Р Е Ш Е Н И Е
05 апреля 2011 г. судья Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Номогоева З.К., единолично рассмотрев административное дело по жалобе исполнительного директора ФИО5 Лиханова <данные изъяты> на постановление мирового судьи 4-ого судебного участка Октябрьского района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г.,
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением мирового судьи 4-го судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исполнительный директор ФИО5 Лиханов О.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.1 ч.2 КоАП РФ, и был подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 руб.
Обращаясь с жалобой, Лиханов О.В. просит названное постановление отменить, поскольку судом не правильно применены нормы законодательства и неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании Лиханов О.В. поддержал доводы жалобы в полном объеме. Пояснил, что ФИО5 занимается деятельностью по управлению недвижимым имуществом и эксплуатацией жилого фонда. ФИО5 по заданию собственников в течение согласованного срока в пределах платы оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. ФИО5 деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности не занимается, осуществляет только накопление отходов в специально предназначенных местах. Деятельность по накоплению отходов 1-4 класса опасности в соответствии с законодательством не подлежит лицензированию. Просит отменить постановление мирового судьи, прекратить производство по делу.
Помощник ФИО10 природоохранного прокурора Чистякова И.Л., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения жалобы. Суду пояснила, что постановление мирового судьи вынесено законно и обоснованно, основания для привлечения Лиханова О.В. имели место быть. Просит оставить постановление мирового судьи без изменения.
Заслушав заявителя, помощника прокурора Чистякова И.Л., рассмотрев материалы дела, суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно п. 2.2. Устава ФИО5 основными видами деятельности общества являются деятельность по управлению недвижимым имуществом и эксплуатацией жилого фонда.
Как следует из материалов дела и подтверждено исполнительным директором ФИО5 оказывает услуги по содержанию жилищного фонда, в том числе, по сбору твёрдых бытовых отходов, от населения 15 обслуживаемых многоквартирных жилых домов по <адрес> и <адрес>.
Прокурором установлено, что сбор твёрдых бытовых отходов ФИО5 осуществляется в 22 металлических контейнера, установленных на 5 специально оборудованных площадках, и 4 урны. 2 урны установлены возле подъездов многоквартирных домов по <адрес>. Еще две урны установлены возле указанных домов на территории детских площадок.
Как следует из объяснений исполнительного директора ФИО5 Лиханова О.В., и перечня услуг и работ по содержанию общего имущества жилого дома, услуги по сбору твёрдых бытовых отходов входят в утверждённый тариф, который составляет 6 руб. 69 коп. с учетом НДС за 1 кв.м. Тариф на ремонт общего имущества составляет 5 руб. 37 коп. за 1 кв.м. На основании заключенного обществом договора от ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 оказывает ФИО5 услуги по вывозу твёрдых бытовых отходов с его территории. Согласно Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 взимает с населения обслуживаемых жилых домов плату за содержание жилья, куда входит сбор и транспортировка твёрдых бытовых отходов в соответствии со ст. 154 Жилищного Кодекса РФ и подпунктом «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно перечня организаций, имеющих лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV класса опасности, предоставленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Забайкальского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, следует, что ФИО5 предпринимательскую деятельность по сбору отходов IV класса опасности осуществляет в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности.
В ст. 1 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) указано, что отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Ст. 4.1. Закона об отходах установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В ст. 1 Закона об отходах даны легальные определения понятий, какая деятельность признается обращением с отходами, их размещением (хранением и захоронением), использованием, накоплением, сбором, обезвреживанием, транспортированием и использованием, :
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно требованиям статьи 9 Закона, лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).
В соответствии с требованиями статьи 2 Закона, лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.
Согласно перечню видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, установленному статьёй 17 Закона, подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов НУ класса опасности (пункт 74).
Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности в соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности но сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 года № 524, осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с п. 5.26 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" под сбором отходов понимается деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.
В статье 22 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.2
В соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утверждённых Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года № 511, опасные отходы имеют 5 классов опасности (от чрезвычайно опасных до практически неопасных).
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 года № 786 утверждён Федеральный классификационный каталог отходов, который представляет собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду.
Согласно указанного каталога твердые коммунальные отходы (отходы из жилищ несортированные, отходы из жилищ крупногабаритные) отнесены к 4 и 5 классам опасности.
В ходе проверки ФИО10 природоохранной прокуратурой установлено, что ФИО5 в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности осуществляет сбор твердых бытовых отходов IV класса опасности от обслуживаемых жилых домов.
Деятельность ФИО5 по сбору отходов выражается в осуществлении изъятия твердых бытовых отходов из мест их образования - урн, расположенных возле жилых домов, детских площадок и перемещение их в контейнеры, обслуживаемые обществом для обеспечения последующих работ по транспортированию опасных отходов. Кроме того, общество производит уборку бункеров мусоропроводов.
Из должностных инструкций исполнительного директора ФИО5 Лиханова О.В. следует, что он обязан обеспечивать соблюдение законности при осуществлении обществом своей деятельности. Он же несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении сбор ТБО осуществляется ФИО5 в 22 металлических контейнер, установленных на 5 специально оборудованных площадках, и 4 урны, 2 из которых стоят возле подъездов многоквартирных домов по <адрес> и еще 2 урны на территории детских площадок указанных жилых домов. Следовательно, в обязанности уборщиков ФИО5 входят обязанности по изъятию ТБО из урн и перемещению ТБО в контейнеры для последующей транспортировки отходов ФИО15 При этом лицензия на осуществление такой деятельности у ФИО5 отсутствует.
ФИО5 выполняя на основании договора по управлению жилым домом работы по содержанию жилищного фонда, изымает твердые бытовые отходы из урн и перемещает их в контейнеры для обеспечения последующих работ по их транспортировке ФИО15 тем самым осуществляет деятельность по сбору твердых бытовых отходов, которая требует получения специального разрешения (лицензии), и которая у общества отсутствует.
Таким образом, мировой судья пришел к правильному выводу о том, что деятельность по изъятию ТБО из урн и их дальнейшему перемещению в контейнеры является сбором отходов 1-4 класса опасности, которая подлежит лицензированию. Доводы заявителя жалобы в этой части суд апелляционной инстанции находит несостоятельными.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу исполнительного директора ФИО5 Лиханова <данные изъяты> оставить без удовлетворения, постановление мирового судьи 4-го судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ.
Судья: З.К. Номогоева