Дело № 2-3344-2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Белгород 21 сентября 2011 года Октябрьский районный суд г.Белгорода в составе: председательствующего судьи Лопыревой С.В., при секретаре Гроицкой Е.Ю., с участием представителя ответчика Герейханова А.Г., в отсутствие представителей Управления Министерства Юстиции РФ по Белгородской области, Управления ФНС по Белгородской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области к Автономной некоммерческой организации «Центр поддержки молодежных инициатив» о ликвидации организации, у с т а н о в и л: АНО «Центр поддержки молодежных инициатив» зарегистрировано в качестве юридического лица … г. Согласно п.3 ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе средств, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Дело инициировано иском Управления Министерства юстиции РФ по Белгородской области, обратившегося с требованиями о ликвидации организации, ссылаясь на нарушение п.3 ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях», выразившееся в непредставлении отчетов о своей деятельности за …-… г. Управление Министерства юстиции РФ по Белгородской области представило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель ответчика в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований и ликвидации организации при условии, чтобы ликвидация была произведена без возложения на организацию и ее учредителей дополнительных обязанностей. Управление ФНС по Белгородской области представило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, не возражало против ликвидации организации. Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд считает требования истца необоснованными. Ликвидация организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статьей 61 ГК Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных этой статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. N 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 ГК Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц. Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации. Из искового заявления следует, что отчеты организацией не представлены за период …-… г.г. Сам по себе факт ненаправления отчетов по своему характеру и последствиям без представления доказательств, свидетельствующих о существенности и неустранимости допущенных ответчиком нарушений, не может являться достаточным основанием для ликвидации организации. Сведений о мерах реагирования контролирующей организации на непредставление отчетов в течении трех лет, привлечении юридического лица к ответственности за их непредставление суду не представлено. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, р е ш и л: Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области признать необоснованными, в их удовлетворении отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течении 10 дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г.Белгорода.