2-153/11 решение по иску о признании права на пенсионное обеспечение и взыскании задолженности по выплате пенсии.



№ 2-153-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 января 2011 года г.Белгород

Октябрьский районный суд г.Белгорода в составе

председательствующего судьи Литвинова В.Е.,

при секретаре Михониной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дедова Владимира Александровича к военному комиссариату Белгородской области и Министерству обороны РФ о признании права на пенсионное обеспечение и взыскание задолженности по выплате пенсии,

с участием представителя истца Пипченко Л.Г., представителя ответчика – военного комиссариата Белгородской области Сарычева А.И.,

УСТАНОВИЛ:

Дедов В.А., имеющий выслугу в льготном исчислении более 25 лет, приказом командира войсковой части …. от ….. года № …. уволен с …. года в запас. ….. года Дедов В.А. принят на учет военным комиссариатом Западного округа г.Белгорода, что подтверждается отметкой в военном билете истца. При увольнении Дедову В.А. не были предоставлены расчет выслуги лет и денежный аттестат, что явилось препятствием для своевременного назначения истцу пенсии.

Военным комиссариатом Белгородской области пенсия истцу была назначена только с …. года – после поступления в военкомат денежного аттестата бывшего военнослужащего. При этом Дедову В.А. с учетом требований абзаца 4 пункта «б» ст.53 Закона РФ № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» была выплачена пенсия за 12 предшествующих дню назначения пенсии месяцев.

Дело инициировано иском Дедова В.А., который, с учетом произведенных уточнений, предъявил требования о взыскании с Министерства обороны РФ и военного комиссариата Белгородской области в солидарном порядке задолженности по выплате пенсии с …. года по …. года в размере 153641, 25 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей, а также 20000 рублей за оплату услуг представителя.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал.

Представитель военного комиссариата области возражал против удовлетворения заявленных требований в связи с законностью действий областного военкомата, назначившего истцу пенсию после предоставления им всех необходимых документов в …. года.

Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.

В силу положений п.4 ст.1 Федерального закона от 17.12.01. № 173-ФЗ порядок установления и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируется ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом РФ от 12.10.93. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон).

Согласно п. «а» ст.1, ст.13 Закона его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и семьи этих лиц, причем указанные категории военнослужащих имеют право на пенсию за выслугу лет, если на день увольнения со службы их выслуга составляла 20 лет и более.

Согласно ст.6 Закона лицам, указанным в ст.1, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

В соответствии со ст.51 Закона заявления о назначении пенсии представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.

Заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления (ст.52 Закона).

Довод представителя военного комиссариата Белгородской области о том, что впервые истец обратился за назначением пенсии в …. года опровергается исследованными в судебном заседании материалами личного дела Дедова В.А., в частности, неоднократными письмами военного комиссара Западного округа г.Белгорода в адрес командира войсковой части …. (г…..) и командующего Приволжско-Уральским округом с просьбой о предоставлении денежного аттестата на Дедова В.А. для оформления пенсии, а также справки о выплате денежного довольствия Дедову В.А. на момент его увольнения (исх…. от …., исх. № … от …., исх. № …. от …., исх. № …. от …., исх. № …. от …..), а также копией заявления Дедова В.А. от …. в адрес военного комиссара Западного округа г.Белгорода о назначении и выплате пенсии, которое суд находит допустимым доказательством, поскольку факт его написания и подачи соотносится со временем увольнения истца из Вооруженных Сил РФ и постановки на учет в военном комиссариате Западного округа г.Белгорода (…. года), принятием военным комиссариатом Западного округа г.Белгорода мер по получению необходимых документов.

Из объяснения представителя военного комиссариата Белгородской области, а также из материалов дела усматривается, что причиной несвоевременного назначения Дедову В.А. пенсии явилось ненадлежащее оформление личного дела истца по месту его увольнения, а именно отсутствие расчета выслуги лет, денежного аттестата и выписки из приказа командира части об исключении из списков части, т.е. по причинам, не зависящим от воли Дедова В.А.

Указанные обстоятельства подтверждаются ответом военного прокурора Екатеринбургского гарнизона от ….. на обращение Дедова В.А. о направлении в военный комиссариат Западного округа г.Белгорода денежного аттестата, согласно которому в нарушение указанных положений закона, а также п.16 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, п.1 приказа Министра обороны РФ «Об утверждении Инструкции по выдаче денежных аттестатов военнослужащим» от 09 августа 2007 года № 325, денежный аттестат Дедову В.А. при его увольнении со службы выдан не был, вследствие чего до настоящего времени пенсия за выслугу лет не назначена, чем нарушено право истца на пенсионное обеспечение.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что пенсия Дедову В.А. не была своевременно назначена в результате неправомерных действий при его увольнении из воинской части, неоформления денежного аттестата, что лишило возможности Дедова В.А. представления в установленный законодательством срок необходимых документов для назначения пенсии.

Согласно ч.2 ст.58 Закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Задержка с назначением пенсии возникла из-за виновного поведения воинской части, поскольку истец длительное время не мог получить необходимые для назначения пенсии документы.

Препятствием к назначению пенсии истцу явилось ненадлежащим образом оформленное личное дело, в котором в том числе отсутствовал необходимый в обязательном порядке денежный аттестат, а в соответствии с пунктами 22 и 23 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 года N 350, обязанность по оформлению документов увольняемого лежит на воинской части.

Поскольку право истца на своевременное получение пенсионных денежных выплат было нарушено, чем ему был причинен ущерб, то он имеет право на возмещение убытков в соответствии со статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу п.2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 01 сентября 2007 года № 1132, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях; организация и проведение работы по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат является одной из задач военных комиссариатов (п.40 Положения), в связи с чем довод представителя военного комиссариата о том, что военный комиссариат не несет ответственность за Министерство обороны РФ (в частности, за виновное бездействие командование воинской части № ….) несостоятелен.

С учетом приведенных норм надлежащим ответчиком по делу является военный комиссариат Белгородской области.

В виду изложенного, требования Дедова В.А. о взыскании задолженности по выплате пенсии за период с ….года по …. года в сумме 153641, 25 рублей, определенной как производное ежемесячного размера пенсии и количества месяцев задолженности (4389, 75 х 35) обоснованны и подлежат удовлетворению. Указанный расчет представителем военкомата не оспорен.

В удовлетворении требований о взыскании компенсации причиненного морального вреда подлежит отказать, поскольку, в силу ч.2 ст.1099 ГК РФ, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

При указанных правоотношениях законом не предусмотрена компенсация причиненного морального вреда и к таким случаям данный спор не относится.

Кроме того, истцом не предоставлены суду доказательства, подтверждающие факт причинения морального вреда и его размер.

На основании ст.100 ГПК РФ суд полагает возможным взыскать с военного комиссариата области в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в сумме 10000 рублей. С учетом характера спора, времени, потраченного представителем истца в суде, суд считает данную сумму разумной. В удовлетворении требований о взыскании расходов на представителя в оставшейся части (10000 рублей) надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать в пользу Дедова Владимира Александровича с военного комиссариата Белгородской области задолженность по выплате пенсии за период с …. года по …. года в сумме 153641, 25 рублей, 10000 рублей в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя, отказав в удовлетворении требований в оставшейся части.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г.Белгорода.