Дело № 2-579-2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2011 года г. Белгород
Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:
председательствующего судьи Метельковой Л.И.
при секретаре Верченко А.В.
с участием:
истца Поцелуевой О.Н.;
представителя ответчика Безугловой О.И.;
в отсутствие:
ответчика Жигалова В.С., 3-х лиц Пинчуковой И.М. и Коледаевой Т.А., извещенных о дате судебного заседания;
в открытом судебном заседании, рассмотрев гражданское дело по иску Поцелуевой О.Н. к администрации г.Белгорода и Жигалову В.С. о признании права собственности на самовольно реконструированный жилой дом в порядке наследования по завещанию, реальном разделе жилого дома, прекращении права общей долевой собственности на него,
УСТАНОВИЛ:
Решением Октябрьского районного суда г.Белгорода от 8 декабря 1998 года определены доли в праве собственности на домовладение № … по переулку … в г.Белгороде таким образом, что за Яковлевой П.И. и Яковлевым Н.Г. признано право собственности по 55/200 частей за каждым и конкретно на строение лит.А; за Жигаловым В.С. – на 17/100 частей, составляющих строение лит.А-1; за Емельяновой О.Д. – на 28/100 частей, состоящих из строения лит.А2.
Доли в праве сособственников были зарегистрированы 10.01.1999 г. в БТИ г.Белгорода.
После смерти Яковлева Н.Г. наследство на 55/200 долей было принято супругой Яковлевой П.И. и дочерью Поцелуевой О.Н. по 55/400 долей в праве собственности на домовладение № … по пер…. в г.Белгороде и получены свидетельства о праве на наследство в 1999 году. Таким образом, у Яковлевой П.И. стало право собственности на 165/400 (55/200+55/400) долей в праве на жилой дом.
На основании решения Октябрьского районного суда г.Белгорода от 19 марта 2008 г. право собственности на 28/100 долей в праве после смерти Емельяновой О.Д. в порядке наследования признано за Горбуновой В.В.; на основании этого же решения произведен выдел доли, и в собственность выделен жилой дом лит.А2, расположенный по адресу: г.Белгород, пер…., д…., с прекращением общей долевой собственности на домовладение.
По договору купли-продажи от 30 апреля 2010 года Горбунова В.В. продала Коледаевой Т.А. жилой дом лит.А2, расположенный на муниципальном земельном участке № … по пер….; Коледаева право на дом зарегистрировала 19.05.2010 года.
По данным технической инвентаризации жилой дом лит.А1, принадлежавший Жигалову В.С., снесен ввиду его разрушения.
… года Яковлева П.И. умерла. После ее смерти наследство на 165/400 долей в праве на жилой дом № … по пер…. по завещанию приняла Поцелуева О.Н. путем подачи заявления нотариусу о принятии наследства, но свидетельство о праве ей не выдано, т.к. к жилому дому лит.А была возведена самовольная пристройка лит.а1, состоящая из двух помещений.
Дело инициировано иском Поцелуевой О.Н. о признании за ней права собственности в порядке наследования по завещанию на 165/400 долей домовладения № … по переулку …, состоящих из самовольно реконструированного жилого дома лит.А за счет пристройки лит.а1, на хозяйственные постройки: погреб Г2, душ Г4, уборную I, самовольно возведенный гараж Б; реальном разделе общей долевой собственности жилого дома с выделением жилого дома лит.А с пристройкой лит.а1 на принадлежащие ей 55/400 долей и наследуемых после смерти матери 165/400 долей в праве; о прекращении права общей долевой собственности на дом; о прекращении права долевой собственности на 17/100 долей в праве собственности Жигалова В.С. В обоснование иска сослалась на то, что жилой дом лит.А1, принадлежавший Жигалову по решению суда от 8.12.1998 г., разрушен и его восстановление им не начато более 6 лет. При гибели или уничтожении имущества на основании ст.235 ГК РФ право собственности на него прекращается. Жигалов дом не восстанавливал, в администрацию г.Белгорода о продлении срока для восстановления не обращался.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала.
Третьи лица Пинчукова И.М. (правообладатель смежного земельного участка № …) и Коледаева Т.А. (собственник жилого дома лит.А2 на земельном участке № … по пер….) не возражают против признания за Поцелуевой права собственности на самовольно реконструированный жилой дом лит.А с пристройкой, на самовольно возведенный гараж лит.Б, представили письменные заявления в адрес суда.
Представитель ответчика иск в части признания за истицей права собственности на самовольные постройки не признает, поскольку территория, на которой расположен дом, подлежит реконструкции в зону озеленения санитарно-защитных зон. Против прекращения права собственности Жигалова на 17/100 долей домовладения возражений не высказал.
Ответчик Жигалов В.С. свои возражения не представил, от явки в суд уклонился.
Исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд считает иск обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку, в постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, при условии, что сохранением постройки не будут нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц и отсутствует угроза жизни и здоровью граждан (п.3 ст.222 ГК РФ).
В судебном заседании установлено, что Поцелуева со 2 апреля 1999 г. является собственником 55/400 долей в праве на жилой дом № … по переулку … в г.Белгороде на основании свидетельства на наследство по закону после смерти отца Яковлева Н.Г.
До 30 октября 2001 г. действовал Земельный кодекс РСФСР 1991 г., принятый Верховным Советом РСФСР (№ 22, ст.768), ст.37 которого предусматривала, что при переходе права собственности на строение переходит и право пользования земельным участком к гражданам вместе с этими объектами пропорционально долям собственности.
Ст.7 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», вступившего в силу 30 октября 2001 г., предусматривает, что к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса РФ, Земельный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Следовательно, правоотношения по пользованию земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, возникшие до 30 октября 2001 г., сохраняют силу.
Таким образом на возведенные самовольные строения лит.а1 и Б может быть признано право собственности за лицом, построившим их на находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании земельном участке № … по пер…., и, следовательно – в порядке наследования (ст.1112 ГК РФ) на самовольно реконструированный жилой дом лит.А и самовольно выстроенный гараж Б. При этом суд учитывает имеющееся заключение специалиста ООО «Воронежский центр судебной экспертизы» от 14.12.2010 г., согласно которому самовольная пристройка лит.а1 и гараж Б соответствуют требованиям строительных, градостроительных, санитарных и противопожарных норм, не имеют дефектов и повреждений, соответствуют требованиям безопасной эксплуатации, не создают угрозу жизни и здоровью проживающих.
В соответствии со ст.235 ГК РФ право собственности прекращается в случае гибели или уничтожения имущества.
Согласно сведениям БТИ по состоянию на 22.01.2004 г. жилой дом лит.А1 на земельном участке № … по пер…., принадлежащий Жигалову В.С., отсутствовал, в техпаспорте значится, что он самовольно снесен.
По состоянию на 11.10.2010 г. в техпаспорте БТИ дом лит.А1 отсутствует и имеется отметка о самовольном сносе, что свидетельствует об отсутствии начала восстановления Жигаловым жилого дома в течение трех лет, предусмотренных ст.39 Земельного кодекса РФ и отсутствии его обращения в орган местного самоуправления за продлением данного срока на основании ст.29 Зем. кодекса РФ.
В связи с данными обстоятельствами исковое требование Поцелуевой в части прекращения права собственности Жигалова В.С. на 17/100 долей дома № …, обозначенного в решении суда от 8 декабря 1998 г. как жилой дом лит.А1, является обоснованным, поскольку такой дом на земельном участке отсутствует ввиду разрушения (ст.235 ГК РФ).
На основании сведений управления архитектуры и градостроительства от 01.03.2011 г. земельный участок № … по пер…., на котором возведены самовольные постройки лит.а1 и лит.Б, за пределы красных линий не выходит и соответствует по площади данным БТИ; постройки расположены на расстоянии менее чем 1 метр и 3 метра от границы соседнего земельного участка № ….
Однако собственник домовладения № … по пер…. Пинчукова не возражает против сохранения самовольных построек Поцелуевой, которые не нарушают ее права и интересы.
При наличии согласования в сохранении самовольных построек с санитарно-эпидемиологической службой от 13.11.2010 г., с противопожарной службой от 16.11.2010 г., а также заключения специалиста центра судебной экспертизы от 14.12.2010 г. о соответствии спорных строений требованиям строительных норм и правил, требованиям безопасной эксплуатации, отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан, имеются основания для признания за истцом права собственности на самовольные постройки в порядке ст.222, п.3 ГК РФ.
Доводы представителя ответчика – администрации г.Белгорода о невозможности удовлетворения иска о самовольных постройках ввиду нахождения земельного участка № … по пер…. в зоне реконструкции в зону озеленения не могут быть приняты во внимание, поскольку разрешенный вид использования земельного участка – под индивидуальное строительство с 1961 года используется по назначению. Решение об изъятии жилого дома путем выкупа для муниципальных нужд не принято.
Выдел доли имущества, находящегося в долевой собственности, с прекращением права на долю в общем имуществе предусмотрен ст.252 ГК РФ и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, судРЕШИЛ:
Признать за Поцелуевой О.Н. право собственности в порядке наследования по завещанию Яковлевой П.И., умершей …. г., на 165/400 долей в праве на жилой дом № … по пер…. г.Белгорода.
Выделить в собственность Поцелуевой О.Н. на принадлежащие ей 55/400 доли и на наследственные 165/400 доли в праве на жилой дом № … по пер…. г.Белгорода, самовольно реконструированный за счет пристройки лит.а1 жилой дом лит.А общей площадью 68,9 кв.м. (с учетом пристройки лит.а1 площадью 10,4 кв.м.); признать право собственности на гараж лит.Б площадью 34,8 кв.м.; выделить в собственность погреб Г2 площадью 9,2 кв.м., душ Г4, уборную I, расположенные на земельном участке по адресу: г.Белгород, пер…., д….
С выделом доли Поцелуевой О.Н. на 55/400 и на 165/400 в натуре право общей долевой собственности на дом № … по пер…. на эти доли прекращается.
Прекратить право собственности Жигалова В.С. на 17/100 долей в праве на жилой дом № … по пер…. в г.Белгороде в связи с гибелью (уничтожением) жилого дома лит.А1.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в 10 дневный срок со дня изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г.Белгорода.