2-1013/11 Решение по иску о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности и др.



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

13 апреля 2011 года г.Белгород

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Подзолкова Ю.И.

при секретаре Хицун И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Панина Михаила Филипповича к администрации г.Белгорода о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложения обязанности восстановления в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, с участием представителя заявителя, представителя заинтересованного лица.

У С Т А Н О В И Л:

Панин М.Ф. является участником и инвалидом Великой отечественной войны 2-й группы, с 22.09.1994 года состоял на учете для улучшения жилищных условий, недвижимого имущества на праве собственности не имел.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 и ФЗ «О ветеранах» в 2010 году истец обратился с заявление в Управлением социальной защиты населения администрации г.Белгорода о предоставлении жилья, как инвалиду ВОВ.

Ответом от 30.08.2010 года истцу стало известно, что решением жилищной комиссии № 23 от 27.08.2010 года он снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью жилым помещением свыше установленной норме.

При повторном обращении 29.12.2010 года в администрацию г.Белгорода с заявлением о восстановлении в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, решением комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г.Белгорода от 23.04.2010 года истцу вновь было отказано в постановке на жилищный учет в связи с не предоставлением сведений, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.

В связи с этим, Паниным М.Ф. инициировано рассмотрение дела судом о праве постановке на жилищный учет, как нуждающегося в предоставлении иного жилого помещения.

В ходе судебного заседания истец и его представитель поддержали заявленные исковые требования, просили их удовлетворить.

Представитель администрации по делу возражала против иска, сославшись на то, что отсутствуют основания для признания истца малоимущим, признания права на постановку на жилищный учет.

Истец по делу, по мнения представителя администрации, обеспечен жилой площадью, которая превышает норму площади для признания гражданина нуждающимся.

Суд, исследовав предоставленные материалы, обозрев материалы дела жилищного учета, выслушав стороны, свидетелей по делу, приходит к выводу о признании права истца на постановку на жилищный учет по следующим основаниям.

Как установлено судом, что не оспаривалось и сторонами по делу, истец является инвалидом Отечественной войны второй группы.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 года N714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Статьей 21 ФЗ «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки - обеспечение ветеранов за счет средств федерального бюджета жильем.

Согласно письму Министерства регионального развития РФ от 18.01.2010 года N 809-СК/07 разъяснено, что исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан. К ним относятся:

- малоимущие;

- иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан;

- иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует.

Следовательно, довод ответчика о том, что отсутствуют основания для постановки на жилищный учет истца, согласно ст. 51 ЖК РФ, является несостоятельным, поскольку право на улучшении жилищных условий истца закреплено иным федеральных законом и его постановка на жилищный учет предусмотрена другим нормативным актом.

Согласно ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

3) не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок (пять лет со дня совершения намеренных действий, в результате которых ухудшились жилищные условия заявителя).

Как установлено судом, заявителю отказано в постановке на жилищный учет, на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.

В ходе судебного разбирательства представителем ответчика, в качестве основания для отказа в постановке на жилищный учет истца, был приведен довод о его обеспеченности жилым помещением свыше установленной нормы.

Приведенные доводы представителя администрации г.Белгорода о наличии обеспеченности истца жилой площадью более установленной законом учетной нормы, не может быть принят судом во внимание, поскольку в соответствии с пп.4 п. 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» инвалиды ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (определение кассационного коллегии Белгородского областного суда от 16.11.2010 года по иску Шляхова).

Данный вышеуказанный отказ администрации г.Белгорода, по мнению суда, не основан на требованиях закона, поскольку носит неопределенный характер, поскольку согласно п. 2 ст. 54 ЖК РФ не содержит конкретный перечень документов, который должен быть предоставлен заявителем для рассмотрения его заявления по существу.

Исходя из ст. 5 Закона Белгородской области «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» установлен перечень конкретных оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на жилищный учет.

Конкретного основания для отказа Панину в постановке на жилищный учет, со стороны администрации г.Белгорода, в ходе судебного заседания не приведено.

Судом установлено, что истец по делу с 22.09.1994 года состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющий первоочередное получение жилой площади, как участник ВОВ.

Согласно служебной записки заместителя начальника МУ «жилищного фонда» администрации г.Белгорода Панин М.Ф зарегистрирован в квартире №… дома №… по ул. Ч..

Кроме него по указанному адресу зарегистрированы и проживают: дочь, зять и 2 внука. Сам Панин фактически проживает на условиях поднайма в муниципальной 2-х комнатной квартире №… дома №… по ул. Щ.. По указанной жилплощади лицевой счет открыт на Широкову Г.А.. Администрацией г.Белгорода Панин М.Ф. включен в список 100 инвалидов, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищный условий, для получения жилой площади к 60-летию Победы в 2005 году (учетное дело истца).

В ходе судебного заседания установлено, что до настоящего времени истец самостоятельно не обеспечен иным жилым помещением, проживает с Пономаревой П.И. в другом жилом помещении (Щорса д. №… кв. №…), которое принадлежит внучке Пономаревой.

Указанные обстоятельства подтверждены в ходе судебного заседания свидетельскими показаниями Пономаревой П.И. и Руденко В.Н..

В ходе судебного заседания со стороны ответчика не опровергнут довод истца о том, что он жилым помещением не обеспечен, поскольку спорное жилое помещение ему не принадлежит на праве собственности или по договору социального найма.

В ходе судебного заседания установлено, что согласно договору приватизации от 22.01.2010 года квартира, расположенная по адресу: г.Белгород ул. Ч. д. №… кв. №…, общей площадью 54.57 кв. метра, где имеет право пользования истец, принадлежит на праве собственности Блохиной Л.М. (дочери истца).

Согласно составленного акта администрацией г.Белгорода в данной квартире проживают истец, его дочь, зять и внук ( 4 человека). Со слов дочери истца около года еще проживает гражданская жена сына.

Суд считает, что отсутствие регистрации указанных граждан по месту своего постоянного жительства, само по себе не может ограничивать права заявителя на право улучшения жилищных условий.

Следовательно, общая площадь, приходящаяся на заявителю, составит – 54.57 / 4 =13.64 кв. метров, то есть, меньше учетной нормы (15кв.метров), установленной Законом Белгородской области № 39 от 10.05.2006 года.

Как установлено судом основанием для отказа заявителю в постановке на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, послужил факт смерти супруги истца и снятия с регистрационного учета.

Как установлено судом, при принятии решения о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрация г.Белгорода исходила из самого факта регистрации граждан с вышеуказанной квартире.

Согласно п. 2 постановления Конституционного Суда РФ № 4-П от 02.02.1998 года «По делу о проверке конституционности п.п.10.12,21 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ» согласно которого сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо дополнительных прав и обязанностей.

В ходе судебного заседания, исходя из бремени доказывания со стороны администрации г.Белгорода в порядке ст. 56 ГПК РФ, не предоставлено доказательств, подтверждающих что данные граждане не были фактически вселены.

Довод заявителя о фактическом проживании супруги сына и внука до его обращения в администрацию г.Белгорода с заявлением о постановке на жилищный учет, в ходе судебного заседания не опровергнут.

Стороны по делу не возражали о рассмотрении дела по существу по имеющимся основания, по предоставленным доказательствам, о чем расписались в приложении к протоколу судебного заседания.

При таких обстоятельствах суд приходит к обоснованному выводу, что отказы и решения администрации г.Белгорода об отказе Панину М.Ф. в принятии на постановку на жилищный учет является неправомерными, в связи с этим следует признать за ним право на постановку на улучшение жилищных условий при администрации г.Белгорода.

С учетом вышеизложенного суд, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление Панина Михаила Филипповича к администрации г.Белгорода о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложения обязанности восстановления в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, - признать обоснованным.

Признать незаконными решения администрации г.Белгорода в лице Управления социальной защиты населения от 27.08.2010 года, протокол №23 о снятии Панина М.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и от 23.04.2010 года протокол № 13 об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию г.Белгорода в лице Управления социальной защиты населения поставить Панина Михаила Филипповича на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 23.04.2010 года.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г.Белгорода.