2-3690/11 Решение по иску о взыскании недополученной пенсии по случаю потери кормильца.



РЕШЕНИЕ

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

06 октября 2011 года г. Белгород

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Подзолкова Ю.И.
при секретаре Хицун И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малецкой Ю.А. в интересах себя и несовершеннолетнего Малецкого С.А. к Белгородскому Военному комиссариату о взыскании недополученной пенсии по случаю потери кормильца, с участием сторон по делу,

У С Т А Н О В И Л:

Малецкий А.П., проходивший военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, … года погиб при исполнении обязанностей военной службы в Чеченской Республике.

Малецкая Ю.А. и ее сын - Малецкий С. с … года по настоящее время получают пенсию через военный комиссариат Белгородской области по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны РФ в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах исполнительной системы, их семей».

Статьей 45 данного Закона предусмотрено повышение пенсий некоторым категориям пенсионеров, в том числе и пенсий по случаю потери кормильца.

Согласно п. «г» данной статьи пенсии повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п.п.1-4 п.1 ст.3 ФЗ «О ветеранах», к которым относится Малецкий А.П.

Военный комиссариат Белгородской области отказал истцам в повышении пенсии, мотивируя отказ тем, что пунктом «г» ст.45 Закона предусмотрено повышение пенсии только ветеранам боевых действий, но не членам семей погибших ветеранов.

Дело инициировано иском Малецкой Ю.А. в интересах себя и несовершеннолетнего Малецкого С.А., которые (с учетом уточнений) просили взыскать с военного комиссариата Белгородской области недополученную пенсию по случаю потери кормильца в пользу Малецкой Ю.А. за период с … года по … года в сумме … рублей, в пользу несовершеннолетнего Малецкого С.А. за период с …года по … года в сумме … рублей.

Истцы просили суд обязать военный комиссариат области с …. установить несовершеннолетнему Малецкому С.А. ежемесячную пенсию по потери кормильца в размере … рублей, до изменения обстоятельств, влияющих на повешение размера пенсии.

В судебном заседании истица Малецкая Ю.А. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Сарычев А.И. просил отказать в удовлетворении требований истцам, поскольку пенсия назначена и выплачивается в соответствии с законом.

Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. «г» ст.45 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года (в редакции Федерального закона от 03.12.2007 года № 319-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2008 года) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, их семей» пенсии за выслугу лет по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе, начисленные в минимальном размере), повышаются участникам ВОВ из числа лиц, указанных в п.п. «а»-«ж» и «и» п.п.1 п.1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1-4 п.1 ст.3 Федерального закона «О ветеранах» на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона.

В силу п.п.1 п.1 ст.3 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимающих участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.

Малецкий А.П. был направлен на прохождение военной службы по контракту органами государственной власти РФ и погиб при исполнении обязанностей военной службы. Данное обстоятельство ответчиком не отрицается.

Закон РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» предусматривает три вида пенсии, две из которых – пенсию по инвалидности и за выслугу лет получают сами военнослужащие, и третий вид пенсии – пенсию по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст.28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих.

Размер же видов всех пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со ст.43 Закона, то есть от дохода, который получал сам кормилец.

Статья 45 размещена в разделе «исчисление пенсий», где учитываются общие положения для всех видов пенсий. Данная правовая норма определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.

Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются живые военнослужащие, по случаю потери кормильца в соответствии со ст.29 Закона - нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

Из указанных положений следует, что определенная законом надбавка в 32 процента начисляется к пенсии, получаемой членами семьи, и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии указан в ст.45 Закона, дающей право на повышение пенсии.

Этот же вывод вытекает из содержания ч.5 ст.46 того же Закона, предусматривающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего, каковыми являются истцы по делу.

При таких обстоятельствах являются необоснованными доводы представителя ответчика об отсутствии законных оснований для повышения истцам пенсии по случаю потери кормильца на 32 процента расчетного размера пенсии.

Согласно Закону РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» универсальной единицей при определении размеров повышений и увеличений пенсий, а также надбавок к пенсиям отдельных категорий военных пенсионеров является понятие «минимальный размер пенсии по старости».

С … года по … года в соответствии с Федеральным законом «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21.07.1997 года № 113-ФЗ (утратил силу с 01.01.2002 года) минимальный размер пенсии по старости определялся путем умножения действующего минимального размера пенсии на индекс роста среднемесячной заработной платы в стране за соответствующий квартал. Этот индекс утверждался Правительством Российской Федерации.

С … года по … года минимальные размеры военных пенсий, надбавки к пенсиям и повышения военных пенсий определяются исходя из минимального размера пенсии по старости в размере … рублей, индексируемого в порядке, установленном для индексации трудовых пенсий ст.17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, без повышения его за трудовой стаж сверх требуемого для назначения полной пенсии.

Механизм повышения минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям и повышений пенсий определен Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22.09.1993 года № 941.

В соответствии с п.14 указанного Постановления в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, состоящих на военной службе, одновременно подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным с военной службы военнослужащим, и их семьям, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, исчисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.

При этом установлено, что если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные военные пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из суммы увеличенного денежного довольствия. Минимальные размеры пенсий, а также надбавки к пенсиям и повышения пенсий определяются исходя из минимального размера пенсии по старости, установленного законодательством на день, с которого производится перерасчет пенсий.

При повышении минимального размера пенсии по старости со дня его повышения подлежат пересмотру ранее назначенные уволенным с военной службы военнослужащим и их семьям пенсии, которые исчислены с соответствующими надбавками и повышениями, в минимальных размерах или в размерах, не достигающих минимальных размеров, определяемых с учетом нового минимального размера пенсии по старости, если одновременно не возникло основания для пересмотра им пенсий в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих.

В качестве повышения уровня пенсионного обеспечения бывших военнослужащих и их семей государством приняты меры к пересмотру порядка исчисления минимальных размеров пенсии, а также надбавок к пенсиям отдельных категорий военных пенсионеров. С 01.01.08. в качестве универсальной единицы введено понятие «расчетный размер пенсии».

Согласно Федеральному закону № 244-ФЗ от 01.11.2007 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан», размер базовой части трудовой пенсии по старости установлен в сумме 1560 рублей, с 01.08.2008 года - в сумме 1794 рублей в месяц.

Поэтапное увеличение размера базовой части трудовой пенсии по старости, учитываемой при исчислении размеров надбавок к военным пенсиям (с 1 марта и с 1 декабря 2009 г.) предусмотрено Федеральным законом от 22.12.2008 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан», вступившим в силу с 01.01.2009 года, согласно которому базовая часть трудовых пенсий подлежит увеличению в 1,085 раза. В связи с этим, размер базовой части трудовой пенсии по старости с 01.03.2009 года составил 1946,49 рублей (1794 х 1,085).

В соответствии с Федеральным законом от 28.04.2009 года № 72 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения материального обеспечения отдельных категорий граждан» с 01.12.2009 года размер базовой части трудовой пенсии по старости установлен в размере 2562 рублей.

Постановлениями Правительства РФ от 18.03.2010 года № 167 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 01.04.2010 года размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца», № 169 «Об утверждении коэффициента индексации с 01.04.2010 года социальных пенсий» с 01.04.2010 года установлено увеличение трудовых пенсий в 1,063 раза. Соответственно размер базовой части трудовой пенсии составил 2723,41 рублей (2562 х 1,063).

В соответствии с ч.2 ст.58 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

До вступления в действие с 01.01.2008 года Федерального закона № 319-ФЗ от 03.12.2007 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», п. «г» ст.45 Закона от 12.12.1993 года № 4468-1 в прежних редакциях предусматривалось увеличение пенсии по случаю потери кормильца на 100 % установленного законодательством РФ минимального размера пенсии по старости, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона.

С 01.01.2008 года ст.45 Закона действует в редакции ФЗ № 319-ФЗ от 03.12.2007 года, в п. «г» данной статьи предусматривается увеличение пенсии по случаю потери кормильца на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 Закона, согласно которой минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости и пересматривается одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости исходя из этого увеличения.

Суд для исчисления задолженности по недополученной пенсии принимает расчет представителя военного комиссариата Белгородской области, поскольку расчет надбавки к пенсии, подлежащей выплате истице Малецкой Ю.А.. за период с …. по … произведен математически верно - исходя из 100% минимального размера пенсии по старости в Российской Федерации; с …. - с надбавками к минимальному размеру пенсии в сумме … рублей, впоследствии индексируемыми в установленном законом порядке, а с …. - исходя из 32% размера базовой части трудовой пенсии по старости; за период с … по … - исходя из 32% размера базовой части трудовой пенсии по старости.

Кроме того, с учетом данного расчета истица уточнила свои исковые требования, что согласно ст. 68 ГПК РФ, дает суду основания для вынесения решения по иску, с учетом позиции ответчика.

Ранее произведенный расчет представителем истцов, указанным требованиям не отвечает, поскольку за период с … по … размер задолженности исчислялся исходя из размера базовой части трудовой пенсии, которые устанавливались Правительством РФ в твердых денежных суммах на определенные периоды времени, что не может быть применено к данному спору, поскольку на данный период времени действовал нормативно-правовой акт, четко регулирующий порядок начисления надбавок к пенсии по случаю потери кормильца.

С учетом изложенного, с ответчика в счет погашения задолженности по недополученной пенсии по случаю потери кормильца, сумма подлежащая взысканию в пользу Малецкой Ю.А. за период с … года по … года в сумме … рублей, в пользу несовершеннолетнего Малецкого С.А. за период с … года по … года в сумме … рублей.

С ….размер пенсии по случаю потери кормильца в пользу несовершеннолетнего Малецкого С.А. следует установить в размере … рублей, до изменения обстоятельств, влияющих на повешение размера пенсии.

Поскольку длительное неисполнение судебных решений признается нарушением п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст.1 Протокола к ней, ч.1 ст.36 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст.204 ГПК РФ, суд считает необходимым установить двухмесячный срок исполнения решения суда, а также предусмотреть производство начисления и взыскания процентов в размере учетной ставки банковского процента, составляющего 8,25 процентов годовых (Указание ЦБ России от 29 апреля 2011 года № 2618-У) на остаток суммы задолженности со дня предъявления исполнительного листа до дня исполнения решения суда.

Суд, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с военного комиссариата Белгородской области в пользу Малецкой Ю.А. задолженность по недополученной пенсии за период с … года по … года в сумме … рублей.

Взыскать с военного комиссариата Белгородской области в пользу несовершеннолетнего Малецкого С.А. задолженность по недополученной пенсии за период с … года по … года в сумме … рублей.

Обязать военный комиссариат Белгородской области с … года за счет средств, предназначенных для выплаты пенсий, компенсаций и пособий, ежемесячно производить выплату в пользу несовершеннолетнего Малецкого С.А. пенсию по случаю потери кормильца в размере … рублей до изменения обстоятельств.

При неисполнении решения в течение двух месяцев с момента предъявления исполнительного листа взыскателем для исполнения производить начисление и взыскание процентов в размере учетной ставки банковского процента, составляющего 8,25 процентов, на остаток суммы задолженности со дня предъявления исполнительного листа до дня исполнения решения.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию Белгородского областного суда в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения суда через Октябрьский районный суд города Белгорода.