Решением от 08.10.12г. отказано в удовлетворении исковых требований Ким Г.Ю. к АУСО `Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживаниянаселения `Доверие` о признании договоров и дополнительных соглашений недействительными



Копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 октября 2012 года

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Номогоевой З.К. при секретаре Шаракшанэ А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ким Г.Ю. к АУСО « Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» о признании договоров и дополнительных соглашений недействительными,

УСТАНОВИЛ:

В суд поступило исковое заявление Ким Г.Ю. к АУСО « Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» о признании договоров о предоставлении социальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ , о стационарном обслуживании граждан от ДД.ММ.ГГГГ, о стационарном обслуживании граждан и предоставлении им социальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительных соглашений к ним недействительными, мотивируя тем, что указанные договора и дополнительные соглашения были заключены под влиянием обмана со стороны руководства АУСО « Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие», так как ей выдали копии оспариваемых договоров и дополнительных соглашений, неверно указаны даты заключения дополнительных соглашений. Также вместо заключения дополнительного соглашения к договору о стационарном обслуживании граждан и предоставлении им социальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ с ней заключен документ, именуемый как приложение к указанному договору. Кроме того, ответчик неправомерно удерживает с ее пенсии денежные средства по оплате за оказываемые социальные услуги от оплаты которой, она освобождена в силу того, что размер ее пенсии ниже прожиточного минимума, что противоречит Постановлению Правительства Республики Бурятия от 27.12.2008 № 593. Просит суд признать недействительными вышеуказанные договора и дополнительные соглашения к ним, так как оспариваемые акты заключены под влиянием обмана и не соответствуют требованиям закона.

В судебном заседании Ким Г.Ю. уменьшила исковые требования. Просит суд признать недействительными договор о предоставлении социальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору о предоставлении социальных услуг, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору о стационарном обслуживании граждан от ДД.ММ.ГГГГ, приложение от ДД.ММ.ГГГГ к договору о стационарном обслуживании граждан и предоставлении им социальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанным основаниям.

В судебном заседании представитель АУСО « Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» Николаев А.Э., действующий на основании доверенности от 23.02.2012 г., исковые требования не признал. Суду показал, что оспариваемые договора и дополнительные соглашения соответствуют требованиям закона, а именно Постановлению Правительства Республики Бурятия от 27.12.2008 г. № 593. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание не превышает 75% пенсии заявителя. Также Ким Г.Ю. не входит в ту категорию граждан, которым бесплатно предоставляются социальные услуги, так как размер ее пенсии выше прожиточного минимума, установленного в Республике Бурятия. Также никакого обмана с их стороны при заключении оспариваемых актов не было.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Судом установлено, что Ким Г.Ю.,1958 года рождения, проживает в АУСО « Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» с 29.04.2008 г., имеет 2-ую группу инвалидности.

28.01.2011 г. между Ким Г.Ю. и АУСО «Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» заключен договор о предоставлении социальных услуг и ДД.ММ.ГГГГ дополнительное соглашение к указанному договору.

10.02.2011 г. между Ким Г.Ю. и АУСО «Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» заключено дополнительное соглашение к договору о стационарном обслуживании граждан от ДД.ММ.ГГГГ

11.01.2010 г. между Ким Г.Ю. и АУСО «Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» заключено дополнительное соглашение ( Приложение ) к договору о стационарном обслуживании граждан и предоставлении им социальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ

По мнению истца, ответчик в противоречии с Постановлением Правительства РБ от 27.12.2008 г. № 593 неправомерно берет с нее плату за социальные услуги, от уплаты которой она освобождена в силу указанного правового акта, а также неверно взимается плата за стационарное обслуживание, т.е. свыше 75% ее пенсии.

Указанные доводы заявителя суд считает несостоятельными.

Согласно пп.1.4.1., 1.4.2.,1.4.2.1. Постановления Правительства Республики Бурятия от 27.12.2008 г. № 593 « О стационарном обслуживании в Республике Бурятия» социальное обслуживание граждан в стационарных учреждениях производится за плату.

Плата за социальное обслуживание в стационарных учреждениях включает в себя плату за стационарное обслуживание и плату за социальные услуги.

Плата за стационарное обслуживание включает затраты на:

- приобретение продуктов питания;

- приобретение мягкого инвентаря;

- содержание предоставляемых жилых помещений.

Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание устанавливается стационарным учреждением с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан, уровня потребительских цен, сложившегося в регионе, а также установленных тарифов на оплату коммунальных услуг и ремонт жилых помещений и не может превышать 75 процентов пенсии граждан.

( в ред. Постановлений Правительства РБ от 10.02.2009 г. № 40, от 02.07.2010 г. № 266).

Размер взимаемой с граждан платы пересматривается при изменении размера пенсии граждан и не реже одного раза в год - в связи с изменением стоимости затрат на стационарное обслуживание. В случае изменения размера платы в установленном порядке оформляется дополнительное соглашение к договору о стационарном обслуживании граждан.

(в ред. Постановлений Правительства РБ от 10.02.2009 г. № 40, от 02.07.2010 г. № 266).

Плата за стационарное обслуживание производится на основании письменного договора о стационарном обслуживании, заключенного между гражданами (их законными представителями) и стационарными учреждениями.

(в ред. Постановления Правительства РБ от 10.02.2009 г. № 40)

На основании заключенных договоров граждане ( их законные представители) подают личные письменные заявления в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения стационарного учреждения о перечислении стационарному учреждению установленной договором части пенсии. Заявление приобщается к пенсионному делу. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, на основании личных заявлений граждан, проживающих в стационарных учреждениях, либо их законных представителей перечисляют указанную часть пенсии стационарному учреждению.

(в ред. Постановления Правительства РБ от 10.02.2009 г. № 40)

В соответствии с п.1.4.2.4.1. социальные услуги, входящие в перечень, предоставляются на условиях частичной оплаты в размере 15% от получаемой пенсии следующим категориям граждан:

- одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, частично утратившим способность к самообслуживанию и получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума, установленного в Республике Бурятия.

( п.1.4.2.4.1 введен Постановлением Правительства РБ от 02.07.2010 г. № 266)

Судом установлено, что согласно оспариваемым дополнительным соглашениям от ДД.ММ.ГГГГ, отДД.ММ.ГГГГ, заключенным к договорам о стационарном обслуживании граждан и предоставлении им социальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание составлял 2966 руб. 21 коп., 3430 руб. 56 коп. соответственно.

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии Ким Г.Ю. в январе 2010 г. составлял 3954 руб. 95 коп., в феврале 2011 г. - 4574 руб. 08 коп.

Таким образом, размер взимаемой ежемесячно платы за стационарное обслуживание ( 3954 руб. 95 коп. х75% =2966 руб. 21 коп., и 4574 руб. 08 коп. х75%= 3430 руб. 56 коп.) не превышает 75 % от получаемой заявителем пенсии.

Также несостоятельны доводы истца о неправомерном взимании с ее пенсии платы за социальные услуги по договору о предоставлении социальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к указанному договору, а также по дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к договору о стационарном социальном обслуживании граждан и предоставлении им социальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ

По мнению Ким Г.Ю., размер ее пенсии ниже прожиточного минимума, установленного в Республике Бурятия, в связи с чем, социальные услуги должны ей предоставляться бесплатно.

Согласно п. 1.4.2.2 Постановления Правительства РБ от 27.12.2008 г. № 593 социальные услуги, входящие в перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых стационарными социальными учреждениями, оказываются гражданам бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты.

(пп.1.4.2.2 в ред. Постановления правительства РБ от 07.06.2011 г. № 281)

Пунктом 1.4.2.3. Постановления Правительства РБ от 27.12.2008 г. № 593 предусмотрен перечень лиц, которым предоставляются бесплатно социальные услуги, в частности одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, полностью утратившим способность к самообслуживанию и получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума, установленного в Республике Бурятия. К данной категории Ким Г.Ю. не относится, так как она не утратила полностью способность к самообслуживанию, что ею в судебном заседании не отрицалось.

На момент заключения дополнительного соглашения от 11.01.2010 г. к договору о стационарном социальном обслуживании граждан и предоставлении им социальных услуг № 37-09 от 21.08.2009 г. действовало Постановление Правительства РБ от 27.12.2008 г. № 593 в редакции от 10.02.2009 г.

Согласно пп. 1.4.2.3., 1.4.2.6 Постановления Правительства РБ от 27.12.2008 г. № 593 в редакции от 10.02.2009 г. социальные услуги предоставляются бесплатно одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, имеющим доход в размере ниже прожиточного минимума, установленного в Республике Бурятия.

Размер взимаемой с граждан платы за социальные услуги пересматривается администрацией стационарных учреждений при изменении размере дохода граждан и величины прожиточного минимума для пенсионеров, установленного в Республике Бурятия.

Согласно Постановления Правительства РБ от 18.11.2009 г. № 430 « Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения…» величина прожиточного минимума в РБ по ценам за 3 квартал 2009 г. для пенсионеров установлена в размере 3846 руб.

С 01.01.2010 г. изменился размер пенсии Ким Г.Ю. (01.12.2009 г. размер пенсии составлял 3859 руб. 59 коп., 01.01.2010 г. - 3954 руб.95 коп.).

Таким образом, на момент заключения дополнительного соглашения 11.01.2010 г. изменился размер пенсии истца и величина прожиточного минимума для пенсионеров, установленного в РБ.

Как было указано ранее, размер пенсии Ким Г.Ю. составлял в январе 2010 г. – 3954 руб. 95 коп., в январе 2011 г. 4204 руб. 12 коп., в феврале 2011 г. – 4574 руб. 08 коп., что выше прожиточного минимума, установленного в Республике Бурятия в указанные периоды.

В суд представителем ответчика представлен расчет взимаемых сумм, данный расчет истцом не оспорен и суд признает его верным.

Таким образом, ответчиком правомерно ежемесячно взималась и в настоящее время взимается плата за социальные услуги, за стационарное обслуживание.

Кроме того, истцом заявлены требования о признании оспариваемых договоров и дополнительных соглашений недействительными в силу ст. 179 ГК РФ, т.е. совершенные под влиянием обмана.

Согласно ст. 179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась ( кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

Истцом в силу ст. 56 ГПК РФ не представлены в суд доказательства того, что оспариваемые сделки совершены под влиянием обмана.

Несостоятельны доводы заявителя о том, что дата заключения дополнительных соглашений не соответствует дате, указанной в оспариваемых соглашениях. В подтверждение указанных доводов истцом не представлены доказательства в силу ст. 56 ГПК РФ.

Указания Ким Г.Ю. о предоставлении ей ответчиком копий оспариваемых договоров и дополнительных соглашений не свидетельствуют о совершении сделок под влиянием обмана.

Также несостоятельны доводы истца о том, что 11.01.2010 г. с ней не было заключено дополнительное соглашение к договору о стационарном обслуживании граждан и предоставлении им социальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ В материалах дела имеется представленное истцом приложение к вышеуказанному договору от ДД.ММ.ГГГГ, подписанное сторонами, что Ким Г.Ю. в судебном заседании не отрицалось. Данное приложение по тексту является дополнительным соглашением к договору.

Суд в соответствии со ст. 196 ГПК РФ принимает решение по заявленным требованиям.

На основании изложенного, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований истца.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ким Г.Ю. к АУСО « Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» о признании договоров и дополнительных соглашений недействительными оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Подпись З.К. Номогоева.

Верно: Судья З.К. Номогоева

Секретарь А.В. Шаракшанэ