РЕШЕНИЕ
г. Улан-Удэ «18» февраля 2011 года
Судья Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Хаптахаева Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по жалобе должностного лица Грибановой Т.П., ДД.ММ.ГГГГр., уроженки с. <адрес> района Республики Бурятия, проживающего по адресу: РБ, с. <адрес>, работающей ведущим <данные изъяты> на постановление главного государственного лесного инспектора РБ об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением главного государственного лесного инспектора РБ Щепина С.Г. от 26.01.2011 года должностное лицо Грибанова Т.П. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.24 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
На данное постановление Грибановой Т.П. принесена жалоба, в которой она просит отменить указанное постановление. В жалобе Грибанова Т.П. указывает, что в соответствии со ст. 25 ч.3 Лесного Кодекса РФ, использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Ссылаясь на положения ст. ст. 29, 30 ч.3,ч.4, ст. 75 Лесного Кодекса РФ, не согласна с квалификацией ее действий по ст. 8.24 КоАП РФ. Леса в целях заготовки используют арендаторы, по договорам купли- продажи лесных насаждений граждане покупают древесину для собственных нужд, и не используют леса. Административная ответственность за нарушение порядка заключения договора купли- продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, не предусмотрена. Ее действия никаким образом не нанесли вред лесам, вред природной среде, ущерб лесному хозяйству.
В судебном заседании Грибанова Т.П. полностью поддержала доводы своей жалобы, дав показания, аналогичные изложенному, дополнила, что понятие «Использование лесных насаждений» при заключении договора аренды и при заключении договора купли- продажи – различные, поскольку в первом случае регулируется предпринимательская деятельность, а во втором граждане приобретают лесные насаждения для собственных нужд, а не используют лесные насаждения. Поэтому, ее действия при заключении договоров купли- продажи с гражданами не могут быть квалифицированы по ст. 8.24 КоАП РФ. В диспозиции данной статьи речь идет об « использовании», а граждане приобретают для собственных нужд.
Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства Гылыпкылов Р.Ю., действующий на основании доверенности от 02.07.2010г., суду показал, что ОО и ОД Кикинского лесничества является подразделением Республиканского агентства лесного хозяйства. Считает жалобу должностного лица Грибановой законной и обоснованной. Просит отменить постановление Бурприроднадзора, как незаконное. Действия Грибановой незаконно квалифицированы по ст.8.24 КоАП РФ, поскольку в ней регламентированы действия по использованию лесных насаждений. Граждане приобретают не для использования, а для собственных нужд. Все лица ( юридические и физические), используя лесные насаждения, могут их спилить.
Представители Республиканской службы оп охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования Севергина Е.П. и Жапова Н.И., действующие на основании доверенностей, суду дали аналогичные пояснения, не согласившись с жалобой. Считают, что граждане, что ИП, либо юридические лица используют лесные насаждения, нет необходимости делить понятие « Использование» между указанными лицами. Граждане, приобретая лесные насаждения, также их используют для собственных нужд. Действия Грибановой правильно квалифицированы по ст.8.24 КоАП РФ.
Исследовав жалобу, материалы об административном правонарушении, пояснения участников судебного заседания, суд приходит к выводу об обоснованном вынесении постановления по делу об административном правонарушении 26.01.2011г.
Как следует из постановления об административном правонарушении от 26.01.2011г., в период с 19.10.2010г. по 11.11.2010г. Восточно- Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Лесного Кодекса РФ с привлечением специалистов Бурприроднадзора, МВД по РБ, ФГУ « Центр защиты леса РБ» на территории Кикинского лесничества Прибайкальского района в центральной экологической зоне озера Байкал. Проверкой охвачена деятельность ОО и ОД Кикинского лесничества при реализации законодательства о порядке и нормативах заготовки гражданам древесины для собственных нужд, определенных нормами Закона Республики Бурятия « О порядке и нормативах заготовки гражданам древесины для собственных нужд» № 2455-111 от 07.09.20-7г. проведенной проверкой выявлены нарушения при предоставлении гражданам древесины. Так, в нарушение ч. 3 ст.2 Закона ведущим инженером- лесничим Кикинского лесничества Грибановой Т.П. в большинстве случаев заключались договоры купли- продажи лесных насаждений, в которых объем подлежащей заготовке древесины значительно превышает установленные нормативы.
Согласно ч.1 ст. 2 Закона Республики Бурятия от 07.09.2007 N 2455-III "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд", принятым Народным Хуралом РБ 29.08.2007г., предусмотрено, что граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.
Часть 3 ст. 2 указанного закона предусматривает нормативы заготовки древесины гражданами для собственных нужд устанавливаются в объеме.
При проверке доводов заявителя, установлено, что при заключении договоров купли продажи :
- № 19/37-10 от 12.03.2010г. ФИО21 для строительства жилого дома и хозяйственных построек было выделено 238 куб.м. древесины;
- № 19/39-10 от 17.03.2010г. ФИО22 для строительства жилого дома выделено 230 куб.м. древесины;
- № 19/40-10 от 17.03.2010г. ФИО23 для ремонта дома, надворных построек, строительства изгороди и отопления выделено 109 куб.м. древесины;
- № 19/42-10 от 23.03.2010г. ФИО24 для ремонта жилого дома, строительства хозяйственных построек выделено 83 куб.м. древесины;
-№ 19/47-10 от 31.03.2010г. ФИО25 для ремонта дома, надворных построек, строительства хозяйственных построек и изгороди выделено 152 куб.м. древесины;
- № 19/43-10 от 23.03.2010г. ФИО26 для отопления выделено 44 куб.м. древесины;
-№19/44-10 от 25.03.2010г. ФИО27. для отопления выделено 32 куб.м. древесины.
Объемы предоставленной древесины не соответствуют объемам, заявленным гражданам, поскольку лесничеством неправомерно, вместо деловой древесины, необходимой для строительства и ремонта жилых домов и надворных построек, в объеме заготовки учитываются хворост и сучья, являющиеся неликвидной древесиной, а также дровяная древесина, пригодная лишь для отопления. Вместо заявленных покупателями ФИО28., ФИО29 ФИО30., ФИО31. деловой древесины для строительства жилых домов, занижался объем деловой древесины, выделялись дровяная древесина, сучья, хворост.
В соответствии с п.п. « г» п.6 постановления Правительства РБ « Об установлении порядка заключения договора купли- продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан» № 315 от 12.10.2007г., при отсутствии в указанном заявлении лесничестве лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными характеристиками, заявление возвращается гражданам.
Проверкой было установлено, что Грибанова Т.П. заявления гражданам не возвращала.
Кроме этого, были выявлены факты о принятии заявлений с указанием не полных сведений граждан (имени, отчества, места жительства, паспортные данные, наименование лесничества. При этом, должностным лицом истребовались у граждан непредусмотренные документы, нарушался 15-дневный срок рассмотрения заявлений граждан о предоставлении древесины для собственных нужд.
Данные факты нарушают права граждан на осуществление заготовки древесины для собственных нужд, поскольку действующими нормативными правовыми актами перечень необходимых документов, представляемых для заключения договоров купли- продаж лесных насаждений, ограничен.
На основании п.3.5.2 Должностного регламента ведущего инженера- лесничего ОО и ОД Кикинского лесничества, утвержденного руководителем РАЛХ Мартыновым А.В от 12.11.2008г., ответственность по осуществлению на основе лесохозяйственного регламента, подготовку лесных насаждений и заключение договоров купли- продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан возложены на ведущего инженера- лесничего ОО и ОД РАЛХ Грибанову Т.П.
Положением ст. 8.24 КоАП РФ регламентировано, что за нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Учитывая изложенное, обсудив доводы Грибановой Т.П. о несогласии с квалификацией ее действий, суд находит их не обоснованными.
Утверждение Грибановой Т.П. о том, что Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает административной ответственности за нарушение порядка заключения договора купли- продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, является ошибочным и не соответствует нормам административного законодательства.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при предоставлении гражданам, юридическим лицам лесов для их использования.
В соответствии с Постановлением Правительства РБ от 12.10.2007 N 315 "Об установлении Порядка заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан", разработан порядок заключения договора купли- продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан», в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Республики Бурятия и регулирует процедуру заключения договора купли-продажи лесных насаждений для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд граждан.
Согласно п.2 указанного Порядка, приобретение лесных насаждений осуществляется на основании договора купли-продажи между исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, уполномоченным в сфере лесных отношений (далее - уполномоченный орган), и гражданином (далее - покупатель) по ставкам платы, установленным Правительством Республики Бурятия.
Согласно п. 3 этого же Порядка, к договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные гражданским и лесным законодательством.
Как следует из требований ст. 75 ч.ч.3, 4 Лесного Кодекса РФ, к договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.
Довод Грибановой Т.П. о том, что граждане не используют лесные насаждения, суд признает не состоятельным.
Согласно ст. 6 ч. 2 Лесного Кодекса РФ, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. В ст. 25 ЛК РФ регламентированы виды использования лесов. Частью 3 комментируемой статьи установлено, что использование лесов, осуществляемое в качестве предпринимательской деятельности, возможно только на землях лесного фонда (к ним относятся земли, прямо указанные в ст. 101 Земельного кодекса); только лицами, зарегистрированными в РФ в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.
Использование лесов в целях извлечения прибыли, а не для собственных нужд допускается только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, суд не может согласиться с доводом Грибановой и представителя Республиканского агентства лесного хозяйства Гылыпкылова Р.Ю. о том, что граждане не используют лесные насаждения, а лишь приобретают для собственных нужд, т.к. при осуществление прав лесопользования, реализуются принципы целевого и многоцелевого использования лесов.
Грибанова Т.П., являясь ведущим инженером- лесничим ОО и ОД РАЛХ, т.е. должностным лицом, не должна была нарушать порядок предоставления гражданам лесных насаждений для их собственных нужд. Поэтому, ее действия правильно квалифицированы по ст.8.24 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений норм действующего законодательства при вынесении правового решения судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу должностного лица Грибановой Т.П. оставить без удовлетворения, постановление главного государственного лесного инспектора РБ Щепина С.Г. от 26.01.2011 года оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ.
Судья: подпись
ВЕРНО судья Хаптахаева Л.А.
секретарь Петрова Е.М.