дело № 1-409-2011, применение насилия в отношении представителя власти



П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Белгород 09 декабря 2011 года

Октябрьский районный суд города Белгорода в составе председательствующего судьи Клягина Г.К.,

при секретаре Никитченко Л.В., с участием:

государственных обвинителей, помощников прокурора г. Белгорода Радемонова И.В. и Кошманова Н.В.,

потерпевшего Б.,

подсудимого Солгалова Владимира Сергеевича,

защитника – адвоката Белого В.В., предоставившего удостоверение № и ордер №,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по обвинению:

Солгалова Владимира Сергеевича, в совершении преступления, предусмотренного ст. 318 ч. 1 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Солгалов В.С. применил насилие, не опасное для жизни или здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Указанное преступление он совершил в г. Белгороде, при следующих обстоятельствах:

Так 4 сентября 2011 около 02 часов, находясь на перекрестке ул. Королева и пр. Ватутина, инспекторы взвода отдельного батальона ДПС ГИБДД УМВД России по г. Белгороду Б. и Г., осуществляя патрулирование, получили сообщение о том, что по ул. Щорса в направлении ул. 5 Августа движется автомобиль ВАЗ №, водитель которого проигнорировал сигнал об остановке, поданный ему инспектором ДПС Ш. на ул. Железнодорожной. После этого инспекторы ДПС Б. и Г., включив проблесковые маячки и звуковую сигнализацию, на патрульном автомобиле начали преследование автомобиля под управлением Солгалова В.С., который проехав по улицам Щорса, 5 Августа, Костюкова и Апанасенко, подъехал около 03 часов к дому № по 2-му переулку Лермонтова. Инспектор Б. предпринял попытку задержать Солгалова, который пытался скрыться во дворе домовладения, однако Солгалов, действуя с прямым умыслом и осознавая, что Б. является представителем власти и находится при исполнении своих должностных обязанностей, с целью воспрепятствования задержанию, нанес Б. два удара рукой в голову.

В результате преступных действий Солгалова Б. были причинены: припухлость мягких тканей в затылочной области справа и кровоподтек в скуловой области справа, которые вреда здоровью не причинили.

В судебном заседании подсудимый Солгалов вину в совершении инкриминируемого ему преступления признал полностью, при этом пояснив, что он действительно при изложенных в обвинении обстоятельствах, нанес два удара сначала рукой в лицо, а затем локтем в затылок пытавшегося заломить ему руку Б., в связи с тем, что увидел, как в это же время инспектор Г. толкнул его мать и она упала. После нанесения ударов он убежал, т.к. испугался.

Вина Солгалова в совершении вышеуказанного преступления подтверждается показаниями потерпевшего, свидетелей, протоколом осмотра, заключением эксперта и другими доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Потерпевший Б. пояснил, что 3 сентября 2011 года в 19 часов он совместно со страшим инспектором ДПС Г., заступил на дежурство по маршруту патрулирования № 2, который включает в себя улицы Щорса, Ватутина, Костюкова и Королева.

Примерно в 2 часа 4 сентября 2011 года от другого экипажа ДПС поступило сообщение о том, что по ул. Щорса, в направлении ул. 5 Августа, от них скрывается автомобиль ВАЗ 21099 №, водитель которого проигнорировал их требования об остановке. Они также стали преследовать этот автомобиль, который подъехал к дому № переулка Лермонтова и заехал в уже открытые ворота домовладения. Г. оставался в патрульном автомобиле, а он, подбежав к водителю Солгалову, который пытался скрыться схватил его за руку. Солгалов отбросил его руку. Он попытался задержать Солгалова, и произвести загиб руки за спину. В этот момент, Солгалов нанес ему один удар кулаком в область правой щеки. Он заломил руку Солгалова и повел в сторону служебного автомобиля. Солгалов нанес еще один удар с разворота локтем правой руки в затылок. От удара он на некоторое время потерял ориентацию. Из домовладения на улицу вышли мужчина и две женщины, которые начали кричать. Одна из женщин завела во двор Солгалова, а они задержали мужчину, который вышел из дома, и дожидались приезда оперативной группы.

Инспектор ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Белгороду Г. дал показания, полностью согласующиеся с показаниями Б. Кроме того, Г. дополнил, что когда Солгалов нанес удар локтем по затылку Б., он хотел помочь напарнику, но его стали удерживать мужчина и две женщины – родственники Солгалова. Когда последний скрылся во дворе, то он задержал мужчину, которым оказался С. Он не исключает образование телесных повреждений на теле задержанного, поскольку мог их причинить ему, освобождаясь от того, что его удерживали С. и женщины.

Инспекторы ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Белгороду Ш. и С., что в ночь с 3 на 4 сентября 2011 года, они заступили на дежурство, по маршруту патрулирования № 1, который включает в себя улицы, находящиеся справой стороны от ул. Щорса, при движении по ней в сторону п. Дубовое Белгородского района. Примерно в 2 часа 4 сентября 2011 года в районе дома № по ул. Щорса они обратили внимание на автомобиль ВАЗ 21099 №, под управление водителя (как потом стало известно Солгалова), который следовал в темное время суток без ближнего света фар. Ш. подал сигнал об остановке световым жезлом, а также звуковой сигнал свистком. Солгалов резко увеличил скорость. Они начали погоню и передали об этом по рации дежурному по ГИБДД. К погоне присоединился наряд Г. и Б., а также командир взвода ОБДПС К. Они отстали, а экипаж 302 продолжил погоню. Со слов Б. им стало известно, что Солгалов нанес ему удар в лицо и по затылку. На лице у Б. они видели гематому.

Командир взвода ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Белгороду К. показал, что в ночь с 3 на 4 сентября 2011 года он находился при исполнении должностных обязанностей. Примерно в 2 часа 4 сентября 2011 года, он участвовал в погоне за автомобилем Солгалова, который не остановился по требованию инспектора. Солгалов приехал к дому № переулка Лермонтова, где его пытались задержать Б. и Г.. Б. ему доложил, что Солгалов, выйдя из автомобиля в тот момент, когда он его пытался задержать, нанес ему один удар кулаком в лицо и локтем по затылку. На лице Б. с правой стороны, была гематома.

Кроме того, вина Солгалова в совершении преступления в отношении представителя власти, также подтверждается протоколом осмотра места происшествия, согласно которому был осмотрен участок местности возле домовладения № по 2-му переулку Лермонтова, и автомобиль ВАЗ 21099 №, а также были обнаружены и изъяты пластиковая бутылка с характерным запахом пива.

Указанный протокол соответствует действующему законодательству, предъявляемым уголовно-процессуальным законом требованиям и составлен уполномоченным на то лицом в присутствии понятых.

Из заключения судебно-медицинского эксперта следует, что у Б. было обнаружено: припухлость мягких тканей в затылочной области справа, кровоподтек в скуловой области справа, которые не причинили вреда здоровью; припухлость мягких тканей в затылочной области справа, кровоподтек в скуловой области справа, образовалась от действия тупых твердых предметов в срок, который может соответствовать 4 сентября 2011 года; припухлость мягких тканей в затылочной области справа, кровоподтек в скуловой области справа образовались в результате двух травматических воздействий.

Выводы эксперта научно-обоснованы, аргументированы, сделаны лицом, обладающим необходимыми для этого специальными познаниями и соответствующей подготовкой, с использованием надлежащих методик исследования и справочно-нормативной литературы.

Суд не подвергает сомнению правильность этих выводов, поскольку установленные в ходе производства указанной экспертизы обстоятельства подтверждаются совокупностью других исследованных в судебном заседании доказательств.

Согласно приказу № л/с от 30 июля 2011 года Б. назначен на должность инспектора (дорожно-патрульной службы) взвода ОБДПС ГИБДД УМВД России по Белгородской области.

В соответствии с расстановкой нарядов утвержденной начальником ОГИБДД УМВД России по г. Белгороду дорожно-патрульной службы 3 сентября 2011 года с 19 часов инспекторы ДПС Б. и Г. на служебном автомобиле осуществляли патрулирование по маршруту № 2, т.е. находились при исполнении должностных обязанностей.

Приведенные выше доказательства суд находит относимыми, допустимыми, достоверными, согласующимися друг с другом и в своей совокупности достаточными для признания подсудимого Солгалова виновным в инкриминируемом ему преступлении.

Мать подсудимого С., ее супруг С. и сестра последнего З. а также их соседка И. дали иные показания.

Так С. и С. пояснили, что примерно в 2 часа 30 минут 4 сентября 2011 года, выйдя на улицу, они увидели, как сотрудники ДПС били Солгалова. Инспектор Г., держа в руках пистолет, толкнул в грудь З., и она упала. С. взял Г. за форменную одежду, чтобы оттащить в сторону, но последний стал его избивать, повалив на землю. Г. обернулся в сторону С.и нанес один удар ногой по правой ноге. Затем сотрудники полиции надели на С. наручники и посадили в служебный автомобиль.

Соседка И. дала аналогичные показания и при этом пояснила, что инспектор ДПС Г. в сначала ударил С., а потом З.

Достоверность показаний данных свидетелей вызывает у суда сомнение, поскольку они, являясь родственниками подсудимого и соседями, заинтересованы в благоприятном для Солгалова исходе дела. Кроме их противоречивых показаний о том, кого первого ударил Г., пояснения данных свидетелей опровергаются не только показаниями инспекторов ДПС и самого подсудимого, но и фактическими обстоятельствами, установленными по делу.

Кроме того, доводы адвоката о незаконности действий сотрудников ДПС по задержанию Солгалова опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами, а именно приказом о назначении Б. на должность инспектора ДПС, расстановкой нарядов ДПС, показаниями сотрудников полиции Б., Г., Ш., К. и С.

Инспектор же дорожно-патрульной службы взвода отдельного батальона дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Белгороду лейтенант полиции Б. действовал в рамках Закона «О полиции» и в пределах своих полномочий. Солгаловым же были нарушены правила дорожного движения, поскольку он не выполнил требования инспектора ДПС об остановке, пытался скрыться от преследовавших его на служебных автомобилях сотрудников полиции и, подъехав к дому, пытался укрыться во дворе.

Анализируя в совокупности показания потерпевшего, свидетелей, заключение судебно-медицинской экспертизы и другие доказательства по делу, суд приходит к выводу, что Солгаловым совершено умышленное преступление в отношении представителя власти.

В связи с изложенным суд квалифицирует действия Солгалова по ст. 318 ч. 1 УК РФ, применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Исходя из обстоятельств совершения преступления, суд полагает, что Солгалов совершил преступление с прямым умыслом на применение насилия в отношении представителя власти. Он осознавал, что перед ним находится сотрудник полиции, который выполняя свои должностные обязанности, производил его задержание при попытке скрыться после нарушения правил дорожного движения. Нанося удары, Солгалов осознавал общественно опасный характер своих действий, желал наступления общественно опасных последствий и в итоге достиг их наступления.

При назначении наказания подсудимому суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности подсудимого, а также смягчающие наказание обстоятельства.

Солгалов на учете в психоневрологическом диспансере не состоит, по месту жительства характеризовался положительно, привлекался к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, по месту учебы и работы характеризовался также положительно. В ходатайстве, подписанном жителями 2-го переулка Лермонтова о снисхождении к Солгалову при назначении наказания, последний также охарактеризован только с положительной стороны.

Обстоятельствами, смягчающими наказания Солгалова, суд признает признание своей вины в полном объеме, раскаяние в содеянном, молодой возраст подсудимого.

Обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено.

Суд считает, что исправление Солгалова возможно в условиях без изоляции его от общества.

С учетом изложенного, конкретных обстоятельств дела, материального положения, возраста и личности подсудимого, мнения потерпевшего, не настаивающего на строгом наказании, общественной опасности совершенного преступления, наличия совокупности смягчающих наказание обстоятельств, суд считает возможным назначить Солгалову наказание в виде штрафа и не в максимальных пределах, предусмотренных санкцией ст. 318 ч. 1 УК РФ.

Гражданский иск не заявлен.

Вещественных доказательств и процессуальных издержек нет.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать Солгалова Владимира Сергеевича виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 318 ч. 1 УК РФ, и назначить ему наказание по данной статье в виде штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей в доход государства.

Меру пресечения Солгалову в виде подписки о невыезде до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Белгородского областного суда через Октябрьский районный суд г. Белгорода в течение 10 суток со дня провозглашения.

Судья Г.К. Клягин