Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 июня 2012 года г. Улан-Удэ Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Рабдановой Г.Г. при секретаре ФИО2 с участием истца Сахаровской Э.Е., представителя истца Сахаровской А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сахаровской Э.Е. к Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, обязании поставить на учет, У С Т А Н О В И Л: Обращаясь в суд, Сахаровская Э.Е. просила рассмотреть вопрос о получении субсидии для улучшения жилищных условий. В судебном заседании истица Сахаровская Э.Е. и ее представитель Сахаровская А.Б. уточнили исковые требования, просят признать незаконным отказ администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ в принятии Сахаровской Э.Е. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ поставить ее на учет в качестве таковой. Пояснили суду, что Сахаровская Э.Е. является участником Великой Отечественной войны, ветераном труда, инвалидом 2 группы. В 2008 году она обратилась в Администрацию Октябрьского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, где ей было отказано по мотиву обеспеченности учетной нормой. Сахаровская Э.Е. постоянно проживает с двумя внуками, квартира является однокомнатной, расположена в малосемейном жилом доме. В связи с возрастом и заболеваниями истица не может проживать самостоятельно, без посторонней помощи не может передвигаться, спускаться и подниматься на 4 этаж. Просили удовлетворить исковые требования. Представитель ответчика Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее представитель по доверенности Смирнова В.М. исковые требования не признала. Пояснила, что в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Законом, определяющим порядок ведения в городе Улан-Удэ учета граждан нуждающихся в жилых помещения, является Закон Республики Бурятия от 07.07.2006 № 1732-III «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Согласно ст. 2 указанного закона на учет для предоставления жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилом фонде принимаются граждане, постоянно проживающие на территории Республики Бурятия, признанные с установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. Также на учет для предоставления жилых помещений могут быть поставлены граждане, имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с законом «О ветеранах», в том числе инвалиды ВОВ, участники ВОВ, вдовы ветеранов ВОВ и др. Истица проживает в благоустроенной квартире, расположенной по адресу <адрес>, общей площадью 23,2 кв.м., является собственником данного помещения. В настоящее время в квартире на регистрации значится только 2 человека, в этой связи нуждаемость в улучшении жилищных условий у истицы не возникло, так как на одного члена семьи приходится 11,6 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения, необходимую для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденную решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 01.12.2005 г. № 289-34 в размере 11 кв.м. Перед самой постановкой на учет в 2008 году на регистрационном учете значилось три человека, двое из которых были прописаны перед постановкой на учет 24.07.2008 г., заявление подано 11.08.2008 г., что можно расценивать как действия, направленные на приобретение права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Просила отказать в удовлетворении исковых требований. Представитель Министерства социальной защиты населения РБ в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Установлено и участниками процесса не оспаривалось, что Сахаровская Э.Е. является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением на имя истца. Согласно ст. 2 Закона Республики Бурятия от 07.07.2006 № 1732-111 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», на учет для предоставления жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде принимаются граждане, постоянно проживающие на территории Республики Бурятия, признанные в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. Также на учет для предоставлении жилых помещений могут быть поставлены граждане, имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с законом «О ветеранах», в том числе: инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны боевых действий, в том числе члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны. В ст. 3 данного Закона РБ предусмотрено, что основания для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, устанавливаются в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с перечисленными гарантиями, Сахаровская Э.Е. в 2008 г. обратилась в администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Извещением Администрация Октябрьского района отказала в принятии Сахаровской Э.Е. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, мотивировав тем, что последняя является собственником жилого помещения по адресу <адрес>, общей площадью 23,93 кв.м. и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Судом установлено, что действительно Сахаровская Э.Е. имеет в собственности жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> на основании договора купли-продажи квартиры от 26.08.1997 г. В указанном жилом помещении зарегистрированы 2 человека – Сахаровская Э.Е. и ФИО5, что подтверждается справкой ОАО «Улан-Удэнская управляющая компания» от 24.02.2012 г. В квартире фактически постоянно проживают три человека, в том числе внук ФИО6 Показаниями свидетелей ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 установлено, что Сахаровская Э.Е. проживает в семье в составе 3 человек в однокомнатной квартире, проживание семьи в таком составе носит фактический характер, ФИО5 и ФИО6 фактически живут с истицей. К выводу о фактическом проживании внуков совместно с истицей суд приходит также на основании представленного кредитного договора, анкеты сотрудника Управления МВД России, рапорта по проверке социально-бытовых условий проживания сотрудника, справки пенсионного фонда Доводы истицы о том, что внук ФИО6 проживает в квартире вместе с ней, был прописан с 24.07.2008 г., однако был снят с регистрационного учета по ее просьбе, так как ей было тяжело оплачивать за коммунальные услуги, суд находит заслуживающими внимание. Сам по себе факт отсутствия регистрации не порождает для гражданина каких – либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Согласно п. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений или членами семьи нанимателя, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно п.п. 3, 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов № 289-34 от 1 декабря 2005 г. установлена учетная норма жилого помещения, необходимая для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 11 кв.м. обшей площади занимаемого жилого помещения на одного человека. Площадь квартиры составляет 23, 2 кв. метров, т.е. на одного члена семьи приходится менее учетной нормы жилья, установленной решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов № 289-34 от 1 декабря 2005 г. (23,2 \ 3 = 7,7). Оснований полагать, что по указанному месту жительства Сахаровская Э.Е. не нуждается в жилом помещении, у суда не имеется. Таким образом, суд приходит к выводу, что истица Сахаровская Э.Е. относится к категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Требования Сахаровской Э.Е. о возложении на Администрацию Октябрьского района обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.196-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Сахаровской Э.Е. к Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и обязании поставить на учет удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ в принятии Сахаровской Э.Е. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Обязать администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ поставить Сахаровскую Э.Е. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РБ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Г.Г. Рабданова