Дело № 2-577-11
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
17 марта 2011 года г. Белгород
Октябрьский районный суд города Белгорода в составе:
председательствующего судьи Супрун А.А.,
при секретаре Лучанинове Р.С.
с участием представителя истицы по доверенности Клименко Ю.А., представителя Министерства Финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Белгородской области по доверенностям Веснина П.Н., представителя Департамента строительства, транспорта и жилищно- коммунального хозяйства Белгородской области по доверенности Шеховцовой Н.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нуртдиновой Татьяны Васильевны к Правительству Белгородской области, Министерству регионального развития Российской Федерации, Департаменту строительства, транспорта и жилищно- коммунального хозяйства Белгородской области и Министерству Финансов Российской Федерации о признании права на дополнительную площадь и взыскании социальной выплаты на дополнительную площадь по государственному жилищному сертификату,
У С Т А Н О В И Л:
Истица с … года состояла в очереди на улучшение жилищных условий в г.Старый Оскол. Затем в соответствии федеральной целевой программой «Жилищ на 2002 -2010годы» встала в …г. в очередь на получение жилищного сертификата. Жилищный сертификат, на состав семьи четыре человека, выдан ей … года, как выехавшей из районов Кр.Севера.
Дело инициировано иском Нуртдиновой.
Ссылается на то, что ей отказывают в оплате субсидии на дополнительную площадь. Право на такую площадь она имеет по закону как инвалид по ряду заболеваний: …, в соответствии со списком заболеваний по Циркуляру НКВД РСФСР от 15.01.1928 г. и Наркомздрава РСФСР от 19.01.1928 г. №15 (далее Циркуляр).
В судебном заседании, изменив очередной раз свои требования, представитель истицы Клименко просила: признать за ней право на получение дополнительной жилой площади в соответствии с циркуляром НКВД РСФСР от 13.01.1928г. №27 и Наркомздрава РСФСР от 19.01.1928г. №15; взыскать с Министерства регионального развития РФ и Министерства Финансов РФ в ее пользу социальную выплату на приобретение дополнительной площади в сумме … рублей.
Представители ответчиков против удовлетворения требований.
Суд исследовал обстоятельства по представленным доказательствам, признает требования подлежащими отклонению.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 года, установлены федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон № 125).
Кроме того, обеспечение жильем данной категории граждан регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным
законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" и постановлением правительства Белгородской области от 28.07.2006г. № 164-пп «О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153».
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива площади используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной площади жилого помещения в размере 15кв.м.
В настоящее время действуют постановления Правительства РФ от 21.12.2004 года № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную площадь» и от 16.06.2006г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Суд отклоняет довод истицы со ссылкой на Циркуляр НКВД РСФСР от 16 января 1928 года № 27 и Наркомздрава РСФСР от 19 января 1928 года № 15 утвердивший Список болезней, дающих лицам, страдающим ими, право пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью.
Так, в силу ст. 1 Закона РСФСР "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" от 24 октября 1990 г. акты Совета Министров СССР, принятые в пределах полномочий, переданных Российской Федерацией Союзу ССР в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и постановлением Съезда народных депутатов РСФСР "О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР", действуют на территории РСФСР непосредственно.
Согласно п. 2 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Следовательно, Список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользоваться дополнительной комнатой или дополнительной площадью, утвержденный Циркуляром НКВД РСФСР от 16 января 1928 года № 27 и Наркомздрава РСФСР от 19 января 1928 года № 15 подлежит применению в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В названных выше Перечнях заболевания отсутствуют заболевания, имеющиеся у истицы: ….
По приведенным основаниям судом отклоняется довод истицы в том, что, якобы, Правительство РФ является правопреемником Правительства СССР, и если Правительством РФ до сих пор не отменен Циркуляр от 1928 г., то, по мнению Нуртдиновой, он автоматически пролонгирован и может рассматриваться как решение Правительства РФ.
С учетом приведенных выше норм, обоснован довод ответчиков в том, что Правительство Российской Федерации, определяя перечень заболеваний, не устанавливает перечисленные в Циркуляре заболевания в качестве таковых, которые давали ли бы право на дополнительную площадь, то и оснований для их учета при выдаче государственного жилищного сертификата не имеется.
Документа, оформленного в установленном порядке, подтверждающего право истицы на дополнительную площадь в связи с заболеванием, включенным в указанный перечень, на момент выдачи государственного жилищного сертификата не представлялось.
Более того, согласно приведенным выше нормам законодательства Российской Федерации, а также в соответствии с Положением о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 № 40, в компетенцию Минрегиона России не входит непосредственное предоставление гражданам безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения в рамках Подпрограммы.
В соответствии с пунктом 43 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов ( далее – Правила ) при получении сертификата гражданин - участник подпрограммы информируется о порядке и условиях получения социальной выплаты по этому сертификату.
В … года истцу был выдан государственный жилищный сертификат.
В суде представитель истицы не отрицал то, что Нуртдинова была проинформирована об условиях получения социальной выплаты по сертификату, и была согласна с ними.
Пунктом 11 определенно, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.
С учетом приведенной нормы, суд отклоняет довод истицы в том, что она вынуждена была согласиться с условиями получения социальной выплаты по сертификату, т. к. истекал срок его использования, поскольку сам по себе факт, в данном случае, якобы, вынужденного получения жилищного сертификата без указания льготы на дополнительную жилую площадь, не имеет правового значения при состоявшихся обстоятельствах.
Установлено, что по полученному государственному жилищному сертификату истица приобрела … квартиру по адресу: …
Кроме того, обоснован довод представителя Шеховцовой в том, расчет суммы социальных выплат по нормативу дополнительной площади не соответствует действующему законодательству.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы (далее – Правила).
Пунктом 46 Правил предусмотрено исключительное право на замену выданного государственного жилищного сертификата. Выдача дополнительного сертификата, как и взыскание социальной выплаты на приобретение дополнительной жилой площади Правилами не предусмотрена.
С учетом приведенных обстоятельств, суд признает не основанными на законе требования истицы о: признании права на получение дополнительной жилой площади в соответствии с циркуляром НКВД РСФСР от 13.01.1928г. №27 и Наркомздрава РСФСР от 19.01.1928г. №15; взыскание с Министерства регионального развития РФ и Министерства Финансов РФ в ее пользу социальной выплаты на приобретение дополнительной площади в сумме 348000 рублей.
Р Е Ш И Л:
Требования Нуртдиновой о признании права на получение дополнительной жилой площади в соответствии с циркуляром НКВД РСФСР от 13.01.1928г. №27 и Наркомздрава РСФСР от 19.01.1928г. №15; взыскании с Министерства регионального развития РФ и Министерства Финансов РФ в ее пользу социальной выплаты на приобретение дополнительной площади в сумме … рублей - признать необоснованными и отклонить.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.