2-842/11 Решение по иску о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего.



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

28.03.2011 года г.Белгород

Октябрьский районный суд г.Белгорода в составе:

председательствующего судьи Подзолкова Ю.И.

при секретаре Хицун И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горборуковой Елены Анатольевны, Дубининой Маргариты Анатольевны, Коломейцевой Дианы Анатольевны к Департаменту финансов и бюджетной политики о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, с участием сторон по делу,

У С Т А Н О В И Л:

На основании постановления главы администрации Чернянского района Белгородской области от 06.07.2000 года № 186 над несовершеннолетними Коломейцевой Маргаритой Анатольевной, …года рождения Коломейцевой Елене Анатольевной, …года рождения и Коломейцевой Дианой Анатольевной, …года рождения (истцов по делу) установлена опека, опекуном назначена их бабушка Крамаренко Н.Г. …года рождения. Выплата опекунского пособия назначена с июня 2000 года.

Дело инициировано иском истцов по делу, которые просили взыскать с Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области сумму задолженности за период с 2000 по 2004 года и за период с 2000-2001 годы за питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательской способности, согласно представленным расчетам с учетом индекса потребительских цен по уточненным исковым требованиям.

В судебном заседании истцы поддержали заявленные исковые требования, сославшись на невыполнение ответчиком - Департаментом финансов и бюджетной политики Белгородской области, как финансового органа субъекта Российской Федерации, финансового обязательства по выплате «опекунского пособия».

Представитель ответчика возражала по поводу удовлетворения иска, ссылаясь на те обстоятельства, что Департамент не является надлежащим ответчиком по делу и истцом заявлены требования по истечении трехгодичного срока исковой давности, истцом не представлены доказательства в обоснование иска.

Исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что постановлением главы администрации Чернянского района Белгородской области от 06.07.2000 года № 186 «Об установлении опеки и выплате денежных средств на несовершеннолетних Коломейцеву Маргариту Анатольевну, …года рождения, Коломейцеву Елену Анатольевну, …года рождения и Коломейцевой Дианой Анатольевной, …года рождения» установлена опека над истцами, опекуном назначена их бабушка Крамаренко Н.Г. …года рождения.

Пунктом 2 данного постановления на отдел образования Чернянского района с июня 2000 года возложена обязанность выплаты опекунского пособия на одежду, обувь, питание подопечных.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей до 2004 года) предусматривалось, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Согласно Постановлению правительства Белгородской области от 19.11.2004 года №174-пп «Об установлении в области единого размера ежемесячного пособия детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой (попечительством) граждан, в приемных семьях, и о порядке его выплаты», принятым во исполнение вышеуказанного закона, установлено, что департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области, начиная с 2005 года, при формировании консолидированного бюджета области ежегодно предусматривает в расходной части бюджета необходимый объем средств на финансирование ежемесячного пособия на питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь вышеуказанной категории детей.

Постановлением №174-пп был установлен единый размер ежемесячного пособия на питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой (попечительством) граждан, в приемных семьях, семейных детских домах, на одно физическое лицо дошкольного возраста - 1796 рублей, школьного возраста - 2083 рубля с последующей ежегодной индексацией указанных сумм на уровень ожидаемой инфляции.

В качестве источника финансирования ежемесячного пособия определены бюджеты муниципальных образований.

Законом Белгородской области от 20.12.2004 года «Об областном бюджете на 2005 год» впервые был установлен размер ежемесячного пособия, выплачиваемого опекуну (попечителю) на питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь на детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; указанные средства предусматривались в виде субвенций бюджетам муниципальных образований.

В целях приведения нормативных правовых актов Белгородской области в соответствие с действующим федеральным законодательством и во исполнение статьи 150 Семейного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), которой было установлено, что с 01.01.2005 года на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации, постановление правительства Белгородской области от 19.11.2004 года №174-пп было отменено принятием постановления правительства Белгородской области от 27.04.2005 N 101-пп.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, внесшего изменения в законодательные акты Российской Федерации, в том числе касающиеся вопросов социальной защиты граждан, 28 декабря 2004 года был принят закон Белгородской области N165 «Социальный кодекс Белгородской области», в котором главой 10 определены меры социальной защиты детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, учащихся и студентов из их числа, а также учащихся и студентов, потерявших родителей в период обучения.

Только с 2005 года законом Белгородской области « Об областном бюджете на очередной финансовый год « предусматриваются средства на выплату ежемесячного пособия на содержание вышеуказанной льготной категории детей, в виде субвенций бюджетам муниципальных образований, в рамках переданных полномочий в соответствии с Социальным кодексом Белгородской области.

До 2005 года финансирование ежемесячного пособия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производилось органами местного самоуправления за счет средств местных бюджетов, а не за счет средств областного бюджета.

Данный вывод суда основан на вышеуказанном постановлении главы администрации Чернянского района.

Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании задолженности за 1999-2001 годы, 2000-2004 года, то есть по истечении трехгодичного срока исковой давности.

Доводы истцов о том, что они узнали о наличии задолженности по выплате пособия в отделе социальной защиты населения и от другого лица – Коленченко в сентябре 2010 года в ходе судебного заседания не подтвержден. Опекун истцов, которому выплачивались названные пособия, никаких требований по данному вопросу с 2004 года не заявлял.

Истцами не предоставлено суду убедительных доказательств уважительности причин пропуска процессуального срока, с момента начало нарушенного право с 201 и 2004 года, поскольку нормативный материал, на который ссылались в исковых заявлениях истцы, не является закрытой информацией.

Доводы истцов на имеющую судебную практику ВС РФ по аналогичным искам, не может служить основанием для удовлетворения иска, поскольку судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.

По мнению суда, обстоятельства каждого конкретного рассматриваемого гражданского дела индивидуальны.

В ходе судебного разбирательства стороны по делу не возражали о рассмотрении дела с учетом предоставленных доказательств, по имеющимся материалам, согласно ст. 56 ГПК РФ, о чем расписались в приложении к протоколу судебного заседания.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Горборуковой, Дубининой, Коломейцевой к Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетних, переданных под опеку, за период 1999-2001гг. и 2000-2004 годы, не подлежат удовлетворению, как заявленные к ненадлежащему ответчику.

С учетом вышеизложенного суд, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Горборуковой Елены Анатольевны, Дубининой Маргариты Анатольевны, Коломейцевой Дианы Анатольевны к Департаменту финансов и бюджетной политики о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, признать необоснованными.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г.Белгорода.