решением от 18.07.2012 г. в удовлетворении исковых требований Прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ к Комитету городского хозяйства об обязании принять меры по ликвидаци несанкционированных свалок отказано



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2012 года г.Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Болдохоновой С.С., при секретаре Жанчибон С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ об обязании принять меры по ликвидации несанкционированных свалок,

при участии:

помощник прокурора Антипина И.В.,

от ответчика МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ – представитель Цыдыпова Д.С., действующая по доверенности от 04.10.2011 г.,

от третьего лица ООО «Россервис» - представитель Очирова В.А., действующая по доверенности от 04.07.2012 г.,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ просит обязать ответчика МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, установив разумные сроки, организовать сбор, вывоз бытовых отходов потребления с территории площадки для сбора твердых отходов и места выгреба для сбора жидких отходов домов по <адрес>, в 10 метрах от <адрес> в водоохраной зоне временного водотока реки Воровка (в пойме и в 5 метрах от нее), установить контейнеры для сбора твердых бытовых отходов и место выгреба жидких бытовых отходов с соблюдением нормативного расстояния: не менее 20 метров от жилых домов и вне водоохранной зоны временного водотока реки Воровка (вне поймы и 5 м. от нее). Требования мотивированы тем, что прокуратурой района по обращению ФИО3, проживающей по адресу: <адрес>, по факту несанкционированной свалки отходов потребления с привлечением специалистов Республикаской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования, проведена проверка исполнения природоохранного, санитарно-эпидемиологического, жилищного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, пожарной безопасности. В ходе проверки были установлены нарушения закона, выразившиеся в наличии несанкционированной свалки твердых бытовых отходов площадью 50 кв.м. на территории контейнерной площадки для сбора твердых отходов и места выгреба для сбора жидких отходов домов №№ по <адрес>, в 10 метрах от <адрес> в водоохраной зоне временного водотока реки Воровка (в пойме и в 5 метрах от нее). Указанное приводит к загрязнению почвы, что создает опасность загрязнения подземных вод, возникновения инфекционных и иных заболеваний среди населения. Кроме того, ввиду близкого расположения контейнерной площадки к жилому дому по <адрес>, не соблюдено нормативное расстояние, установленное санитарными правилами (не менее 20 м. от жилого дома), а также нарушены требования п. 21 ППБ 01-03, в соответствии с которым участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. Поэтому в случае возгорания несанкционированной свалки отходов создастся угроза возникновения пожара и распространения огня на жилые дома, что может повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан. До 1 апреля 2012 года сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов с контейнеров и выгребной ямы осуществлялся ООО «Россервис», которое прекратило обслуживание домов по ул. <адрес>. Собственниками частных домов по <адрес> общее собрание собственников жилых помещений по выбору способа управления домами, управляющей организации не проводилось, управляющая организация жильцами не выбрана, договоры о предоставлении услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов не заключались. В соответствии с ФЗ «ОБ общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов, осуществление которой возлагается на органы местного самоуправления. Аналогичные требования содержатся в ст. 5 Устава городского округа «г. Улан-Удэ». Согласно ст. 2 ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Считает, что обязанность по организации уборки мусора лежит на ответчике Комитете городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ООО «Россервис».

В судебном заседании прокурор Антипина И.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, изложив обстоятельства в обоснование доводов, так как они изложены в иске. Считает, что поскольку жильцами не выбрана управляющая организация, следовательно, выполнение заявленных требований должно быть возложено на ответчика. Просила исковое заявление удовлетворить в полном объеме, обязав ответчика устранить допущенные нарушения законодательства.

Представитель ответчика МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ – представитель Цыдыпова Д.С., действующая по доверенности, иск не признала, суду пояснила, что в данном случае никаких законных оснований для возложения обязанностей по уборке и вывозу твердых и жидких бытовых отходов на ответчика не имеется. Собственников жилых помещений домов по <адрес> были обязаны выбрать способ управления их домами и выбрать управляющую организацию, которая бы занималась осуществлением вывоза и уборкой мусора с территории, прилегающей к их домам, поскольку они, как собственники жилых помещений, в соответствии с жилищным законодательством несут бремя содержания общего имущества и по вывозу отходов потребления. Если в течение года собственниками жилых помещений в домах по <адрес> не будет выбран способ управления, то орган местного самоуправления в порядке, предусмотренном Правительством РФ, проведет открытый конкурс по отбору управляющей организации. Просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица ООО «Россервис» Очирова В.А., действующая по доверенности, с иском не согласилась, представила письменный отзыв по иску, в соответствии с которым ООО «Россервис» фактически без договорных отношений с жильцами с июня 2008 года осуществляло обслуживание дома по <адрес>), и не реже 1 раза в неделю вывозило ТБО по фактически поступившим денежным средствам от собственников. 28.03.2012 года на мастера их организации был наложен административный штраф за ненадлежащую уборку отходов потребления, данный штраф был оплачен, и 28.03.2012 года свалка ТБО устранена. Оплата их услуг осуществлялась собственникам жилых помещений ненадлежащим образом, образовались большие задолженности, в связи с чем с 01.04.2012 года ООО «Россервис» прекратило обслуживание указанных домов. Собственники жилых помещений не выбирали способ управления управляющей организацией, а именно ООО «Россервис», данные дома перешли на обслуживание ООО «Россервис» от ООО «Южное», по фактически поступившим от собственников денежных средств, договоров на управление, оказание услуг и вывоз ТБО собственниками данных домов с их организацией не заключались. Никаких договорных отношений между ООО «Россервис» и собственниками данных домов нет.

Заслушав представителя истца, рассмотрев материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно нормам ст.ст. 8, 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и арендаторы земельных участков обязаны соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов; не допускать загрязнение, захламление, плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Вместе с тем заслуживают внимания доводы ответчика о том, что собственники жилых помещений обязаны выбрать способ управления и выбрать управляющую организацию, которая бы и занималась вывозом бытовых отходов.

Исходя из положений ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Как следует из пояснений представителя ответчика и представителя третьего лица ООО «Россервис», а также документов предоставленных истцом, ООО «Россервис» прекратило обслуживание домов расположенных по адресу <адрес> лишь 01.04.2012г., с указанного момента собственники жилых помещений обязаны были избрать способ управления и выбрать управляющую организацию и посредством данной организации осуществлять управление общим имуществом, в том числе и заключить договоры на вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Полномочия же МУ Комитет городского хозяйства могут быть реализованы по истечении срока, установленного законом для реализации прав собственников на выбор способа управления и управляющей либо обслуживающей организации.

Что касается расположения контейнерной площадки, суд считает, что требования о соблюдения санитарной зоны и водоохраной зоны временного водотока реки Воровка должны быть предъявлены к собственникам жилых помещений либо их управляющей либо обслуживающей организации.

Так в соответствии с решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21.04.2010 N 280-21 "Об утверждении Правил по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ в новой редакции" организация сбора и вывоза ТБО и КГМ, содержание в исправном состоянии контейнеров, контроль за выполнением графика вывоза ТБО и КГМ, обеспечение свободного подъезда и освещение территории у контейнерных площадок возлагаются: по жилищному фонду - на организации по обслуживанию жилищного фонда; по частным домовладениям - на собственников домовладений; по остальным территориям, находящимся в собственности, аренде, пользовании, - на соответствующие хозяйствующие субъекты. Вывоз мусора осуществляют специализированные организации, организации, в ведении которых находятся мусорные площадки. Уборка мусорных площадок от высыпавшегося мусора и прилегающей по периметру к площадкам пятиметровой территории производится во время утренней уборки территории и обязательно после вывоза мусора с дальнейшим поддержанием чистоты в течение рабочего дня. Уборку мусорных площадок и прилегающих территорий, в том числе мусора, складируемого около мусорной площадки, осуществляют хозяйствующие субъекты, в ведении которых находятся указанные площадки (ч.10 Правил).

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Комитету городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ об обязании принять меры по ликвидации несанкционированных свалок оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, т.е. путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись Болдохонова С.С.

верно, судья Болдохонова С.С.

секретарь Жанчибон С.Б.