отказе в постановке на учет, в качестве основания для отказа в постановке на учет названным Законом Республики Бурятия и названным Административным Регламентом не предусмотрен. Из системного толкования положений ст. 51 ЖК РФ названного Закона РБ и положений Административного регламента следует, что право лица обращаться с заявлением о постановке на учет не ограничивается временными и количественными показателями, в силу чего лицо вправе обращаться с заявлением о постановке на учет вновь, в том числе и после предшествующего отказа в постановке на учет. Из решения Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ видно, что предметом судебной проверки являлся отказ администрации в постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ Исходя из вышеуказанного, следует признать, что отказ администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на решение суда не соответствует ст. 11 Закона РБ № 1732 -III.

По смыслу ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления обоснованным, вправе обязать соответствующий орган местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина. В судебном заседании, заявитель просил обязать администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ поставить ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма. Поскольку иных оснований для отказа Цыренжаповой в письменном отказе не указывалось, отказ обусловлен только наличием судебного акта, суд считает необходимым обязать администрацию района поставить Цыренжапову на соответствующий учет.

Судом проверены доводы администрации района о том, что Цыренжапова не нуждается в получении жилья.

Установлено, что в квартире по <адрес>, совместно с Цыренжаповой зарегистрировано 4 гражданина: Цыренжапова Ц.Ц., ее внук ФИО9, ее правнуки ФИО10 и ФИО16 Факт того проживают данные лица реально в квартире или нет в рамках Закона РБ № 1732 –III проверке администрацией района не подлежит. Поскольку из ст. 5 названного закона РБ факт нуждаемости лица подтверждается исключительно сведениями с места жительства и регистрации о количестве зарегистрированных лиц. Юридически важно то, что указанные лица не признаны в судебном порядке не приобретшими право пользования спорным жилым помещением. Как следствие, следует признать, что при площади квартиры в 43, 1 кв.м. и количестве зарегистрированных в ней 4-х человек, на каждого человека приходится 10, 775 кв.м., что менее учетной нормы, установленной Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов № 289-34 от 1 декабря 2005г. составляющей 11 кв.м.

То обстоятельство, что родственники Цыренжаповой Ц.Ц. зарегистрировались в квартире ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не дает безусловного основания для вывода о том, что Цыренжапова Ц.Ц. зарегистрировала своих родственников в квартире исключительно с намерением ухудшить свои жилищные условия с целью стоять на соответствующем учете.

Ст. 53 ЖК РФ установлена ответственность к гражданам, намеренно ухудшившим свои жилищные условия в виде невозможности принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до истечения 5-летнего срока со дня совершения намеренных действий. Общим условием наступления юридической ответственности (как уголовной – правовой, так и гражданско-правовой – в рассматриваемом случае) является вина субъекта. Соответственно, юридически значимым обстоятельством для квалификации действий субъекта по ст. 53 ЖК РФ и привлечению к ответственности, предусмотренной данной статьей является его вина и квалифицирующий признак в виде намеренного ухудшения жилищных условия с целью постановки на очередь ( аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного суда РФ от 19 апреля 2007г. № 258-О-О).

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Цыренжапова ДД.ММ.ГГГГ г.р. По состоянию на лето 2011г. ей было около <данные изъяты> лет. Согласно справке МСЭ уже начиная с 1997 г. она является инвалидом второй группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно, является нетрудоспособной, нуждается в наблюдении. Из заключения врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Цыренжапова Ц.Ц. в силу имеющихся у нее заболеваний нуждается в постоянном постороннем уходе.

При изложенной совокупности обстоятельств, при том, что Цыренжапова не в состоянии проживать одна в силу своих болезней, принятие ею мер по совместному проживанию со своими родственниками – семьей внука ФИО13, в том числе путем их регистрации в своей квартире, нельзя расценить как совершенные исключительно с целью получить субсидию на жилье.

При таких обстоятельствах, при отсутствии вины Цыренжаповой в форме умысла, применение к ней санкции, предусмотренной ст. 53 ЖК РФ не допустимо. Кроме этого, установлено, что ее родственники, совместно проживающие с нею в квартире иного жиля не имеют, что подтверждается сведениями регистрирующих органов.

Что касается доводов представителя администрации района о том, что Цыренжапова обращалась с заявлением о постановке на учет летом 2011, в удовлетворении ее заявления было отказано, законность действий администрации района подтверждена вступившим в законную силу судебным актом, юридически значимыми при разрешении настоящего спора не являются, так как предметом настоящего судебного разбирательства является законность отказа в декабре 2011г.

Руководствуясь ст.196-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Цыренжаповой Ц.Ц. о признании отказа администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ в постановке на учет для получения жилого помещения незаконным, понуждении поставить на учет удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ в принятии Цыренжаповой Ц.Ц. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Обязать администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ поставить Цыренжапову Ц.Ц. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ со дня принятия решения суда в окончательном виде.

Судья ПОДПИСЬ Раднаева Т.Н.