2-1169/11 Решение по иску о вселении, определении порядка пользования жилым помещением.



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2011 года г.Белгород

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Метельковой Л.И.

при секретаре Труновой Г.Д.,

с участием:

истца Лазарева В.И., его представителя Телуди И.В.;

ответчиков Пожидаевой О.В., Пожидаевой Ю.А., Пожидаевой Н.А.;

в отсутствие представителя администрации г.Белгорода;

в открытом судебном заседании, рассмотрел гражданское дело по иску Лазарева В.И. к Пожидаевой О.В., Пожидаевой Ю.А., Пожидаевой Н.А., администрации г.Белгорода о вселении, определении порядка пользования жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Трехкомнатная квартира № … в доме № … по просп…. (ранее ул….) в г.Белгороде является муниципальной, предоставлена Пожидаевой О.В. на состав семьи 4 человека на основании ордера от 27 апреля 1989 года № 1275, выданного Октябрьским райисполкомом г.Белгорода. После расторжения брака бывший муж Пожидаевой О.В. Пожидаев А.И. из квартиры выехал в другой город.

2 апреля 1999 г. в квартире был зарегистрирован Лазарев В.И., с которым Пожидаева О.В. в …. г. зарегистрировала брак.

В сентябре 2009 г. после конфликта Лазарева В.И. с Пожидаевой (Лазаревой) О.В., Пожидаевой Ю.А., Пожидаевой Н.А., послужившего основанием для возбуждения в отношении него уголовного дела, Лазарев В.И. вынужден был уйти из квартиры, где проживал и был зарегистрирован с 1999 года.

… г. брак между Лазаревым В.И. и Лазаревой О.В. прекращен на основании решения мирового суда от … г. по делу о расторжении брака, возбужденному по инициативе Лазаревой О.В.

Дело инициировано иском Лазарева В.И. к Пожидаевой О.В. (до расторжения брака Лазаревой), её детям Пожидаевой Ю.А., Пожидаевой Н.А. и к администрации г.Белгорода о вселении в квартиру № … в доме № … по пр…. в г.Белгороде и определении порядка пользования жилыми помещениями в ней. В обоснование иска сослался на то, что жилая площадь квартиры составляет 36,8 кв.м., из которых комната № 1 имеет площадь 16,3 кв.м., комната № 2-12,6 кв.м., комната № 3-7,9 кв.м. Ему может быть выделена в пользование комната площадью 12,6 кв.м., в пользовании ответчиков, в т.ч. бывшей жены, - оставлены комнаты площадью 16,3 кв.м. и 7,9 кв.м., подсобные помещения – в общем пользовании.

В судебном заседании истец и его представитель Телуди И.В. требования поддержали.

Ответчик Пожидаева О.В., с которой у Лазарева В.И. состоялось примирение, иск признала и пояснила, что комнату площадью 12,6 кв.м. до ухода Лазарева из квартиры они занимали вместе с ним; в настоящее время она продолжает проживать в данной комнате. Комнаты пл.16,3 кв.м. и 7,9 кв.м. занимают её две взрослые дочери.

Ответчики Пожидаева Ю.А., Пожидаева Н.А., признавая уход Лазарева В.И. из квартиры после скандала в сентябре 2009 г., иск считают необоснованным. В возражение своих доводов сослались на то, что их мать и Лазарев злоупотребляли спиртными напитками, в доме происходили частые скандалы. Они вынуждены были проживать в комнате площадью 7,9 кв.м., т.к. комнату 16,3 кв.м. их мать и Лазарев сдавали квартирантам, получали деньги и их пропивали. После ухода Лазарева они сделали в этой комнате ремонт, и в неё заселилась Пожидаева Ю.А.

Они возражают против выделения в единоличное пользование Лазареву комнаты площадью 12,6 кв.м., т.к. по сложившемуся порядку пользования в этой комнате проживает и их мать. Удовлетворением иска о порядке пользования будут нарушены их жилищные права.

Исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд считает иск обоснованным лишь в части вселения Лазарева в спорную квартиру по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст.67, 70 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право вселять в жилое помещение в качестве членов семьи других лиц. Лазарев, как супруг, признается членом семьи нанимателя в силу п.1 ст.69 ЖК и с момента вселения и регистрации в спорном жилом помещении приобрел права и обязанности по договору социального найма. Несмотря на расторжение брака с ответчицей Пожидаевой О.В. за Лазаревым на основании п.4 ст.69 ЖК РФ сохраняются также права, как у нанимателя.

Его требования о защите жилищных прав и вселении являются обоснованными постольку, поскольку он не признан утратившим право пользования жилым помещением и не проживает в нем в связи с возникшим конфликтом в семье. Он имеет право на защиту в соответствии со ст.71 ЖК и ст.305 ГК РФ, поэтому должен быть вселен.

Вместе с тем, глава 35 Гражданского кодекса РФ о найме жилого помещения и Жилищный кодекс РФ не предусматривают право членов семьи нанимателя (бывших членов семьи) изменения договора социального найма с заключением отдельного договора социального найма на занимаемое жилое помещение в квартире.

На основании п.2 ст.82 ЖК РФ предусматривается только право совершеннолетнего члена семьи требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору лишь с согласия остальных членов своей семьи.

Такое согласие Пожидаевы не давали, истец такое требование не заявлял.

Доводы ответчиков Пожидаевых Ю.А. и Н.А. о том, что выделением отдельной комнаты в пользование истца будут нарушены их права, заслуживают внимания.

В суде установлено, что жилая площадь квартиры составляет 36,8 кв.м. На долю каждого из имеющих право пользования жилым помещением приходится по 9,2 кв.м. жилой площади.

Комнату, о выделении в пользование которую просит истец, с момента вселения он занимал с женой. В комнате 7,9 кв.м. проживали две дочери Пожидаевой, комната пл.16,3 кв.м. сдавалась квартирантам. Эти обстоятельства подтвердила свидетель Б. (мать и бабушка ответчиков), и не отрицают Лазарев В.И. и Пожидаева О.В.

Заявляя иск, Лазарев желает изменить сложившийся порядок пользования и желает получить жилую площадь более причитающейся на его долю жилого помещения на 3,4 кв.м. (12,6- 9,2).

Исходя из равных прав нанимателя и членов его семьи, удовлетворение требований истца нарушило бы права остальных членов семьи.

При таком положении суд считает необоснованным иск Лазарева в части определения порядка пользования квартирой, а его доводы о неучастии ответчиков в оплате содержания жилья не могут служить основанием для определения такого порядка с целью оплаты только за 12,6 кв.м.

Частью 4 ст.69 ЖК РФ установлено самостоятельная ответственность бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, продолжающего проживать в этом жилом помещении по его обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма. Поэтому он вправе потребовать от наймодателя и нанимателя заключения с ним отдельного соглашения, определяющего порядок и размер его участия в расходах по внесению платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги, ремонт и содержание жилого помещения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Лазарева В.И. к Пожидаевой О.В., Пожидаевой Ю.А., Пожидаевой Н.А., администрации г.Белгорода признать обоснованным частично.

Вселить Лазарева В.И. в квартиру № …, расположенную в доме № … по проспекту … в г.Белгороде.

В удовлетворении иска Лазарева В.И. в части определения порядка пользования жилым помещением и выделении ему в пользование комнаты № 2 площадью 12,6 кв.м. в квартире № … дома … по просп…. в г.Белгороде отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в 10 дневный срок со дня изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г.Белгорода.