Дело № 2-1084-2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2011 года г.Белгород
Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:
председательствующего судьи Метельковой Л.И.
при секретаре Труновой Г.Д.,
с участием:
истца Иринина С.А.; его представителя адвоката Бредихиной-Бутылиной Е.Н.;
3-го лица Ирининой Е.Н.;
представителя ответчика Веригина В.М.;
в открытом судебном заседании, рассмотрел гражданское дело по иску Иринина С.А. к Главному управлению МЧС России по Белгородской области о признании неправомерным решения жилищной комиссии от 20 декабря 2010 г. об исключении из списка очередников, нуждающихся в получении жилья, и возложении обязанности восстановить в списке нуждающихся в получении жилого помещения с момента постановки,
УСТАНОВИЛ:
Иринин с 3 апреля 2006 г. по 14 мая 2010 г. проходил службу в Главном управлении МЧС России по Белгородской области в должности главного специалиста отделения оперативного планирования по обеспечению деятельности и Государственной противопожарной службы.
Приказом № … от 14.05.2010 г. он уволен со службы по сокращению штатов при выслуге 10 лет 01 месяц 11 дней.
В период прохождения службы решением жилищной комиссии ГУ МЧС по Белгородской области от 24.08.2007 г. Иринин и члены его семьи (жена и сын) были поставлены на жилищный учет и включены в список лиц, нуждающихся в получении жилья.
Решением той же комиссии от 20.12.2010 г. Иринин исключен из списков нуждающихся в получении жилья по причине незаконной постановки на учет.
Дело инициировано иском Иринина С.А. к ГУ МЧС по Белгородской области о признании незаконным решения жилищной комиссии от 20.12.2010 г., восстановлении его в очередности на улучшение жилищных условий. В обоснование иска сослался на то, что при постановке на жилищный учет он представил все необходимые для этого документы согласно перечню, и выводы комиссии о незаконности постановки на учёт являются неправомерными. Его супруга, зарегистрированная в квартире № … в доме № … по ул…. г.Белгороде, членом семьи Бабаевой Е.Б. не была на момент постановки на жилищный учет, т.к. была членом его семьи. Несмотря на регистрацию, она в этой квартире не проживала, а её мать проживает в другом городе. В квартире проживает сестра супруги с семьей.
Иринин пояснил, что на момент постановки на жилищный учёт он имел в собственности 1/3 долю в двухкомнатной квартире № … дома № … по ул…., в которой проживают его мать, сестра и бабушка.
Фактически его семья проживала, до увольнения, на квартире по договору найма, МЧС оплачивала денежную компенсацию за поднаем жилого помещения.
Истец, его представитель адвокат Бредихина-Бутылина, 3-е лицо Иринина А.Ю. иск поддержали.
Представитель ответчика Веригин В.М. иск не признал и пояснил, что постановка на учёт нуждающихся в жилье в 2007 г. была неправильной, т.к. Иринина А.Ю. с ребенком была зарегистрирована в квартире матери и, следовательно, являлась членом её семьи. У Иринина С.А. была 1/3 доля в собственности на квартиру, которую он впоследствии подарил своей матери.
В связи с принятием Жилищного кодекса РФ в 2005 г. МЧС не несет обязанности по обеспечению сотрудников жилыми помещениями по договору социального найма. Сотрудники обеспечиваются служебными жилыми помещениями на период прохождения службы. Вместе с тем, не отрицал, что служебное жилое помещение Иринину не предоставлялось, что оплата за поднаем жилья ему производилась, что истец проходил ежегодно перерегистрацию, предоставляя необходимые для учетного жилищного дела документы.
Представитель в судебном заседании пояснил также, что при направлении документов в МЧС России для решения вопроса о предоставлении государственного жилищного сертификата семье Иринина в 2010 году Главному управлению по Белгородской области указано на отсутствие оснований выдачи, в связи с чем было принято решение жилищной комиссии от 20.12.2010 г., с которым Иринин ознакомлен 21.01.2011 г.
Исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд считает иск обоснованным по следующим основаниям.
Принимая решение об исключении Иринина С.А. из списка очередников ГУ МЧС, нуждающихся в получении жилья, жилищная комиссия сослалась на п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, который предусматривает, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учёт.
В судебном заседании установлено, что Иринин не представлял сведений о нуждаемости в жилом помещении, не соответствующих действительности. В материалах учетного дела имеются документы о наличии у него собственности на 1/3 долю 2-х комнатной квартиры в порядке приватизации, о количестве проживаемых в ней лиц, о собственности Бабаевой на квартиру, в которой зарегистрирована, но не проживала его жена и сын.
Выводы, содержащиеся в решении жилищной комиссии от 20.12.2010 г. о том, что Иринина А.Ю. является членом семьи собственника Бабаевой, проживающей в г.Губкине, противоречат п.1 ст.31 ЖК РФ, который предусматривает, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители данного собственника. Таким образом для принятия решения, является ли Иринина А.Ю. членом семьи собственника квартиры № … по ул…., дом … Бабаевой на основании п.1 ст.31 ЖК РФ, недостаточно степени родства, необходимо установление совместного проживания Ирининой и Бабаевой в кв. № …. Оснований для таких выводов у жилищной комиссии не было.
Именно это обстоятельство послужило основанием для принятия 20.12.2010 г. жилищной комиссией решения о неправомерности действий этой же комиссии от 24.08.2007 г. о признании Иринина нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Суд не может согласиться с данными выводами, т.к. ст.56 ЖК содержит исчерпывающий перечень оснований снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В чем заключается неправомерность действий должностных лиц ГУ МЧС (жилищной комиссии) при решении вопроса о принятии на учет, протокол заседания комиссии не содержит, а выводы, что государство не несет обязанность по обеспечению личного состава Государственной противопожарной службы и членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания, противоречат требованиям ст.8 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ (в ред. от 29.12.2010 г.) «О пожарной безопасности», который предусматривает гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы, и постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153, утвердившему Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Согласно п.5 Правил право на участие в подпрограмме имеют сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более (подпункт «а»).
Как усматривается из приказа об увольнении Иринина (капитана внутренней службы) по сокращению штатов с 14 мая 2010 г., его выслуга превышала 10 лет. Следовательно, на основании ст.6 он был вправе участвовать в подпрограмме, т.к. изъявил желание путем подачи рапорта перед увольнением от 5.03.2010 г. о включении его в состав участников подпрограммы и был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилого помещения для постоянного проживания со своей семьей.
Применительно к подпрограмме согласно п.12 сотрудники Государственной противопожарной службы, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы, имеют право на социальную выплату на улучшение жилищных условий на дату выдачи сертификата.
Давая согласие на увольнение, Иринин в листе беседы указал, что желает улучшить жилищные условия за счет ГЖС (1.03.2010 г.).
Таким образом, не получив отказ на выделение ГЖС, Иринин был исключен из очереди нуждающихся в жилых помещениях по основанию, не предусмотренному ст.56 ЖК РФ с нарушением требований п.1 ст.31 ЖК РФ.
Согласно п.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти условий для осуществления гражданами права на жилище, на недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
Поскольку истец не представлял несоответствующие действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, а жилищная комиссия Управления МЧС по Белгородской области поставила его на учет, то исключение Иринина из списка нуждающихся в жилье по основаниям, не предусмотренным законом, суд считает необоснованным. Его права и права его семьи (жены и ребенка) должны быть восстановлены (ст.257 ГПК).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Белгородской области от 20 декабря 2010 года об исключении Иринина С.А. из списка очередников Главного управления, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшения жилищных условий), неправомерным.
Обязать Главное управление МЧС России по Белгородской области восстановить Иринина С.А. в списке очередников, нуждающихся в получении жилого помещения, составом семьи из трех человек с даты постановки на учет по решению жилищной комиссии от 24 августа 2007 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в 10 дневный срок со дня изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г.Белгорода.