Дело № 2-74/2011 год Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации /ДАТА/ Октябрьский районный суд ЕАО в составе судьи Золотаревой Ю.Г. при секретаре Москалевой С.Ш. рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Амурзет гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Полевское сельское поселение» Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области и о возложении обязанности совершить определенные действия, - Прокурор Октябрьского района ЕАО обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Полевское сельское поселение» Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области и о возложении обязанности совершить определенные действия. Заявленное требование мотивирует тем, что прокуратурой Октябрьского района 10.05.2011 года проведена проверка по информации ОГПН по Октябрьскому району по факту нарушения норм и правил пожарной безопасности со стороны органов местного самоуправления, в частности организации и готовности тушения пожаров в населенных пунктах. В соответствии со ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности», п.11 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях. Согласно ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Согласно п.90 Правил пожарной безопасности в РФ, ГОСТ 12.4.009-83 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Проверкой установлено, что водоисточники, расположенные в с.Полевое по ул.Советской (водонапорная башня), ул.Советской 1 г (территория КФХ «Пермин») не имеют соответствующих указателей. Водоисточник в с.Самара, расположенный по ул.Почтовая 1 (котельная) аналогично не имеет соответствующего указателя. Согласно п.90, 94 ППБ 01-03, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Проверкой установлено, что в селе Самара по ул.Почтовой 1 противопожарное водоснабжение находится в нерабочем состоянии. Так, на пожарных водоемах отсутствуют защитные крышки, которые должны закрываться на замок. В связи с этим пожарные водоемы захламлены опавшими листьями, что затрудняет забор воды. Пути подъезда к ним не обустроены площадками с твердым покрытием. В соответствие с п.31 Правил пожарной безопасности в РФ, сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. Проверкой установлено, что в муниципальном образовании «Полевское сельское поселение» с.Полевое - 133 двора (усадьбы), с.Столбовое - 77 дворов (усадеб), с.Луговое - 43 (усадьбы), с.Самара - 79 дворов (усадеб). В нарушении п.31 Правил пожарной безопасности в указанных населенных пунктах отсутствуют переносные мотопомпы. Непринятие администрацией муниципального образования «Полевское сельское поселение» должных мер по исполнению требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности может привести к тяжким последствиям, уничтожению имущества граждан, причинению ущерба жизни и здоровью населения. На основании изложенного, просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Полевское сельское поселение» в части организации установки у водоисточников, расположенных в с.Полевое по ул.Советская (водонапорная башня), ул.Советская 1г (территория КФХ «Пермин»), в с.Самара, расположенного по ул.Почтовая 1 (котельная) соответствующих указателей. Обязать администрацию муниципального образования «Полевское сельское поселение» до 1 сентября 2011 года обеспечить села Полевое, Столбовое, Луговое, Самара переносной пожарной мотопомпой, до 30 июня 2011 года установить у водоисточников, расположенных в с.Полевое, по ул.Советская (водонапорная башня), ул.Советская 1г (территория КФХ «Пермин»), в с.Самара, расположенного по ул.Почтовая 1 (котельная) соответствующие указатели. В судебном заседании помощник прокурора Коростелев А.И. заявленные требований увеличил, просил суд признать бездействие администрации МО «Полевское сельское поселение» незаконным в части непринятия мер: по приведению в соответствие пожарного водоисточника в с.Самара, ул.Почтовая 1; установке указателей у водоисточников, расположенных в селе Самара по ул.Почтовая 1, в с.Полевое по ул.Советская 1г, очистки территории села Самара от сгораемого мусора, устройстве защитных противопожарных полос и обеспечению сел поселения пожарными мотопомпами. Возложить на администрацию МО «Полевское сельское поселение» обязанность до 30 июня 2011 года установить указатели у водоисточников в с.Самара по ул.Почтовая 1 (котельная), в с.Полевое по ул.Советская 1г; привести пожарный водоисточник в с.Самара по ул.Почтовая 1 в надлежащее состояние; организовать очистку территории села Самара по ул.Почтовая 1 между котельной и домом культуры, по ул.Центральной от дома № 20 до дома № 24 от сгораемого мусора. Обязать администрацию МО «Полевское сельское поселение» до 01.09.2011 года обеспечить села Полевое, Столбовое, Луговое, Самара переносными пожарными мотопомпами, а также произвести с северо-восточной и северо-западной сторон указанных сел опашку защитной противопожарной полосой. Представители заинтересованного лица администрации МО «Полевское сельское поселение» глава сельского поселения Каб Т.М. и Зорина М.Ю., действующая на основании доверенности, заявленные требования признали в части. Выразили возражения по поводу возложения на администрацию сельского поселения обязанности обеспечить села переносными пожарными мотопомпами, так как полагают это нерентабельным. С остальными требованиями, заявленными прокурор, выразили свое согласие. Заслушав пояснения лиц участвующих в деле, допросив свидетеля Кравец В.А., исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из п.1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Согласно ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится, в частности, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Как следует из ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. В соответствие со ст.27 Устава МО «Полевское сельское поселение» Октябрьского муниципального района ЕАО обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений относится к полномочиям администрации Полевского сельского поселения. Согласно ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Как следует из п.21 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. В соответствие с п.32 Правил пожарной безопасности на территориях населенных пунктов и организаций не разрешается устраивать свалки горючих отходов. Согласно п.31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. В соответствие с п.90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Согласно п.94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Как следует из п.112 Правил пожарной безопасности для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). В судебном заседании из пояснений сторон, показаний свидетеля Кравец В.А., исследованных материалов дела установлено, что администрацией МО «Полевское сельское поселение» не в должной мере исполняется обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Так, водоисточник, расположенный в с.Самара по ул.Почтовая 1 находятся в нерабочем состоянии, у водоисточников, расположенных в с.Самара, по ул.Почтовая 1, в селе Полевое по ул.Советская 1г отсутствуют, предусмотренные Правилами пожарной безопасности в РФ указатели, территория села Самара не очищена от сгораемого мусора, села Полевое, Столбовое, Луговое, Самара не обеспечены переносными пожарными мотопомпами, в указанных селах не произведена опашка защитных противопожарных полос. Так, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отделения надзорной деятельности по Октябрьскому району Главного управления МЧС России по ЕАО Кравец В.А. суду пояснил, что водоисточники на территории сельских поселений должны поддерживаться в надлежащем состоянии и в постоянной готовности в целях пожаротушения. Однако, в с.Самара по ул.Почтовая 1 водоисточник находится в нерабочем состоянии. Скважина пробурена, но насос не установлен и не подключен. В апреле текущего года им проводилась проверка Полевского сельского поселения. При проверке, было обнаружено, что осталась захламленность пожарных водоемов села Самара, что делает невозможным их использование. Это приводит к тому, что в селе Самара пожарной машине негде заправиться. Противопожарные расстояния между зданиями села заросли травой имеют место несанкционированные свалки, когда идет массовое выжигание травы, огонь может перекинуться на дома и надворные постройки. В течение трех лет в актах проверки администрации сельского поселения указывается на необходимость приобретения мотопомп, Однако мотопомпы не приобретены, в то время, как Правилами пожарной безопасности в РФ предусмотрено, что в населенных пунктах с количеством усадеб не более 300 для целей пожаротушения должны быть в наличии переносные мотопомпы. В отдаленных селах пожарные мотопомпы позволяют до прибытия наряда, локализовать пожар. Пока в отдаленные села, например в Столбовое, сможет прибыть пожарная машина, с учетом того, что в летнее время дороги размывает, а в зимнее переметает, проходит около часа, в это время происходит интенсивное горение. Кроме того, мотопомпа может заправиться от любого источника. Пожарную машину можно быстрее заправить от мотопомпы. В селах поселения не произведена опашка защитных противопожарных полос. Что может привести к распространению пожара от сельскохозяйственных палов. Более целесообразным, считает необходимым произвести опашку минерализованной полосой с северо-западной и северо-восточной сторон сел поселения. Как следует из, имеющегося в материалах дела акта осмотра населенных пунктов муниципального образования «Полевское сельское поселение», составленному помощником прокурора Коростелевым А.И. и специалистом администрации Полевского сельского поселения Зориной М.Ю. от 25.05.2011 года, в с.Самара по ул.Почтовая 1 (нежилое здание котельной) у пожарного водоема отсутствует указатель, участок местности между котельной по ул.Почтовая 1 и домом культуры захламлен сгораемым мусором (листья, сухая трава, ветки деревьев), по ул.Центральная от дома № 20 до дома № 24 территория захламлена сгораемым мусором (ветки деревьев). В с.Полевое водоисточник, расположенный по ул.Советской 1г не имеет указателя. В с.Самара по ул.Почтовая 1 водоисточник находится в нерабочем состоянии. В селах Полевое, Столбовое, Луговое, Самара отсутствуют пожарные мотопомпы. В селах Полевое, Луговое, Столбовое, Самара отсутствует опашка минерализованной полосой. В судебном заседании наличие выше перечисленных нарушений правил и норм пожарной безопасности в границах Полевского сельского поселения не оспаривалось и самими представителями заинтересованного лица. Суд считает, что при таких обстоятельствах заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению, срок к которому прокурор просит возложить на администрацию Полевского сельского поселения обязанность, устранить, имеющиеся нарушения Правил пожарной безопасности, суд считает разумным и реальным, с точки зрения возможности их выполнения. Установление более позднего срока, с учетом важности вопроса реального осуществления мер пожарной безопасности населения и имущества на территории сельского поселения, суд считает нецелесообразным. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь ст. ст. 56, 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление прокурора Октябрьского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Полевское сельское поселение» Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области и о возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Полевское сельское поселение» Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области в части непринятия мер: по приведению в соответствие пожарного водоисточника в с.Самара, ул.Почтовая 1; установке указателей у водоисточников, расположенных в селе Самара по ул.Почтовая 1, в с.Полевое по ул.Советская 1г, очистки территории села Самара от сгораемого мусора, устройстве защитных противопожарных полос и обеспечению сел поселения пожарными мотопомпами. Обязать администрацию муниципального образования «Полевское сельское поселение» Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области в срок до 30 июня 2011 года привести в соответствие с Правилами пожарной безопасности пожарный водоем в с.Самара, ул.Почтовая 1; установить указатели у водоисточников, расположенных в селе Самара по ул.Почтовая 1, в с.Полевое по ул.Советская 1г; очистить территорию села Самара от здания котельной по ул.Почтовая 1 до здания Дома культуры; от дома № 20 до дома № 24 по ул.Центральной от сгораемого мусора. Обязать администрацию муниципального образования «Полевское сельское поселение» Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области в срок до 01 сентября 2011 года произвести работы по устройству с северо-западной и северо-восточной сторон сел Самара, Полевое, Луговое, Столбовое защитных противопожарных полос; обеспечить села Самара, Полевое, Луговое, Столбовое - переносной пожарной мотопомпой. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд Еврейской автономной области через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Ю.Г.Золотарева