2-1571/11 Решение по заявлению об оспаривании действий должностных лиц администрации города Белгорода.



Дело № 2-1571-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Белгород 21 апреля 2011 года

Октябрьский районный суд г.Белгорода Белгородской области в составе

Председательствующего судьи Литвинова В.Е.,

при секретаре Михониной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Николенко Лилии Ивановны, Соболевской Клары Петровны, Кайдалова Алексея Юрьевича об оспаривании действий должностных лиц администрации г.Белгорода,

с участием заявителя Кайдалова А.Ю., представителя заявителя Соболевской К.П. Колесникова С.А., представителя заинтересованного лица Мазикина Д.О., заявитель Николенко Л.И. ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие,

УСТАНОВИЛ:

….. года на основании решения собственников помещений многоквартирного дома № …. по ул….. в г….. Николенко Л.И. в качестве уполномоченного собственниками лица обратилась в администрацию г.Белгорода с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом, в чем было отказано письмом начальника департамента имущественных и земельных отношений администрации г.Белгорода в связи с не включением земельного участка в перечень участков, подлежащих формированию в 2011 году за счет бюджетных средств.

Дело инициировано заявлением Николенко Л.И., Соболевской К.П., Кайдалова А.Ю., которые просили признать незаконным отказ администрации г.Белгорода сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом № …. по ул….. в г…. с элементами озеленения и благоустройства, иными входящими в состав дома объектами недвижимого имущества, а также обязать администрацию г.Белгорода сформировать земельный участок площадью ….. кв.м, на котором расположен дом, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В судебном заседании Кайдалов А.Ю., представитель заявителя Соболевской К.П. заявленные требования поддержали.

Представитель администрации г.Белгорода Мазикин Д.О., не оспаривая обязанность администрации г.Белгорода по формированию земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом, возражал против удовлетворения заявленных требований в связи с отсутствием средств для проведения формирования участка, полагая ответ администрации на заявление Николенко Л.И. носящим не отказной, а разъяснительный характер.

Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд полагает требования заявителей подлежащими частичному удовлетворению.

В силу ст.36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу, которым указанные лица владеют, пользуются и установленных Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются.

Согласно ч.3 ст.16 ФЗ от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в данном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании соответствующего земельного участка. При этом формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами местного самоуправления.

Право Николенко Л.И. на обращение в администрацию г.Белгорода с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом № ….. по ул….. в г….. подтверждено решением внеочередного общего собрания собственников помещений в доме (протокол № … от …. года).

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч.2 ст.8); право частной собственности охраняется законом, и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч.1,2 ст.35); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст.36).

Из статьи 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Суд полагает отказ администрации г.Белгорода в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом № …. по ул….. в г….., со ссылкой на не включение участка в перечень земельных участков под многоквартирными домами, подлежащих формированию за счет бюджетных средств на 2011 год, необоснованным.

Предусмотрев в ч.3 ст.16 названого Закона, что в случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 01 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ.

Из п.4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 года № 12-П следует, что при реализации прав граждан, связанных с формированием земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, должен соблюдаться конституционный принцип равенства, гарантирующий защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, что означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относятся к области публичных правоотношений, органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

Учитывая изложенное, суд полагает убедительным довод заявителей о том, что в случае отказа в совершении действий по формированию земельного участка, собственники помещений в многоквартирном доме № …. по ул….. в г….. оказываются в неравном положении по сравнению с собственниками помещений в тех домах, участки по которыми включены в перечень земельных участков, подлежащих формированию за счет бюджетных средств в 2011 году.

Направленный в адрес Николенко Л.И. ответ начальника департамента имущественных и земельных отношений администрации г.Белгорода от …. года (исх. № ….), содержащий информацию о невозможности формирования земельного участка в 2011 году и предполагаемом включении данного участка в перечень участков, подлежащих формированию за счет бюджетных средств в 2012 году либо в последующие годы фактически является отказом в формировании участка, в связи с чем довод представителя администрации о том, что данный ответ имеет не отказной, а разъясняющий характер, несостоятелен.

В связи с тем, что надлежащим исполнением органом местного самоуправления возложенной на него обязанности по формированию земельного участка при отсутствии в законодательстве специального срока формирования такого земельного участка будет являться осуществление установленной законом процедуры формирования в разумные сроки, довод представителя администрации г.Белгорода в обоснование своей позиции о том, что действующим законодательством не установлен срок, в который органы местного самоуправления обязаны сформировать земельный участок под многоквартирным домом, также неубедителен. Это корреспондирует с положением п.4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 года № 12-П, согласно которому обращение собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена такая функция.

Учитывая изложенное, требования заявителей в части признания отказа администрации г.Белгорода в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом № …. по ул….. в г….. и обязать администрации г.Белгорода сформировать этот участок для его предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме обоснованны и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, поскольку процедура формирования земельного участка, расположенного под многоквартирным домом, предполагает точное определение границ такого участка и его площадь путем его межевания с привлечением специализированных организаций, с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков и бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что размер (площадь) земельного участка под многоквартирным домов № … по ул…. в г…. составляет именно …. кв.м и отсутствуют иные вкрапления помимо указанных заявителями, суд полагает возможным отказать в удовлетворении заявленных требований в части указания на площадь земельного участка, подлежащего формированию органом местного самоуправления.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ администрации г.Белгорода в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом № …. по ул…. в г…. и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, для его предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Обязать администрацию г.Белгорода сформировать в установленном законом порядке земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом № …. по ул….. в г….. и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, для его предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В удовлетворении требований Николенко Л.И., Соболевской К.П. и Кайдалова А.Ю. в оставшейся части отказать.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г.Белгорода.