2-913/11 Решение по иску о взыскании компенсации.



Дело № 2-913-2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

16 марта 2011 года город Белгород

Октябрьский районный суд города Белгорода в составе:

председательствующего судьи Супрун А.А.,

при секретаре Лучанинове Р.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ищенко Виктории Михайловны к ГОУ ВПО «Белгородский государственный университет» о взыскании компенсации,

с участием представителя истца по ордеру адвоката Саленко И.В., представителя ответчика по доверенности Бухановой С.В.,

У С Т А Н О В И Л:

Истица … года рождения обучалась ГОУ ВПО «БелГУ» по очной форме с … г. по …г.

Дело инициировано иском Ищенко. Ссылается на то, что в соответствии со ст. 1 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но не более, чем до двадцати трех лет она имеет право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях.

Однако ответчиком отказано ей выплате компенсации.

Просит взыскать с ответчика в мою пользу денежную компенсацию, предусмотренную при выпуске в размере 54 788 рублей.

В судебное заседание представила письменное заявление о выплате ей указанной компенсации, но в размере 59337 руб.

Представитель ответчика против удовлетворения требований.

Суд исследовал обстоятельства по представленным доказательствам, признает требования подлежащими отклонению.

В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие следующие обстоятельства.

Установлено, что Ищенко Виктория Михайловна, … года рождения, приказом от … № … зачислена на обучение в Белгородский государственный университет с … года. Приказом от …№ … Ищенко В.М. отчислена в связи с окончанием универси­тета с … года. 23 года Ищенко В.М. исполнилось … года.

Требование о взыскании с ответчика денежной компенсации мер социальной поддержки ис­тица обосновывает положениями Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнитель­ных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей».

Основанием для выплаты истцу денежной компенсации мер социальной поддержки, по мнению истицы, является факт окончания ею … г. образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Обоснован довод представителя ответчика в том, что при рассмотрении спора следует иметь в виду, что с 01.01.2010 Федеральный закон «О до­полнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ ( далее - ФЗ №159 от 21.12.1996г.) в настоящее время действует в редакции с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17.12.2009 N 315-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распро­страняется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это пря­мо предусмотрено законом.

В связи с тем, что обстоятельства, с которыми названный закон связывает наступление обя­зательств по материальному обеспечению выпускников образовательных учреждений, имели ме­сто в июле 2009 года, руководствуясь п.1. ст.4 ГК РФ, к отношениям сторон следует применять положения закона в редакции, действующей в июле 2009 года.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) согласно его преамбуле определял общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В силу абз. 4 ст. 1 названного закона лицами из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, ко­гда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «…выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, про­должающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального обра­зования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профес­сионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечис­лена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ».

В соответствии с приведенными нормами закона и на основании предоставленных свидетельств о смерти Ищенко Светланы Ивановны, матери истицы, решения Борисовского районного суда от 12.02.1996 о лишении родительских прав Неряного Михаила Матвеевича, отца истицы, действительно Ищенко В.М. была отнесена к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Следовательно, обоснован довод представителя ответчика в том, что право на получение денежной компенсации, необходимой для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования по нормам, утвержденным Пра­вительством РФ, и единовременного денежного пособия имеют выпускники из числа детей, ос­тавшихся без попечения родителей, то есть лица исключительно в возрасте до 23 лет.

Установлено, что истица … г. достигла возраста 23-х лет, в связи с этим отношения по пре­доставлению и обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите прав лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, урегулированные Федеральным законом, по мнению суда, были правомерно пре­кращены ответчиком.

Основания для предоставления указанных Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ мер социальной поддержки в связи с завершением обучения лицам из числа детей-сирот, достиг­шим возраста 23 лет, в том числе и истице, отсутствуют.

Учитывая приведенные обстоятельства, а также то, что обязанность осуществления мер социальной поддержки (в различном виде) выпускникам вузов после достижения ими 23 летнего возраста иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации не была установлена, суд признает требования Ищенко подлежащими отклонению.

По мнению суда, истица ошибочно толкует в свою пользу, приведенные в исковом заявлении, нормы федерального закона № 159- ФЗ, на которые также в суде ссылалась ее представитель Саленко.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Ищенко Виктории Михайловны к ГОУ ВПО «Белгородский государственный университет» о взыскании компенсации на материальное обеспечение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей- признать необоснованными и отклонить.

Взыскать с Ищенко Виктории Михайловны государственную пошлину в доход городского бюджета «Город Белгород» в размере 1843 рубля 60 коп.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г.Белгорода.