Дело № 2-2539-2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 июля 2011 года г.Белгород Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе: председательствующего судьи Метельковой Л.И. при секретаре Жидковой В.В. с участием: истца Гончарова В.А.; представителей ответчиков Шеховцовой Н.В. и Чукановой М.В.; в открытом судебном заседании рассмотрел дело по иску Гончарова В.А. к Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области о финансировании средств на приобретение жилого помещения, к администрации г.Белгорода о приобретении и предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно, УСТАНОВИЛ: Гончаров В.А. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР с … года. Приказом Министра обороны Украины № … от … г. он уволен в запас с военной службы по п.65, подпункт «В» - по состоянию здоровья, и согласно приказу командира войсковой части … от … г. № … исключен из списка личного состава части, направлен на учет в Октябрьский РВК г.Белгорода. Решением жилищной комиссии администрации г.Белгорода с … г. поставлен на учет на получение жилья по списку уволенных военнослужащих составом семьи 4 человека. Впоследствии брак с женой в … г. был расторгнут, жена и двое детей остались проживать в г.Полтава (Украина), а он проживает в квартире, принадлежащей на праве долевой собственности сестре и членам ее семьи: г.Белгород, ул…., д…., кв…. От получения государственного жилищного сертификата в … г. Гончаров отказался в письменном заявлении. В … г. Гончаров обратился с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно на состав семьи 1 человек, представил необходимые документы кроме справки о сдаче жилья по последнему месту военной службы в г.Полтава, т.к. в квартире по ул…., д…., кв…. остались проживать его бывшая жена и дети, в. .. году квартира ими была приватизирована. Дело инициировано иском Гончарова В.А. к Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, администрации г.Белгорода, управлению социальной защиты населения г.Белгорода о признании права на обеспечение жилым помещением, принятого на жилищный учет до 1 января 2005 г., и предоставлении жилого помещения без справки КЭЧ о сдаче жилья по последнему месту военной службы. В процессе досудебной подготовки истец заявил ходатайство об уточнении требований в порядке ст.39 ГПК РФ, в котором просит суд обязать Департамент строительства, транспорта и ЖКХ включить его в заявку о финансировании приобретения в собственность жилого помещения на одного человека и перечислении субвенций в доход бюджета администрации г.Белгорода, а также обязать администрацию г.Белгорода в установленном законом порядке приобрести для него жилое помещение за счет субвенций федерального бюджета. В судебном заседании истец иск поддержал. Представитель Департамента и представитель администрации г.Белгорода иск не признали. В обоснование возражений сослались на п.44 постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153, которое предусматривало обязательность предоставления справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту службы, и постановление правительства Белгородской области от 14.03.2011 г. № 90-ПП, принятого во исполнение Федерального закона от 8.12.2010 г. № 342-ФЗ, в котором содержатся аналогичные требования к перечню предоставляемых документов. Губарев включен в Список граждан, уволенных с военной службы, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий при администрации г.Белгорода, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета по форме обеспечения в собственность бесплатно под № …, но без справки о сдаче жилого помещения в г.Полтаве вопрос положительно разрешен быть не может. Исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что в период прохождения службы в авиационной группе Дальней авиации Республики Украина Гончарову на состав семьи 4 человека была предоставлена квартира по адресу: г.Полтава, ул…., д…., кв…., что подтверждается его объяснениями, решением Октябрьского районного суда г.Полтавы от … г. В данном жилом помещении Гончаров В.А. не проживает с … г., местом его жительства является квартира № … по ул…., дом … в г.Белгороде, что подтверждается справкой с места жительства и выпиской из домовой книги. Квартира была приватизирована на состав семьи 5 человек: мать истца, семью сестры из 4-х человек, их право общей долевой собственности зарегистрировано в ЕГРП. Нуждаемость Гончарова В.А. в получении жилого помещения не отрицают представители ответчиков. В соответствии со ст.1 Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств-участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативно-правовыми актами бывшего Союза ССР. Доводы ответчиков о необходимости сдачи жилья квартирно-эксплуатационным органом на Украине основано на неправильном толковании норм материального права. Соглашение между государствами-участниками СНГ от 14.02.1992 г., являющееся нормой международного права, не устанавливает обязанность военнослужащих сдавать жилые помещения, предоставленные им на территории государств-участников Содружества, для последующей реализации своих жилищных прав в соответствии с законодательством государств, в которых они проходят службу. Не содержат такого требования и другие международные договоры, в которых принимает участие Российская Федерация. Законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в Российской Федерации. При этом препятствием в соответствии со ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома (квартиры), а также сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за военнослужащими жилых помещений по месту жительства до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место службы. Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечении такой категории граждан жильем на территории Российской Федерации могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся исключительно на территории Российской Федерации, и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав. Жилые помещения, расположенные за пределами Российской Федерации, подпадают под юрисдикцию государств, на территории которых они находятся. Данный вывод подтверждается нормами названных государств-участников СНГ, устанавливающими порядок пользования жилыми помещениями, наступление и прекращение прав собственности на них. На основании изложенного следует вывод о том, что порядок сдачи жилых помещений военнослужащими, выезжающими с территории государства-участника СНГ, и правовые последствия таких действий должны регулироваться международными договорами и законодательством государства, на территории которого расположено сдаваемое жилое помещение. При этом именно от этих государств должна исходить заинтересованность в сдаче военнослужащими жилья. Данные обстоятельства нашли свое отражение лишь в ст.3 Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах-участниках Содружества Независимых Государств от 28 марта 1997 г., согласно которому государство-участник, в вооруженных силах и других воинских формированиях которого проходили военную службу граждане, переезжающие на постоянное место жительства на территорию другого государства-участника, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранному ими постоянному месту жительства на территории другого государства-участника при условии сдачи занимаемых этими гражданами жилых помещений по прежнему месту службы (жительства) или если жилые помещения по прежнему месту службы (жительства) им не предоставлялись. Согласно статусу указанного документа он не вступил в силу, а также не подписан Украиной. Суд считает неубедительными доводы представителя ответчика о необходимости сдачи истцом жилья, полученного в период службы на Украине, поскольку отсутствуют какие-либо претензии украинской стороны на это жилье на территории Украины. К тому же по смыслу ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным к военной службы до 1 января 2005 г. принятым на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть предоставлена гражданами по независящим от них причинам. В таких случаях они вправе поставить вопрос об обеспечении жилым помещением в судебном порядке за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, по одному из оснований, перечисленных в Федеральном законе от 8.12.2010 г. № 210-ФЗ, которым внесены изменения в Закон «О статусе военнослужащих»: 1) получение жилья по договору социального найма; 2) в собственность бесплатно; 3) получение жилищной субсидии на приобретение жилого помещения. Выполнение этих обязательств за счет федерального бюджета (субвенций) возложено на субъекты РФ. Гончаров избрал способ обеспечения жилым помещением – в собственность бесплатно, подав заявление. РЕШИЛ: Обязать Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области включить Гончарова В.А. в заявку о финансировании приобретения для него жилого помещения в собственность на состав семьи один человек и произвести перечисление субвенции в доход бюджета администрации г.Белгорода для финансирования приобретения жилого помещения в установленном законом порядке. Обязать администрацию г.Белгорода приобрести Гончарову В.А. и передать в собственность бесплатно жилое помещение за счет средств федерального бюджета (субвенции) в установленном законом порядке. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в 10 дневный срок со дня изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г.Белгорода.