№2-1446-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2011 года г. Белгород
Октябрьский районный суд г. Белгорода
в составе: председательствующего судьи – Б.В. Яцинишин
при секретаре – Е.Ю. Гроицкой,
с участием истца Медведевой Н.В., представителей ответчика Кабак В.П., доверенность от ……г., Кулигина П.П., доверенность от ……..г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведевой Натальи Владимировны к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в Белгородском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,
установил:
Истица является педагогическим работником, стаж её педагогической работы составляет 25 лет.
Ответчиком истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа осуществления педагогической деятельности и на включением в специальный стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком и обучения на курсах повышения квалификации.
Дело инициировано иском Медведевой Н.В., она, изменив требования в суде, просила суд обязать УПФ назначить пенсию, включив в стаж педагогической работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, период с ……г. по …….г. - отпуск по уходу за ребенком, периоды с ……г. по …….г., с ……г. по ……г. и
с ……г. по ……г. - обучение на курсах повышения квалификации.
В судебном заседании истица поддержала заявленные исковые требования.
Представители УПФ РФ в Белгородском районе возражали против удовлетворения требований.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пп.10 п.1 ст.28 федерального закона РФ от 17.12.2001 №173-ФЗ
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.
При определении права на досрочную пенсию по пп.10 п.1 ст.28 названного закона в страховой стаж включается педагогическая деятельность, которая протекала в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлениями Правительства РФ от 29.10.2002 №781, от 22.09.1999 №1067, от 06.09.1991 №463.
Судом установлено, что истица является педагогическим работником и осуществляла педагогическую деятельность в дающих право на пенсию за выслугу лет, что не оспаривает ответчик.
С ……г. по ……г. истица находилась в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, сто подтверждается справкой МОУ средняя общеобразовательная школа №….. с. …….и не оспапаривается ответчиком.
Согласно сообщению УПФ РФ в Белгородском районе от ……№…… период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет засчитывается ответчиком не в полном объеме, а с …….г. по …….г.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1
"О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от
22 августа 1989 г. №677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства"
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком начался у истицы ……..г., то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч.2), 15 (ч.4),
17 (ч,1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 6 ……г. по 20 ……г., подлежит включению в стаж работы Медведевой Н.В., дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П, определение Верховного суда РФ от 24.12.2010 №3-В10-14).
При таких обстоятельствах, несостоятельны доводы ответчика об исключения из специального стажа работы истицы периода её нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет.
Относительно исключения ответчиком из специального стажа работы истицы периодов нахождения на курсах повышения квалификации суд приходит к следующему выводу.
С …….г. по …….г. истица повышала свою квалификацию в Приморском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования, с …….г. по ……г. и с …….г. по …….г. - обучение на курсах повышения квалификации в Белгородском региональном институте повышении квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Принимая решение об отказе во включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения Медведевой Н.В. на курсах повышения квалификации, ответчик исходил из того, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516, не предусмотрено включение указанных периодов в специальный стаж педагогических работников.
Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27, 28 названного закона, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.06.2002 №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии со ст.187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем, отказ УПФ РФ в Белгородском районе истице во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации нельзя признать соответствующим вышеназванным положениям закона (определение Верховного суда РФ от 04.02.2011 №74-В10-11).
Учитывая правовую позицию Конституционного и Верховного судов РФ суд приходит к выводу об удовлетворении требований истицы, заявленных в иске.
В ходе судебного заседания ответчиком не приведено ни одного факта и не представлено ни одного довода по существу иска, чтобы суд пришел к иному выводу по данному делу.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Медведевой Натальи Владимировны к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в Белгородском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости признать обоснованным.
Включить в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости Медведевой Наталье Владимировне период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет - с …..г. по…….г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ………г. по …….г., с …….г. по ……г. и с …… г. по …….г.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в Белгородском районе Белгородской области назначить Медведевой Наталье Владимировне досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.