РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 2-429-2011 г.
«17» февраля 2011 года г. Белгород
Октябрьский районный суд г.Белгорода в составе:
- председательствующего судьи……………………………………….Фурмановой Л.Г.,
- при секретаре………………………………………………………….Кречневой Е.А.,
- с участием истицы.…………………………………………………….Лихогуб М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лихогуб М.П.к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Белгороду о признании права собственности в порядке наследования по закону,
у с т а н о в и л:
19.10.1997 года умерла мать истицы - Маширова Т.Л., которой при жизни в дополнительном офисе № 8592/020 Белгородского отделения Сбербанка России № 8592 были открыты Банковские счета. О том, что сделанные Машировой Т.Л. денежные вклады подлежит компенсации она не знала, в связи с чем в установленный законом срок не обратилась в нотариальный орган с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Дело инициировано иском Лихогуб М.П., которая просит признать за ней право собственности на денежные вклады, открытые в дополнительном офисе № 8592/020 Белгородского отделения Сбербанка России № 8592 на имя Машировой Т.Л.
Представитель ответчика - Инспекции Федеральной налоговой службы по Белгородской области в судебное заседание не явился, о причине неявки суд не уведомил.
Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд считает заявленные Лихогуб М.П. требования обоснованными по нижеследующим основаниям.
Согласно представленной Белгородским отделением № 8592 Сбербанка России по запросу суда справке, в дополнительном офисе № 8592/020 Белгородского отделения № 8592 Сбербанка России на имя Машировой Т.Л. открыты счета № …, № …, № …, № …, которые согласно Постановлению Правительства РФ № 1092 от 25.12.2009 года подлежат компенсации (в деле).
19.10.1997 года Маширова Т.Л. умерла, о чем отделом ЗАГС Восточного округа администрации г.Белгорода составлена запись акта о смерти № 2781, выдано свидетельство о смерти серия II-ЖТ № 353880 (л.д.3).
После смерти Машировой Т.Л. открылось наследственное имущество, в том числе в виде вышеуказанных денежных вкладов. При жизни принадлежащим имуществом Маширова Т.Л. не распорядилась.
Правоотношения наследования на момент открытия наследства регулируются законодательством, действующим во времени - ГК РФ в редакции ФЗ от 26.11.2001 года № 147 (ч.1 ст.1142 ГК РФ, ч.2 ст.1152, ч.2 ст.1153, ч.1 ст.11158 ГК РФ, ГК РФ), а также нормами закона ГК РСФСР (ст.ст. 532, 546, 550 ГК РСФСР), которые не являются противоречивыми друг другу.
В соответствии со ст.1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст.ст. 1142-1145 и 1147,1148 настоящего Кодекса.
В силу ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Также в соответствии со ст.532 ГК РСФСР при наследовании по закону наследниками в равных долях являются: в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившейся после его смерти.
В данном случае наследником первой очереди на имущество после смерти Машировой Т.Л. является Лихогуб М.П., которая доводится наследодателю дочерью.
Факт родственных отношений указанных лиц подтверждается свидетельством о рождении Лихогуб (добрачная Маширова) М.П., свидетельствами о заключении и о расторжении барка, справкой о заключении брака (л.д.4-8).
Из поступившего на запрос суда ответа нотариуса Белгородского нотариального округа Белгородской области – Чаплыгиной Н.Ф. следует, что наследственное дело к имуществу Машировой Т.Л., умершей ….10.1997 года, постоянно проживающего на день смерти по адресу: г.Белгород, ул. …, д…., кв…. не открывалось (в деле).
Таким образом, суд приходит к выводу, что иных наследников первой очереди после смерти Машировой Т.Л. кроме установленных судом Лихогуб М.П. не имеется.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства путем подачи в нотариальный орган по месту открытия наследства заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство, либо путем фактического принятия наследства (ст.ст.1153, 1154 ГК РФ).
Как пояснила истица в ходе рассмотрения дела, она по день смерти Машировой Т.Л. проживала совместно с ней в квартире по вышеуказанному адресу, фактически приняла наследство путем вступления во владение личными вещами наследодателя.
Указанные истицей обстоятельства никем не опровергнуты, в связи чем принимаются судом как достоверные.
Таким образом, установлен факт принятия истицей наследства путем вступления во владение и управление принадлежащем при жизни Машировой Т.Л. имуществом
Согласно ст.35 (часть 4) Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.
В соответствии с абзацем 2 части 2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Лихогуб М.П. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Белгороду о признании права собственности в порядке наследования по закону признать обоснованными.
Признать за Лихогуб М.П. право собственности на денежные вклады на счетах № …, № …, № …, № … в дополнительном офисе № 8592/020 Белгородского отделения Сбербанка России № 8592 в порядке наследования после смерти Машировой Т.Л., умершей «…» …1997 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г.Белгорода в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.