решением от 19.07.2012 г. исковые требования Филимонова Д.О. к Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ об обязании заключить договор найма служебного помещения удовлетворены



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«19» июля 2012 года г.Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Болдохоновой С.С., при секретаре Жанчибон С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филимонова Д.О. к Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ об обязании заключить договор служебного найма жилого помещения,

При участии:

Истец Филимонов Д.О.,

Ответчик Администрация Октябрьского района г. Улан-Удэ – не явился, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия его представителя,

Третье лицо Министерство обороны Российской Федерации – не явился, извещен надлежаще,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд с иском, Филимонов Д.О. просил признать за ним и членами его семьи – супругой ФИО2, дочерью ФИО3 право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: <адрес>. В обоснование исковых требований указал, что он является военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации, проходит службу в войсковой части 74056. В декабре 2011 года решением 4 отдела ФГУ «Востокрегионжилье» МО РФ ему на став семьи была распределена трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>. Факт распределения квартиры подтверждается выпиской из решения № 26 о предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного (служебного) жилого помещения от 16.12.2011 года. Ранее указанную квартиру занимал военнослужащий запаса полковник ФИО7, проходивший военную службу в ВСГТУ, и получивший постоянную жилплощадь посредством получения постоянного жилья в <адрес>. Данную квартиру ФИО7 освободил в связи с переездом на постоянное место жительство в <адрес>. И данная квартира была распределена ему и членам его семьи. Но он не имеет возможности оплачивать за найм и коммунальные услуги, так как ответчик отказывает в заключении с ним договора найма жилого помещения и открытии лицевого счета. Данное решение считает незаконным и необоснованным, так как в рамках обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жильем из государственного ил муниципального жилищного фонда законодательством предусмотрено право указанной категории граждан на повторное заселение жилых помещений. Считает, что в <адрес> он и члены его семьи вселились в связи с предоставлением данного жилого помещения по месту службы в установленном законом порядке, проживают и приобрели право пользования этим жилым помещением, в связи с чем ответчик должен быть обязан заключить с ними договор служебного найма жилого помещения.

В ходе судебного заседания истец Филимонов Д.О. уточнил свои исковые требования. Просил обязать ответчика Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ заключить с ним и членами его семьи – супругой ФИО2 и дочерью Филимонова Д.О. договор служебного найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе судебного заседания в качестве третьего лица на стороне истца привлечено Министерство Обороны Российской Федерации.

В судебном заседании истец Филимонов Д.О. в полном объеме поддержал уточненные исковые требования, изложив обстоятельства в обоснование доводов, так как они изложены в иске. Просил иск удовлетворить.

Ответчик Администрация Октябрьского района г. Улан-Удэ в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия его представителя. Суд на основании ст. 67 ГПК РФ считает возможным проведение слушания дела без участия ответчика. Ранее представитель ответчика Смирнова В.И., Аюшеева Д.Н., действующие на основании доверенностей, исковые требования Филимонова Д.О. не признали, поясняя, что правовых оснований для заключения договора служебного найма с истцом и членами его семьи у ответчика не имеется.

Представитель третьего лица Министерство обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о времени и месте судебного разбирательства. Суд на основании ст. 67 ГПК РФ считает возможным проведение слушания дела без участия третьего лица.

Заслушав доводы истца, рассмотрев материалы дела и представленные доказательства, суд считает требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Материалами дела подтерждено, что истец Филимонов Д.О. является военнослужащим и проходит военную службу по контракту в войсковой части 74056. В установленном законом порядке он состоял на учете в жилищной комиссии в очереди на улучшение жилищных условий, ранее жилой площадью не обеспечивался.

В судебном заседании установлено, что решением № 26 Четвертого отдела ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МинОбороны РФ о предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного (служебного) жилого помещения от 16.12.2011 года, в связи с высвобождением трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, полковником запаса ФИО7, проходившим военную службу в ВСГТУ, и получившим постоянную жилую площадь посредством реализации ГЖС, истцу Филимонову Д.О., проходящему военную службу в войсковой части 74056, нуждающемуся в обеспечении служебной жилой площадью и совместно проживающим с ним членам семьи супруге ФИО2, дочери ФИО3 на период прохождения им военной службы в Улан-Удэнском гарнизоне во временное пользование служебное (специализированное) жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 66,4 кв.м. При этом в данном решении отмечено, что предоставляемое жилое помещение находится в собственности муниципального образования, поэтому заключение договора найма служебного жилого помещения належит произвести через Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ.

Как следует из письма Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от 27.01.2012 года, в удовлетворении заявления истца Филимонова Д.О. от 17.01.2012 года о заключении с ним договор служебного найма на муниципальное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> отказано, в связи с тем, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления, муниципальным учреждением (предприятием), в связи с прохождением службы, избранием на выборные должности в органы местного самоуправления. При этом военнослужащие не относятся к категории граждан, имеющих право на предоставление служебных помещений муниципального специализированного фонда, определенных в Постановлении Администрации г. Улан-Удэ от 12.12.2006 года № 533.

Федеральный закон от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ (ред. от 12.12.2011 г.) "О статусе военнослужащих" в статье 15 определил, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

В настоящее время спорное жилое помещение зарегистрировано в реестре муниципального имущества города Улан-Удэ.

В соответствии со ст.ст. 99, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации право на заключение с военнослужащим договора найма специализированного жилого помещения предоставлено органу местного самоуправления, в данном случае – ответчику Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ.

Довод ответчика о том, что спорная квартира относится к муниципальному специализированному жилищному фонду, из которого могут предоставляться по договору социального найма жилые помещения только гражданам определенных категорий, военнослужащие к которым не относятся, суд находит несостоятельным.

Как разъяснил Верховный суд РФ в своем Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 марта 2011г. № 64-В10-5, статьей 40 Конституции РФ право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня каждого.

В развитие конституционных положений о праве каждого на жилище Федеральный Закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих - граждан Российской Федерации, членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище, в том числе путем обеспечения жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора найма жилого помещения.

Законодатель исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности установил специальный порядок передачи (заселения) жилых помещений для ряда категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащих.

В частности такой порядок установлен п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с названной нормой в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные жилые помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Таким образом, законом определено, что за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, только к государственному жилищному фонду.

Жилищный фонд в Российской Федерации исходя из положений ст. 19 Жилищного кодекса РФ включает в себя наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» не изменил положения п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение военнослужащими жилой площади, ранее занимаемой военнослужащими и членами их семей.

Таким образом, ФЗ «О статусе военнослужащих» закрепляет особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору найма служебного жилого помещения. Определением Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 г. N 453-О указано, что возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.

В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» собственник недвижимости в жилищной сфере (администрация Октябрьского района города Улан-Удэ) имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться ею, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы (применительно к военнослужащим - связанные с обороноспособностью и боеготовностью воинских частей Российской Федерации). Несомненно, содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, но вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение (определение Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 № 453-О), в связи с чем и их реализация должны проводится совместно государственными органами и органами местного самоуправления.

Тот факт, что <адрес>, фактически являющаяся служебным жилым помещением, не была отнесена к специализированному (служебному) жилищному фонду, не является основанием для отказа в исковых требованиях, поскольку это нарушает вышеуказанные нормы действующего законодательства, а также Конституционное право истца на жилище.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что спорная квартира, ранее занимаемая семьей военнослужащего ФИО7, после ее освобождения может быть предоставлена лишь другому военнослужащему и членам его семьи, независимо от ее нахождения в реестре муниципального имущества, суд считает необходимым удовлетворить требования истца Филимонова Д.О. о заключении с ним и членами его семьи договора служебного найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Филимонова Д.О. к Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ удовлетворить.

Обязать Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ заключить договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с Филимоновым Д.О., ФИО2, ФИО3.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, т.е. путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Болдохонова С.С.

Верно, судья Болдохонова С.С.

Секретарь Жанчибон С.Б.